Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Елена Ковалева
Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».

Задачи:

1. Содействовать приобщению к истокам русской народной культуры, закрепить названия старинных предметов быта.

2. Совершенствовать навык образования относительных прилагательных, беспредложных и предложно-падежных конструкций, образование приставочных глаголов, образование предложений с использованием союза потому что.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах

Развивать умения согласовывать числительные с существительными, различать мягкие и твёрдые согласные, определять место звука в слове, количество звуков в слове.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Учить слушаться взрослых, любить братьев и сестёр, вызвать желание помочь героям сказки в трудную минуту.

5. Развивать умение рассуждать о результатах взаимодействия героев, учить видеть жизненные правила.

Материал к занятию:

Презентация по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди», мяч, разрезные картинки с изображением овощей и фруктов, картонные пирожки в конвертах, яблоко, лимон, опорные схемы для описательного и сравнительного рассказа, изображение предметов старины и их современный вид, изображение плиты и печки, картинки со звуками П и ПЬ, мелкие предметы из различных материалов, угощение.

Ход:

1 часть. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

В: Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом и улыбнёмся.

Ребята, сегодня мы с вами побываем в сказке, а что это за сказка, постарайтесь догадаться (слайд №1, посмотрев на экран.

Д: Это сказка «Гуси-лебеди».

Правильно, это сказка «Гуси- лебеди»! Как вы догадались?

Д: На экране главные герои сказки : Машенька, Иванушка, баба Яга, Печка, Яблоня и Гуси- лебеди.

В:Сегодня я вам расскажу эту сказку снова, но она прозвучит на новый лад, а вы будете не только внимательно слушать, но и помогать героям сказки преодолевать все препятствия, встречающиеся у них на пути. (Слайд №2)

2 часть основная. Выполнение заданий и упражнений

Жили были мужик и баба, были у них дочка Машенька да маленький сыночек Иванушка. (Слайд№3)

Вот однажды мать говорит Машеньке: (Слайд №4)

-Мы с отцом едем в город на базар, а ты следи за братцем, глаз с него не спускай, а мы привезём тебе гостинцев.

Мать с отцом уехали, а Машенька сразу и забыла. Что ей мать наказывала, посадила она братца во дворе, (слайд №5, а сама побежала на лужок с подружками играть. Давайте и мы с ними поиграем.

(Дети встают в круг)

Игра с мячом «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(высоко-низко, далеко- близко, широкий- узкий, пустой- полный, внутри- снаружи).

и т. д.

А в это время налетели гуси-лебеди (Слайд №6,подхватили Иванушку и понесли за тёмные леса, за высокие горы. Увидела это Машенька, бросилась за братцем, да не успела. Вот уж последняя птица за лесом скрылась.

Покажите, как гуси-лебеди летели?

Загоревала Машенька, да делать нечего, надо братца из беды выручать.

Побежала девочка туда, куда гуси- лебеди полетели. Вдруг видит на поляне Печка стоит. (Слайд №7)

-Печка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

-А ты выполни моё задание, тогда подскажу.

Машенька согласилась. А мы поможем Машеньке.

-А задание такое: узнайте, с какой начинкой пироги я напекла. Для этого нужно собрать разрезную картинку и назвать, какой пирожок получился.

(дети садятся за столы и собирают разрезные картинки)

Д:- У меня начинка из малины, значит пирожок малиновый. И т. д.

В: Выполнила это задание Машенька, Печка подсказала, куда гуси-лебеди полетели. Поблагодарила Машенька Печку и дальше побежала. А на пути яблоня стоит.

-Яблоня, Яблоня, куда гуси- лебеди полетели?

-А вы сравните яблоко и лимон, тогда подскажу. (Слайд№8)

А мы поможем Машеньке справиться и с этим заданием.

Дети сравнивают яблоко и лимон (по цвету, форме, вкусу и способах приготовления разных блюд).

Понравился ваш рассказ Яблоне. Показала она. Куда Гуси-лебеди полетели.

Машенька поблагодарила Яблоню и побежала дальше. Бежит девочка и вдруг ей путь преградила Молочная Речка, Кисельные берега. (Слайд №9)

-Речка, речка, куда Гуси-лебеди братца Иванушку понесли?

-Гуси-лебеди полетели к бабе Яге. Тебе на другую сторону перебраться надо, только вот беда, мостик сломан. Помогите мост построить.

Поможем Машеньке справиться и с этим заданием.

(Дети из геометрических фигур строят мостик по заданию воспитателя).

Проверьте, у всех мост построен правильно? (Слайд №10)

-Сколько геометрических фигур вам понадобилось для строительства моста?

-Сколько кружков? Квадратов?

-На котором месте треугольник? Ромбик? Прямоугольник?

Построили мостик. Перебежала Машенька мостик и увидела на полянке Избушку на курьих ножках, а в ней Баба Яга. (Слайд №11)

Дождалась Машенька, когда Баба Яга спать ляжет, хотела братца забрать.

Да ничего не вышло. Дверь заперта. А чтобы дверь открылась, надо волшебное слово отгадать, по первым звукам слов (заяц, арбуз, машинка, облако, кот).

-Какое же это слово?

-Д: замок

В: Дверь тихонечко открылась. Правильно,значит, мы слово отгадали.

Схватила Машенька братца (Слайд №12) и домой побежала.

Баба Яга тем временем проснулась и стаю гусей – лебедей в погоню за беглецами отправила. А Машенька с братцем уж к Речке подбежали.

Попросила девочка Речку спрятать их с братцем от стаи птиц.

Речка говорит :

-Спрячу вас под крутым бережком, только вы придумайте красивые слова про речку, какой бывает речка?

(Дети называют относительные прилагательные: красивая, глубокая, бурлящая, чистая, широкая, узкая, каменистая, быстрая, спокойная и т. д.)

Понравились красивые слова речке и спрятала она детей. (слайд №13).

Гуси- лебеди пролетели мимо и не заметили деток.

-Где дети спрятались?

Д: Под берегом.

В: Откуда дети выбрались?

Д: Из-под берега.

В: Что же было дальше?

Д: Выбрались дети из-под берега и дальше побежали, а на пути у них яблоня стоит. (слайд №14)

В: Правильно, попросила сестрица Яблоню спрятать их под веточками.

А Яблоня в ответ:

- Я вас спрячу, если вы расскажете, как яблоню вырастить, чтобы яблочки вкусные да румяные уродились.

В: Поможем Машеньке? (Слайд №15)

(Дети рассказывают по опорной схеме, как вырастить яблоню).

-Какие молодцы, всё знаете,- сказала Яблоня и укрыла детей веточками.

(Слайд №16).

В: Где спрятались дети?

Д: Под Яблоней.

В: А в это время налетели гуси –лебеди. К Яблоне птицы?

Д: Подлетели. (Слайд №16 анимация)

В: Вокруг яблони?

Д: Облетели.

В: Не заметили детей и … ?

Д: Улетели.

В: Откуда детишки выбрались?

Д: Из-под яблони.

ФИЗМИНУТКА.

В: Побежали дети дальше, а на пути у них Печка стоит.

Гуси- лебеди заметили детей. Вот - вот догонят.

-Печка, Печка, спрячь нас от гусей лебедей.

А Печка новое задание даёт.

-Расскажите, что было в старину и чем сейчас стало.

(Слайды №16- 25)

Д:(Корыто- ванной, чугунок- кастрюлей, сундук- шкафом, самовар- чайником, колодец- водопроводом, погреб- холодильником, свечка- лампой, лапоть -ботинком, печка- газовой плитой).

-А теперь принесите все картинки со звуком П - к плите, а со звуком ПЬ- к печке.

(Дети выполняют задание)

Д: у меня на картинке ПАЛЬТО, здесь твёрдый звук П, я дарю его плите.

Д: У меня ПИЛА, здесь мягкий звук ПЬ, я дарю её печке.

В: Быстро ребята выполнили задание. Печка спрятала Машеньку и Иванушку. (Слайд №27)

-Где спрятались дети?

Д: Под печкой.

В: Полетали гуси –лебеди над печкой, не заметили деток и улетели ни с чем к Бабе Яге.

В: Откуда дети выбрались?

Д: Из-под печки.

В: Поблагодарили дети Печку. А она им говорит:

-Объясните мне пословицу «Не увидишь калачи, если лежать на печи».

(Дети объясняют пословицу, что нужно много работать, чтобы вырастить хлеб).

Попрощались дети с Печкой и спокойно добрались до дома. (Слайд №28)

А вскоре мать с отцом с базара вернулись и подарки всем привезли.

(Воспитатель достаёт из мешочка разные предметы и раздаёт детям)-

Д: У меня ложка из дерева- она деревянная.

Д: У меня бусы из пластмассы – они пластмассовые. И т. д.

3 часть. Заключительная.

В: Молодцы! А теперь сядем на ковре в кружок.

В какой сказке мы побывали?

Д: «Гуси- лебеди».

В: Почему лебеди украли братца?

Д:. потому что сестра убежала играть с подружками.

В: Почему Печка помогла девочке? (Яблоня, Речка).

Д: … потому что девочка добрая и выполнила задание Печки. (Яблони, Речки).

В: Давайте возьмёмся за руки, мысленно передайте тепло своих рук друг другу. Ведь мы все вместе помогли Машеньке вернуть братца.

В:В какой мы сказке побывали?

Д: В сказке «Гуси-лебеди?»,

В: Какие задания выполняли?

(Ответы детей)

В: А ещё в подарок всем детишкам мать с отцом привезли с базара леденцы.

Все молодцы! Спасибо.

Литература:

В. В. Баранова "Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок". Издательство "Учитель". 2012г.

Прикреплённые файлы:

zanjatie-gusi-lebedi_sep4l.pptx | 15717,06 Кб
 
Публикации по теме:

Детская опера «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки Видео В детском саду проходило методическое объединение. На суд жюри, которое были музыкальные руководители других детских садов и ведущие специалисты.

Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Сценарий для постановки русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей группе Гуси-лебеди Сценарий для постановки русской народной сказки в старшей группе. Действующие лица: Отец Мать Маша Ванечка Первый гусь-лебедь.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Талица Конспект занятия по развитию речи во второй младшей.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по сюжету русской народной сказки «Репка» в младшей группе Цель. Создание условий для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром сказок через познавательно – исследовательское, речевое,.

Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет) .

Конспект занятия по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы по мотивам русской.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию рече на тему: «Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Программные.

Проект театрализованного представления по русской народной сказки «Гуси-лебеди». Средняя группа Вид проекта: творческий, групповой, длительный(4 мес.) Сроки реализации : 4 месяца. Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный.

Конспект занятия. «Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа) Цель занятия: формирование навыка самостоятельного связного пересказа достаточно большого по объёму текста. Задачи: - формирование навыка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 21:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД