юнгман алена
Конспект по познавательному развитию в средней группе «Где спрятался воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
1. Развивать навыки проведения опытов
2. Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха
3. Воспитывать внимательность и активность в ответах
Оборудование:
• тазик с водой;
• чеснок;
• игрушка «Кукла»;
• ширма;
• полиэтиленовые пакеты по количеству детей
• игрушки и другие мелкие предметы полые и неполые;
• сундучок;
• стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
Публикация «Конспект по познавательному развитию в средней группе „Где спрятался воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
• воздушные шары по количеству детей.
Интеграция:
1. социально-коммуникативное развитие (применение ролей учёных)
2. физическое развитие (физ-минутка, (дышим – не дышим)
3. Речевое развитие ( активный словарь: воздух, плавает, тонет, заперли (поймали, движется, в людях, через нос, невидимый, бесцветный, прозрачный,чтение х/л – интеграция (стихотворение)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и будем делать опыты как настоящие учёные.
Кукла (появившись из-за ширмы) :Здравствуйте, ребята! А что вы собираетесь тут делать?
Воспитатель:Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Кукла: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель:Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети:Нет, не видели.
Воспитатель:Раз мы его не видели, значит, воздух какой?
Дети:Воздух : прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла:Вот! Вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель:Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла:Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель:Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух все-таки есть! Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите я научу вас ловить воздух?
Дети: Да!
Опыт №1 (с полиэтиленовым пакетом) :
Воспитатель:Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст
Воспитатель:Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети:В нём нет воздуха.
Воспитатель:Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла:А мне этот пакет что-то напомнил. Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух. На море. Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видела у детей спасательные нарукавники, и даже, спасательный круг!
Воспитатель:Правильно! Воздух легче воды, и, если воздух внутри матраса, то он, конечно же, плавает! Ребята, а помогите мне разобрать игрушки. Где спрятался воздух? (достает сундучок).
Опыт №2 «Тонет – не тонет» (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, другие мелкие предметы и разделяют их на две: тонет и не тонет. Путём погружения в воду).
Воспитатель:Молодцы, дети! Помогли. Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физ-минутка:
Король с водой имеет дело (перелив воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду – не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (ладошки соединяем ребром друг к другу)
Фартук – друг. Он нам помог (провести ладошками от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, поворот головы в стороны)
Ты работу завершил? Всё на место положил? (шагаем на месте)
Воспитатель:Отдохнули? А теперь всех прошу к столу (на столе стоят стаканчики с кипяченой водой и трубочками!
Кукла: Так! Так! Так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где кажется пусто, на самом деле, спрятался воздух. А интересно, у людей внутри есть воздух?
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим?
Опыт № 3: воздух в человеке.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузыри.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом, снова его выдыхаем через трубочку, и получаются пузыри.
Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Воспитатель: через нос. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух (дышим). Мы видим его?
Дети: нет.
Воспитатель: но мы может его почувствовать (давит чеснок) носом.
Кукла: ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать!
Воспитатель: что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут. Ребята, как вы думаете, а сам воздух пахнет? Понюхайте.
Дети: нет.
Воспитатель: сам воздух не имеет запаха. А как же тогда получается, что, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Кукла: вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе :
• воздух постоянно нас окружает;
• воздух есть внутри людей;
• воздух легче воды;
• воздух не имеет запаха, но может его переносить;
• воздух можно запереть (поймать).
Воспитатель: Кукла, куда ты побежала? Что ты там делаешь?
Кукла: я тут! (дует). Я тоже решила поймать воздух. Я хочу подарить ребятам эти шарики за то, что вы помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: и нам, ребята, пора сказать «до свидания». Я пойду провожу Куклу, а как только вернусь, мы с вами оденемся и пойдём дышать свежим воздухом.