Лучший педагог года

Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица»

Олеся Демина
Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица»

Тип урока: комбинированный урок

Тема : «Зимующие птицы : синица»

Цели: 1. Формирование умения программировать устное высказывание;

развитие понимания смысла слов;

2. Коррекция памяти на основе упражнений в опосредованном запоминании; коррекция пространственной ориентировки, зрительного восприятия и логического мышления через работу с осколочными картинками.

Публикация «Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида, Тема „Зимующие птицы: синица“» размещена в разделах

3. Воспитание эмоциональной адекватности поведения; воспитание гуманного отношения к птицам; воспитание мотивации к обучению.

Оборудование: картинки с изображением птиц, карточки со словами, осколочные картинки с изображением птиц, карточки со стихотворением, шаблоны синицы, цветные фишки.

Ход урока:

I. Оргмомент:

- Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, начинаем наш урок! Сегодня при выполнении каждого задания на уроке я буду давать вам вот такие фишки (показать). А в конце урока мы посчитаем количество фишек у каждого, и тот, кто хорошо работал на уроке, получит вознаграждение.

А) Упражнение в запоминании:

- Сегодня к нам на урок прилетели птицы.

- Посмотрите на них и запомните.

(На доске висят картинки с изображением птиц : голубь, снегирь, синица, сорока, воробей. Картинки пронумерованы: №1, №2)

- А теперь кто сможет сказать мне названия птиц? За каждый правильный ответ я буду давать фишки.

- А теперь назовите птицу под номером три.

- А теперь птицу под номером пять и т. д.

(В случае неправильного ответа картинки демонстрируются еще раз)

Б) Лексические упражнения:

- А сейчас давайте подберем слова – действия к нашим гостям. Что они умеют делать?

- А за каждое правильно названное слово я буду давать вам по одной фишке. (Прилетать, отлетать, клевать, чирикать, скакать и т. д.)

- Молодцы!

- А теперь давайте выполним еще одно задание. На доске записаны слова и пары к ним. Но только пары эти все перепутались. Давайте исправим эту ошибку и расставим все на свои места: синица – хулиган;

снегирь – труженица;

голубь – красногрудый;

воробей – серый;

- Выходим к доске по очереди. За каждую правильно подобранную пару я буду давать вам по фишке.

(Все слова написаны на доске, пары к ним написаны на карточках и прикреплены на доску. Дети выходят, находят правильную пару к слову и прикрепляют ее рядом со словом)

II. Повторение пройденного материала:

А) - А теперь послушайте меня внимательно. О ком я говорю?

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Появляется опять!

(Снегирь)

Птичка – невеличка,

Серая и бойкая,

Весело чирикает,

Прыгает и скачет.

(Воробей)

(За правильный ответ детям даются фишки)

- А снегирь и воробей – это какие птицы : зимующие или перелетные? (Зимующие)

- А почему они так называются? (Потому что они зимуют у нас)

Б) - А сейчас давайте вспомним сказку, которую я рассказывала вам на прошлом уроке. Кто помнит, как она называлась? (Почему у снегиря грудка красная)

- Кто был главным героем сказки? (Снегирь)

- А какой герой там был еще? (Мышь)

- Правильно. Так почему же у снегиря грудка красная, кто мне расскажет? (Потому что она замерзла)

- А еще почему? (Потому что ему стало стыдно при разговоре с мышью)

- А как вы думаете, права была мышка? (Да)

- А почему?

- Правильно. Молодцы!

(За каждый правильный ответ выдается фишка)

III. Изучение нового материала:

Постановка проблемы:

- Ребята! У меня есть картинки, но они «разлетелись» на части, их нужно сложить.

(Ученикам раздаются конверты с «осколочными» картинками, на которых изображены разные птицы : синица, голубь, сорока)

- Все готовы?

- Теперь я загадаю загадку об одной из этих птиц. Слушайте внимательно. Кто догадался, поднимает руку.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

- Молодцы!

IV. Физминутка:

- А теперь давайте немножко отдохнем. Встаем.

Раз – согнуться – разогнуться, (наклон вперед – назад)

Два – повыше потянуться, (встали на носочки, руки вверх)

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире, (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим! (отбрасывающие движения руками)

V. Сообщение темы и целей урока:

- Вот мы с вами отдохнули, продолжаем работать.

- Итак, сегодня на уроке мы поговорим о синице.

- А работать мы с вами будем по такому плану. (План написан на доске)

План: 1. Внешний вид

2. Где живет

3. Птенцы

4. Чем питается

5. Польза, которую приносит

6. Синицы и люди

- Мы узнаем, как выглядит эта птица, где она живет, чем питается и какую пользу приносит людям.

Рассказ учителя:

- Итак, я начинаю рассказывать. Все внимание сюда. Слушаем внимательно. Синичка – очень яркая и красивая птица. Тело ее покрыто перьями. Она небольшого размера. Головка маленькая. Крылья продолговатой формы.

Оперение птицы яркое и красивое – кажется, что синица нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а на голову надела черную шапочку. На лапках у нее маленькие острые коготки. Они нужны ей, чтобы держаться за веточки.

Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Вы наверное замечали, что иногда синички прилетают на окошко и заглядывают в него. Они очень любопытные.

- А теперь давайте повторим.

- Как выглядит синица?

- Чем покрыто ее тело?

- Какого цвета оперение?

- Живет синичка в лесу. Но она никогда не живет одна. Они живут семьями. Весной семья синиц ищет место для гнезда. Синицы старательно вьют себе гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты, которые находят поблизости от человеческого жилища.

- Где живет синичка?

- Из чего вьет свое гнездо?

- Весной в гнезде синицы появляется 15 – 17 яиц. Через две недели из них вылупляются птенцы. Для того чтобы прокормить своих птенцов, синицам приходится очень много трудиться. Корм в свое гнездо они приносят 350 раз за день! Представляете, ребята, как это много! Это говорит о том, что синица – очень трудолюбивая птичка. Но когда птенцы подрастают, они начинают искать себе корм сами.

- Как появляются птенцы?

- Сколько яиц откладывает синица?

- Почему синицу можно назвать трудолюбивой птицей?

- Питаются синички различными мелкими насекомыми. Синицы очень запасливые птички. Они прячут в щелки коры жучков, паучков и мошек. Когда наступят холода, синичка найдет такой запас и склюет его.

Делая такие запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для всей своей семьи.

Осенью синички собираются в стаи и облетают сады и парки. В садах они клюют яблоки и разные ягоды.

- Чем питается синица?

- Как она делает запасы?

- Как ведет себя, когда наступают холода?

- Синицы – очень полезная птица. Ведь она ловит разных жучков и паучков, в том числе и вредных. Тех, которые поедают растения в огородах и садах и вредят растениям. Поэтому синиц называют помощниками и лучшими друзьями огородников и садоводов.

- В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к человеческому жилью.

А в ноябре люди отмечают «Синичкин день» - они укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Ведь синицы очень любят сало! Народ говорит: «Не велика птичка – синичка, а и то свой праздник знает».

- Какую пользу синица приносит людям?

- Какой праздник отмечают люди?

V. Закрепление:

А) - Кто теперь сможет рассказать о синице, пользуясь планом, который записан на доске?

(Дети составляют четкий рассказ о синице с помощью плана. Начать с более сильного ученика)

Б) - Образуйте слова – действия от слова «лететь». За каждое правильно образованное слово вы будете получать фишку. (Отлететь, прилететь, залететь, налететь и т. д.)

- А теперь составьте предложение с каким – нибудь из этих слов и словом синица.

- А теперь подумайте, как изменяется смысл предложения в зависимости от одного слова.

(В одном предложении слово, образованное от слова «лететь» заменяется другим словом (залететь, прилететь, улететь и т. д.)

В) Работа со стихотворением:

- Посмотрите на доску. На ней записаны слова. Прочитайте их про себя.

(На доске записаны трудные слова из стихотворения).

- Теперь давайте прочитаем их все вместе, хором.

- Как вы понимаете значение первого, второго, третьего… слова?

Проталинки – длинные углубления в снегу, которые появляются, когда снег начинает таять.

Сеновал – место, куда на зиму люди складывают сено, которым кормят домашних животных.

Искрится – ярко блестит, вспыхивает.

Расхрабрилась – стала слишком смелой.

Пичуга – маленькая птичка.

Дохнёт – подует.

Колыбель – кровать для маленьких детей.

- А теперь я прочитаю вам стихотворение. Внимательно меня слушаем.

Валенки

Снега осталось мало.

Возле крыльца – проталинки.

На лестнице сеновала

Сушу свои старые валенки.

Большая лужа искрится

Так, что больно смотреть,

Совсем расхрабрилась синица –

Таскает из валенка шерсть.

Как же мне быть, пичуга,

Долгой морозной зимой,

Когда закружится вьюга

И ветер дохнет ледяной?

Да ладно! Не жаль мне валенки!

Не скоро еще метель,

Пусть будет у деток маленьких

Теплая колыбель!

- А теперь я раздам вам листки, на которых написано это стихотворение. Прочитайте его сами. Читаем про себя.

- Теперь читаем вслух. (Один ученик читает, остальные следят. Читают по столбикам. Один ученик – один столбик; по каждому столбику задаются вопросы)

- Первый столбик: - О чем говорится в первом столбике?

- А от чьего имени написано это стихотворение?

- А давайте как – нибудь назовем этого мальчика.

- Что он делает?

- Второй столбик: - О ком говорится во втором столбике?

- Что она делает?

- А о чем еще?

- Третий столбик: - Кто произносит слова третьего столбика?

- А к кому он обращается?

- Что он спрашивает?

- Четвертый столбик: - Кто говорит слова четвертого столбика?

- И о чем же он говорит?

- А теперь найдите в стихотворении слова, где мальчик обращается к синичке. (Третий и четвертый столбик).

- Кто мне прочитает их выразительно?

- А как еще?

- Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик, когда позволил синичке таскать из валенка шерсть?

- Почему?

- А теперь попробуйте прочитать это стихотворение выразительно. (Алена, Ира и Рома читают только первых два столбика).

Г) Практическая работа:

- А сейчас я каждому из вас раздам по синичке, а вы должны будете ее разрисовать.

- Какими цветами будете раскрашивать?

VI. Итог:

- Итак, о ком мы сегодня говорили? синице)

- А синица – это какая птица? (Зимующая)

- Почему она зимующая? (Потому что она зимует у нас)

- А какую пользу приносит синица?

- А теперь покажите, на какой картинке изображена синица?

(На доске висят картинки с изображением разных птиц)

VII. Оценка:

- А теперь давайте посчитаем фишки. Кто сколько фишек заработал?

(Дети получают сладкие призы).

Публикации по теме:

Развитие психических процессов у дошкольников. Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1) Развитие мышления 2) Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти 3) Исследование внимания Задачи: 1) Позновательные:.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по развитию речи в 3 классе 8 вида. Тема «Зимующие птицы: синица»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 16:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД