Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения по теме «Многозначные слова»

Юля Сахарова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения по теме «Многозначные слова»

Цель: формирование представлений о многозначных словах, с использованием технологии проблемного обучения

Задачи:

- закрепить умение составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

- составлять предложения по схеме.

- упражнять в подборе синонимов, в подборе родственных слов.

- в образовании сравнительной степени прилагательных.

- познакомить с многозначным словом «ключ», с использованием проблемных ситуаций.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения по теме „Многозначные слова“» размещена в разделах

- развивать интонационную выразительность речи.

- умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Словарная работа: ключ-родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ, родниковая вода.

Материал: картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, разводной, дверной, запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематические картинки для составления рассказов, схемы (для подбора родственных слов и составления предложения, родниковая вода.

Ход занятия

Вводная беседа.

Звучит песня о дружбе.

Воспитатель: Ребята, о чем песня?

Дети: О дружбе.

Воспитатель: Как вы думаете, что значит дружить? (Рассуждения детей).

Воспитатель: Ребята, а с кем можно дружить?

Дети: С другом,

Воспитатель: А кто может быть другом?

Ответы детей: люди, животные, дети, родители.

Воспитатель: Можно сказать «друг». А как можно сказать по-другому?

Ответы детей: товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга.

Воспитатель: Хотите я расскажу вам историю о двух друзьях?

1. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.

Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Саша, сегодня потерял клюя,- сказал Сережа.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.

Эвристическая беседа:

- О ком этот рассказ?

- Что случилось с Сережей?

- А что ответил Саша?

- Почему же друзья разошлись?

- Какая проблема возникла у мальчиков?

- Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

- Сможем ли мы помочь мальчикам?

- Как мы можем помочь мальчикам разобраться?

- Теперь проблема мальчиков - и наша проблема.

- Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

2. Актулизация.

Воспитатель: А какие вы знаете ключи?

Ответы детей: скрипичный, гаечный, разводной, дверной.

Воспитатель: Рассмотрите иллюстрации ключей.

3. Выдвижение гипотез.

Воспитатель: Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? Значит, Сережа мог потерять ключ. Вспомните, что сказал о своем ключе Саша.

Ответы детей: Ключ находиться в лесу, вода в нем вкусная и свежая.

Воспитатель: Что это за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?

4. Проверка решения.

Воспитатель: Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах?

Ответы детей: посмотреть в интернете, в словаре, энциклопедии, спросить у взрослых.

Воспитатель: Из перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь. Давайте заглянем в него.

Ключ – бьющий из воды водный источник. Как по-другому называют клюя? (Родник)

Повторное рассматривание иллюстраций разных ключей с добавлением иллюстрации ключ - родника.

Читаю стихотворение.

Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ – дверной.

Д. Лукич

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Воспитатель: Какой ключ искал Буратино?

Ответы детей: золотой, дверной.

Воспитатель: Представьте себе, что вы художники – волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения (рисование в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачка, дождика).

5. Введение в систему знаний.

Рассматривая иллюстрации ключа – родника обращаю внимание детей на то, ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.

Воспитатель: Ребята, я была у ключа – родника и набрала там воды, хотите попробовать. (дети пробуют.).

Воспитатель: Вода чистая, а в ключе – роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а в роднике еще холоднее, вода прохладная, а роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике еще свежее, вода вкусная, а в роднике - ключе – вкуснее, вода светлая, а в роднике – еще светлее.

Скажи «родник» - и вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Предлагаю еще раз назвать все ключи, с которыми мы сегодня встретились.

Воспитатель: Все это называется словом «ключ». А внешне они похожи или разные?

Воспитатель: Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - ….

Воспитатель: Сколько значений у слова «ключ»?

Воспитатель: Значит, слово «ключ» - ….

Воспитатель: Ребята, какое мы с вами сделали открытие?

Ответы детей: слово «ключ» имеет несколько значений, оно многозначное.

Воспитатель: Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод?

Ответы детей: нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему.

Воспитатель: Придумайте к слову «ключ» родственные слова.

Ответы детей: ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая.

Воспитатель: Составьте предложения со словом «ключ» по схемам. История о мальчиках закончилась. Я вам предлагаю сочинить истории про ключи.

Дети придумывают истории по схемам.

Рефлексия.

Что вам запомнилось на занятии, что понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Как мы можем рассказать о нем родителям?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц)Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц) Цель: формирование у детей умения воспринимать литературные произведения с помощью мнемотаблиц. Программные задачи: Образовательные: •.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 летКонспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые»Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Насекомые» Фронтальное занятие в средней группе. Тема:" Насекомые" Цель:1. Работать над просодической стороной речи: дыханием, ритмом речи. 2. Работать.

План-конспект занятия по развитию речи «Бюро находок» с использованием ЭОР Тема: «Дикие животные средней полосы». Интеграция образовательных областей: Задачи: 1)Добиться умения делать длительный, непрерывный, направленный.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения по теме «Многозначные слова»
Опубликовано: 18 января 2020 в 09:39
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД