Получи документы

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Ирина Стороженко
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

-Цель:

Познакомить с басней И. А. Крылова «Ворона и лисица»

-Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни.

2. Учить выделять мораль басни, обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста.

3. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Чтение басни И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах

4. Развивать память и умение внимательно слушать говорящего (ребёнка, взрослого, дослушивать вопросы до конца.

5. Вызвать у детей желание выразительно читать наизусть и инсценировать басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

6. Обогащать словарный запас детей за счё т слов: рифма, басня, баснописец, лесть, льстец.

7. Воспитывать интерес к художественной литературе.

-Демонстрационный материал:

Портрет И. А. Крылова, книги с иллюстрациями к басням «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», слайды, костюмы стрекозы и муравья.

Ход занятия:

-Ребята, в воскресенье я была в библиотеке. Что такое библиотека (там, где находятся книги).В библиотеке я была. читатель, а для вас я … воспитатель. Заметили, что произошло с некоторыми словами? Я их произнесла в рифму. Какие это слова: читатель-воспитатель. Рифма-это созвучие в окончании двух или нескольких слов. Для чего нужна рифма? (чтобы сочинять стихи).А кто сочиняет стихи? (Поэт)

*Игра «Придумай рифму»

Я предлагаю вам стать поэтами и придумать к словам рифму :

-ГАЛКА-СКАЛКА-СВАЛКА-ПАЛКА-ВОРЧАЛКА,

-НОЧКА-ДОЧКА-ТОЧКА-КОЧКА-МОЧКА-БОЧКА-СТРОЧКА-КВОЧКА.

-Давайте попробуем сочинить стихи, т. е. подобрать рифму.

-В чёрных тучах горизонт,надо взять в дорогу. ЗОНТ.

-Под корягой, там где мрак, шевелит клешнями. РАК.

-У портнихи -утюжок, у кораблика-ФЛАЖОК.

- На подъезде в воскресенье появилось -ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

-Вы замечательно рифмуете слова.

*Основная часть.

-Я принесла для вас интересные книги. Посмотрите. Это басни. Почему именно басни? Потому, что вас пригласили на экскурсию в библиотеку и попросили подготовиться : выучить именно басни и выступить перед читателями библиотеки. Выучим?

- Чей портрет вы видите? (Иван Андреевич Крылов)

- Чем прославился этот человек? (Он писал басни).Как называют того, кто пишет басни (Баснописец.)

-А что такое басня (Это короткий,чаще всего стихотворный рассказ, в котором высмеиваются и осуждаются человеческие плохие поступки.) -Подумайте и вспомните, на какие литературные жанры похожа басня? (Рассказ, стихотворение и сказку.)Почему на сказку? Героями в них являются животные: звери, насекомые, птицы, растения. Но ведут себя они по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. А на стихотворение? Слова рифмуются.

- Также как и сказки, басни – это поучительные истории. Что значит поучительные? Но если сказки только намекают, что надо быть добрыми, умными, трудолюбивыми ( не зря говорится: «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,то басня не намекает, а прямо говорит, каким надо быть, а каким быть нельзя. А на что ещё похожа басня? Басня-это живая сценка : в ней кто-то спорит, ссорится,мирится. В басне есть насмешка над каким -нибудь плохим или глупым поступком.

*Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»

-В какой басне мы можем наблюдать такую сценку(«Стрекоза и муравей»)

- Вспомним ее. Кто будет читать басню за автора? Кто исполнит роль стрекозы, муравья? Читайте так, чтобы мы почувствовали,как говорят герои басни (Читают по ролям.)

- Аплодисменты нашим артистам.

-Что всегда есть в баснях (Мораль)А что такое мораль (Поучение, нравоучение, совет)В морали всегда осуждаются недостатки людей. А какие недостатки? Зависть, глупость, жадность, хвастовство.

- Чему учит басня «Стрекоза и муравей»? (Всегда нужно трудиться, заботиться о себе и думать о будущем) Какая пословица подходит к этой басне?

«Делу время – потехе час».

- Каким предстает перед нами муравей – герой басни? (трудолюбивый, а стрекоза? (легкомысленная, ленивая)

-Ребята,а вам тоже, как и муравью, не жалко стрекозу? (Могут быть разные ответы)

-Но всё же нам жалко стрекозу и хочется, чтобы муравей не был таким жестоким и пустил её до весны к себе.

*Физкультминутка

-Поработали мы дружно/Отдохнуть немного нужно/Встанем вместе и пойдём. /Мы шагаем, мы шагаем/Руки выше поднимаем/Дышим ровно, глубоко/Опускаем их легко/Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса/Мы лисичку обхитрим/На носочках побежим/

-Вот под ёлочкой зеленой/ Скачут весело вороны : кар-кар-кар!

Целый день они кричали: кар-кар-кар// Спать ребятам не давали: кар-кар-кар!

Только к ночи замолчали и каркать перестали/

Мы же сядем на места /Наступает ти-ши-на/Заниматься нам пора

*Знакомство с басней «Ворона и лисица».

- Сегодня я познакомлю вас с новой басней И. А. Крылова-«Ворона и лисица». Но сначала скажите, в каких случаях и за что человека хвалят?

- Что значит хвалить?

- Хвалить, значит, говорить приятные слова, когда это заслуженно. А представьте ситуацию: человек хвалит кого-то, говорит,вроде бы, добрые и приятные слова, но думает по -другому. Как вы оцените действия такого человека? Про таких людей говорят, что у него «камень за пазухой». Когда человек не заслужил похвалу, а его хвалят, это называется лесть. Повторите: «Лесть». Лесть – это незаслуженная, неискренняя похвала. Того, кто льстит, называют льстецом. Льстец – тот, кто льстит. Повторите: «Льстец». А льстить не хорошо, так же, как и обманывать. Мудрый Иван Андреевич решил это качество людей высмеять в своей басне «Ворона и лисица». А вот как он это сделал- послушайте.

*Чтение басни «ВОРОНА и ЛИСИЦА».

-Кто главные герои басни?

-Какую цель преследует ворона?

-Что она делает для её достижения?

Послушайте, какие точные слова использует Крылов в басне.

- Как он говорит о лисе? ("На ту беду лиса близехонько бежала. "– что-то произойдет нехорошее,

" Плутовка - хитрая, на цыпочках подходит" – чтобы не спугнуть)

- Какими словами лиса хвалит ворону?

*Показ слайдов на интерактивной доске (Прочитать еще раз).

-Обсуждение.

- Кто кому льстил?

-Почему сыр достался лисе?

- Представьте себе лису, как она выглядит, когда расхваливает ворону? (вытянула шею; вертит хвостом; водит носом; смотрит на ворону, не отрывая глаз)

- Вспомните последние слова басни.

- Как вы понимаете слова «С ним была плутовка такова…»?

-Какой перед нами предстаёт лисица? Какая она? Хитрая, находчивая, льстивая,умная, целеустремлённая.

ворона? Глупая, простодушная, доверчивая, неуклюжая, тщеславная.

- Чему учит эта басня? В этой басне высмеиваются лесть, глупость. Баснописец осуждает обман и хитрость.

-Какие пословицы и поговорки здесь можно употребить:

«У лести нет чести»,

«На языке медок-а на сердце ледок»,

«Верь своим очам, а не чужим речам»,

«Слушать слушай-да не развесив уши».

Дети переходят на ковёр. Мимический этюд.

Я предлагаю вам с помощью мимики и жестов изобразить наших героев. Сначала девочки изображают лису, а мальчики ворону и наоборот.

*Итог занятия.

- С какой басней познакомились?

- Кто написал эту басню?

- Что понравилось больше всего при знакомстве с этой басней?

-А что вызвало ваше недовольство?

-Какой урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль? (Нельзя верить льстецу, его лживым словам.)

Ребята, басню «Стрекоза и муравей» вы уже знаете. Мы выучим про «Ворону и лисицу» и сможем выступить перед читателями библиотеки.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Ворона и лисица»Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Ворона и лисица» Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Ворона и лисица» (по творчеству И. А. Крылова) Интеграция.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, договаривать отдельные слова и фразы, вызвать стремление бережно относиться к.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Праздник осени в саду по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»Праздник осени в саду по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Сценарий осеннего праздника по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» старшей группы «Золотая рыбка». Ведущий: Снова осень, Снова.

Проект «Семейное чтение» по творчеству И. А. Крылова в подготовительной группеПроект «Семейное чтение» по творчеству И. А. Крылова в подготовительной группе Проект "Семейное чтение по творчеству И. А. Крылова" в подготовительной группе Аннотация проекта. Сегодня весь мир стоит перед проблемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 12:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Стороженко (УИ 2811187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД