МААМ-картинки

Конспект по предмету «История искусства» в 8 классе «Художники-фронтовики Липецкого края Н. Жуков и А. Плотнов» (4 фото)

Роман Кузичев
Конспект по предмету «История искусства» в 8 классе «Художники-фронтовики Липецкого края Н. Жуков и А. Плотнов»

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Юлия Друнина

Сегодня, ребята очень важная для всех нас тема, мы вспоминаем двух известных художников - ветеранов Великой Отечественной войны! Речь пойдет об известных мастерах советского искусства, народном художнике СССР Н. Н. Жукове и заслуженном художнике РСФСР А. И. Плотнове,чьи имена связаны с историей и культурой нашего края.

Публикация «Конспект по предмету „История искусства“ в 8 классе „Художники-фронтовики Липецкого края Н, Жуков и А, Плотнов“» размещена в разделах

Цель: познакомить с творчеством художников-фронтовиков родного края.

Задачи: патриотическое воспитание, развитие графических навыков в ходе рисования натюрморта с автоматом.

Зрительный ряд: презентация «Художникам-фронтовикам родного края посвящается»

Имя народного художника СССР Н. Н. Жукова(1908-1973) тесно связано с нашим краем. В городе Ельце Липецкой области (в 20-е годы прошлого века, г. Елец Орловской губернии) прошли детские годы Н. Жукова, сохранился дом, в котором жила его семья.

Конспект по предмету «История искусства» в 8 классе «Художники-фронтовики Липецкого края Н. Жуков и А. Плотнов»

фото Кузичева Р. Памятник художнику Н. Н. Жукову в г. Ельце. Скульптор А. М. Таратынов.

Сейчас в нем организован музей художника, в экспозиции представлены личные вещи мастера. Среди прочих экспонатов пачка папирос «Казбек» - ее оформление выполнено молодым художником Николаем Жуковым. Художник окончил Саратовский художественно-промышленный техникум. В 30-е годы занимался рекламной графикой, создавал плакаты, работал во Всесоюзной торговой палате, занимался оформлением грампластинок, создавал экслибрисы для издательства «Детгиз» и т. д.

В 1941г войны художник создает плакат «Отстоим Москву» (совместно с художником В. Климашиным). Идею и образ этого плаката художник подсмотрел в жизни, на противоположной стороне московской улицы Н. Жуков увидел мужчину несущего полосатый матрас. Через некоторое время появился эскиз известного военного плаката, в котором мерлоны (зубцы) кремлевских стен служили ритмическим рядом дальнего плана- фона для советского бойца с автоматом. Н. Жуков служил во время Великой Отечественной войны на Калининском фронте военным художником в редакции фронтовой газеты 29-ой армии (практически вся полегла в боях под Ржевом) вместе с писателями и журналистами С. Кирсановым, Б. Полевым, И. Андрониковым. Затем - военным корреспондентом газеты «Правда» и очень много рисовал (слайды фронтовые рисунки Н. Жукова). Из личных воспоминаний Н. Жукова о фронтовой работе художника : «Я был весь мокрый от волнения, я так хотел, чтобы меня не подвел карандаш, потому что от меня ждали правды - похож или не похож. В эти минуты, я не мог сказать им: «Отойдите не смотрите.»

После войны Н. Жукова направляют в Германию, где в г. Нюрнберге на родине великого А. Дюрера сразу после окончания Второй Мировой войны состоялся судебный процесс над фашистскими палачами (слайд -рисунки на Нюренбергском процессе). Работать было непросто - художник сидел далеко, приходилось в одной руке держать армейский бинокль, а другой делать быстрые зарисовки. Тем не менее, Н. Жуков с честью справился, им было выполнено 400 рисунков - помог опыт быстрого рисунка, приобретенный в годы войны.

Послевоенная творческая биография Н. Жукова связана с г. Москвой. В столице художник начинает создавать свою знаменитую детскую графическую серию, подобную, трудно найти в советском изобразительном искусстве (слайды графических детских портретов и зарисовок). Мастерство Н Жукова - рисовальщика раскрылось во всей полноте. Он выступает продолжателем реалистических традиций художников, оставивших заметный след истории графики-Х. Гольбейна, О. Домье, П. Федотова, В. Серова и др.

С 1943 г. художник возглавляет Студию военных художников им. М. Б. Грекова, созданную в 1934 г. Именно при Н. Жукове военные художники реставрировали грандиозную Бородинскую панораму, написанную Ф. Рубо. Широко известна «Лениниана» Н. Жукова. В своей книге для детей «Наш Ленин» писатель Борис Полевой (Н. Жуков иллюстрировал его «Повесть о настоящем человеке») и художник Николай Жуков говорят, что «образ В. И. Ленина уже окутывается в народной памяти дымкой легенд, поэтому они делают попытку показать Владимира Ильича таким, каким он представляется товарищамЖуковский образ Ленина невероятно живой. Настолько же живой, насколько и характерные зарисовки художника, сделанные на основе наблюдений за своими детьми. Источником для этой живости, несомненно, служит блистательная техника мастера. Очевидно также, что в соавторстве с мастерством трудились чистая вера в своего персонажа и искренняя любовь к нему.

Андрей Иванович Плотнов (1916-1997 г) - заслуженный художник РСФСР является уроженцем Данковского края.

Фото «Художники-фронтовики Липецкого края Н. Жуков и А. Плотнов»

Фото Кузичева Р. Бюст художника А. Плотнова.

Он родился в деревне Верхняя Павловка Данковского уезда. Учился в Данковской гимназии до 7 класса. Подростком А. Плотнов вместе с семьей переезжает в г. Москву. В своей автобиографии художник напишет, что «. именно столица дала возможность получить хорошее художественное образование.» что, в последствие помогло стать большим мастером живописи. В Москве А. Плотнов учится сначала в Художественном техникуме, а затем вместе с другими художественно одаренными учениками, отобранными известным художником-педагогам И. Грабарем, становится студентом Московского Художественного института им. В. И. Сурикова.

В 1941г. А. Плотнов уходит добровольцем в народное ополчение, но вскоре был отозван с фронта для окончания учебы. Свою дипломную картину «В. Чапаев и Д. Фурманов под Уфой» молодой художник написал в эвакуации в Самарканде вместе со своим наставником, известным советским художником П. П. Соколовым - Скаля. После окончания института А. Плотнов служит в в Художественной студии пограничных войск (Изостудия при НКВД, просуществовала до 1947г) Художник работает вместе с П. П. Соколов-Скаля и самостоятельно. Главным произведением этого времени стала картина «Штурм Севастополя». Художник создает несколько листов для знаменитых «Окон ТАСС», в которых работали многие советские мастера живописи графики. После окончания Великой Отечественной войны А. Плотнов служит на Дальнем Востоке в пограничных войсках и пишет картину «Десант на Курильских островах»

Конспект по предмету «История искусства» в 8 классе - фото

фото Кузичева Р. с этюда "Закат на границе"А. Плотнова

После войны художник много работает на стройках, пишет картины о целинниках, строительстве Куйбышевской ГЭС. Некоторые свои работы А. Плотнов посвящает прошедшей войне. Он пишет портрет-картину о советском разведчике Рихарде Зорге, пожалуй, наиболее живописную свою вещь. А. Плотнов постоянно держит руку на пульсе времени. В 1965 г. летчик-космонавт В. Горбатко знакомит художника с первым космонавтом Юрием Гагариным (слайд презентации «Этюд Юрия Гагарина») Фотография об этой исторической встрече в мастерской художника на ул. Масловке в г. Москве есть у нас в школе искусств. В 1968 г. А. Плотнов, уже после гибели Ю. Гагарина создает триптих «Юрий Гагарин» и демонстрирует его вначале в г. Липецке, а затем и на малой родине в г. Данкове. В архиве ДШИ хранятся рисунки и живописные эскизы к этой работе, по ним мы с учениками учимся понимать развитие мысли художника и построение сюжетной композиции.

А. И. Плотнов много путешествует по свету, был во многих странах с творческими командировками. В 70-е годы художник работает над созданием в России народных картинных галерей в сельской местности. При его участие создано более сотни картинных галерей, которые сыграли большую роль в культурной жизни провинции. В то время мастера искусства служили народу, наверное, поэтому на картинах у советских художников - реалистов очень много простых людей- почтальонов, рабочих, целинников. Одной из первых, в 1968 г. народная картинная галерея была открыта в г. Данкове. Сегодня в фондах Малой Третьяковки сотни живописных, графических и скульптурных работ известных советских художников А. Лактионова, Е. Белашовой, Л. Кербеля, Е. Кибрика, Г. Коржева, П. Корина,Ф. Решетникова, Кукрыниксов и многих других. В постоянной экспозиции можно увидеть работы данковских мастеров декоративно-прикладного искусства - резчика по дереву В. Бердникова, художника-керамиста А. Якушкина и других местных художников (слайд презентации).

В 80-е годы прошлого века, когда дети постепенно теряют интерес к чтению и угасает интерес у молодого поколения к истории, школа и общество в деле воспитания детей и молодежи начинает проводить активную патриотическую работу. К этому времени относится рисунок о сражении на подступах к Москве, который ваш покорный слуга, нарисовал в возрасте 15 лет, будучи учеником ДХШ им. А. М. Герасимова в Мичуринске (титульный слайд презентации). Тогда мы рисовали, как правило, с натуры, приходилось просить отца и брата позировать в различных позах для многофигурной композиции.

Думаю, что в каждом месте нашей необъятной Родины жива людская память о ветеранах Великой Отечественной войны, чьими подвигами и делами мы вправе гордиться!

Практическая работа:

Фото №1 Я только раз видала рукопашный

фото Кузичева Р. Постановка с автоматом.

Задание: выполнить краткосрочную зарисовку натюрморта с автомата с натуры.

Материалы: бум. А4,пр. кар., ластик.

Зрительный ряд: фотографии и репродукции солдат и офицеров различных родов войск с оружием, деревянная модель автомата, противогаз.

Рефлексия. Подведение итогов занятия. Вопросы для закрепления темы.

Назовите основные темы и работы в творчестве художников Н. Жукова и А. Плотнова?

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

История чудесного края! (фотоотчет)История чудесного края! (фотоотчет) Цель: закрепить представления дошкольников о нашем крае и г. Калининграде, в котором родились. 7 августа 1946 года, приказом Областного.

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка»Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка» Цель: Знакомство с промыслами Липецкого края. Задачи: Закрепить представления о разнообразии романовской игрушки; Формировать умение лепить.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе «Сказочный мужской образ» Технологическая карта урока изобразительного искусства Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 12.02.2014 г. Класс 2в Тема.

Конспект урока технологии «Предметы искусства и коллекции в интерьере» в 7 классе Конспект урока «Предметы искусства и коллекции в интерьере» 7 класс Раздел: интерьер жилого дома. Цель урока: Изготовление шкатулки в технике.

Консультация для воспитателей «История возникновения японского искусства. Кусудама»Консультация для воспитателей «История возникновения японского искусства. Кусудама» Красивые, яркие кусудамы впечатляют многих людей. Что собой представляет кусудама? Откуда это произошло? Об этом пойдет речь в моей публикации.

Макет карточки-задания для учителя по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе. Пейзаж в русской и советской живописи Вид занятий: беседы по искусству. Тема урока: «пейзаж в русской и советской живописи». Задание: Проанализируйте содержание художественных.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Презентация «Внеурочная деятельность по предмету «Кубановедение» во 2 классе. Заочная экскурсия» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас совершить заочную экскурсию с учащимися 2 класса по городу Краснодару. Ученики подготовили.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по предмету «История искусства» в 8 классе «Художники-фронтовики Липецкого края Н. Жуков и А. Плотнов»
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 11:39
+76Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД