Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки»

Анна Метс
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Звуки вокруг нас

Цели занятия:

-Дать представление о звуке;

-разграничить понятие «звук» и «звуки речи»;

-совершенствовать устную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать фонематический слух детей;

- уточнить и закрепить артикуляцию гласных и согласных звуков;

- упражнять в умении образовывать однокоренные слова;

- закрепить умение делить слова на слоги;

- упражнять в умении подбирать слова омонимы;

- учить строить предложение по образцу.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, воображение;

- развивать ассоциативное мышление;

-развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

- активизировать участки головного мозга детей, отвечающие за развитие речи с помощью Су – Джок терапии.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- воспитывать желание говорить правильно, красиво;

- формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, а для этого поиграем в игру «Ласка». Меня зовут Анна, а ласково Анюта, а как вас называют ласково?

Ну вот, мы с вами и познакомились. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Ведь там, куда мы отправимся, полно тайн и чудес! Вы готовы?

А вот и первая трудность; вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю, а после вы мне сами скажете, в какую сказочную страну мы с вами отправимся!

- хлопаю в ладоши;

- шагаю на месте;

- рву бумагу;

- переливаю воду;

- шуршу пакетом;

- хлопаю воздушный шар;

- играю мячом.

Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?

Как вы думаете, в какую сказочную страну мы отправимся? Да, мы с вами отправимся в волшебную страну звуков, но чтобы туда попасть, мы должны преодолеть следующую трудность: мы должны проверить, четко ли мы умеем выговаривать слова и звуки.

Чтобы четко выговаривать звуки надо делать самомассаж.

Самомассаж:

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно, чтобы было всем понятно.

Чтобы этого добиться, мы сделаем массаж.

Руки растираем и разогреваем,

И теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

А потом уходят пальцами по щечкам.

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губы разминаем, чтобы улыбались

Мы теперь утятки, клювики потянем,

А потом по шейке ручками стекаем.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон

Ыр-ыр-ыр – любит воду мойдодыр.

Ил-ил-ил – крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче муха-цокатуха именинница.

Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.

Са – СА – СА - в лесу бегает лиса.

Ру-ру-ру – лиса спряталась в нору.

Ну, теперь вы готовы. Беремся за руки и повторяем.

Если мы глаза закроем и подглядывать не будем,

Мы с вами мир откроем, о котором не забудем.

Включается 1 слайд.

Воспитатель: Ребята, да мы с вами оказались в сказочном лесу звуков! Ребята, будьте осторожны, здесь протекает речка, в которую детям никак нельзя заходить, перешагивать и перепрыгивать, иначе останетесь здесь в заточении на ближайшие сто тысяч лет. Прислушайтесь, вы что - будь слышите? Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные? Можно выделить звуки природы – это шум ветра, раскат грома, шум воды, шелест листьев, шум дождя.

- Саша, изобрази нам шум дождя.

- Влада, покажи, как может дуть ветер.

Так же есть звуки, которые издают животные и птицы

-Аня покажи, как мяукает кошка.

- Кирилл, а как кукует кукушка?

А еще есть механические звуки, то есть их издают различные механизмы, приборы при помощи человека.

- Покажи, как гудит поезд.

- Как будут тикать часы?

- А как будет стучать молоток, Злата?

Ребята, давайте послушаем звуки и определим, к каким звукам они относятся? Слайд №2

Воспитатель: ребята, скажите, а из чего состоят слова? Из этих ли звуков, о которых мы сейчас говорили? Звуки, из которых состоят слова, называются звуки речи. Хотите посмотреть, как из звуков речи складываются слова. Игра «Звуковой мяч» Я кидаю звук, вы ловите, кидаете его мне обратно, а из звуков мы потом составим слово.

- Аня, повтори все звуки.

-Настя, какое слово получилось?

-Саша, а ты какое слово услышал?

-Оля, какой первый звук ты услышала?

- Влад, какой второй звук ты услышал?

-Кирилл, какое у тебя получилось слово?

Ребята, а вы заметили, что нас так никто и не встретил?

Посмотрите, здесь какой – то сундучок и записка.

Я, хозяин звуковой страны, Звуковичок. Очень рад всем гостям. Вы оказались в моей сказочной стране, и я предлагаю вам выполнить мои задания, справившись с ними, и ответив на мой вопрос, вы сможете открыть волшебный сундучок, в котором лежит подарок для вас.

А вот и первое задание:

необходимо построить домик каждому звуку в слове РЫБА слайд №3

Воспитатель:

- Саша, какая перед нами стоит задача? (ответ). Построить домики звукам.

- Петя, скажи на какие группы можно разделить все звуки речи?

- как еще можно назвать эти звуки?

- что может нам мешать при произношении согласных звуков?

-каким цветом будет кирпичик для гласного звука?

- каким цветом будет кирпичик для согласного звука?

- Давайте произнесем слово «рыба».

-Ваня, сколько звуков ты слышишь в этом слове?

- Света, какой ты слышишь первый звук в слове?

- Ребята, все слышали звук «Р»?

- Валя, это какой звук?

- Саша, тебе что-нибудь мешает при произношении этого звука?

- Какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука? Ответ: согласный, синий. 4 слайд (после правильного ответа щелчок мышкой появляется кубик, и так щелчок на каждый ответ)

-Оля, произнеси еще раз слово «рыба», какой ты слышишь второй звук?

- Саша, попробуй пропеть этот звук.

- Ира, какого цвета кирпичик мы возьмем для этого звука?

Ответ: гласный, красный.

- Илья, какой ты слышишь третий звук в слове?

- Миша, произнеси еще раз слово, какой следующий звук ты слышишь?

- Что тебе мешает при произношении звука «Б»?

-Артем, какого цвета кирпичик мы возьмем для звука «Б»?

Ответ: Синий/согласный

-Полина, какой четвертый звук ты слышишь в этом слове?

_ Попробуйте его пропеть.

- Саша, какой это звук, какого цвета кирпичик возьмем для этого звука? Ответ; гласный/красный.

- Кирилл, посчитай, сколько всего звуков в слове, и ответь, сколько гласных и согласных?

-Давайте со словом «рыба» составим предложение из трех слов.

Кто готов, поднимает руку. (ответы детей)

Слайд 5

Ребята, посмотрите, в сказочной стране стала портиться погода. Что происходит? Снег прекратится лишь тогда, мы назовем слова, похожие на слово «снег».

-Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

- есть слово длинное – снегопад.

-есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик

-есть слово, легкая, пушистая – снежинка.

-есть слово – цветок – подснежник.

- есть слово – птица – снегирь.

Смотрите, опять засияло солнце!

Слайд 6

Воспитатель; молодцы, ребята, и с этим заданием справились. А вот и следующее задание: Звуковичок просит засадить клумбу: в левую часть клумбы посадить цветы, которые делятся на 3 слога, в правую – на 4 слога, а в центре, цветы, которые делятся на 2 слога. Каждый берет по цветку из корзинки, называет цветок, делит его на слоги, определяет место, куда его садит, если задание выполнено правильно, то мы хлопаем в ладоши, а если неправильно, то стучим по полу кулачками.

Теперь можно и отдохнуть. Давайте оживим нашу поляну бабочками.

Слайд № 7

Игра: Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз – водой она умылась,

Два– легонько покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Ну а на пять – стали детками опять!

Воспитатель: ребята, смотрите, здесь проход в другую часть сказочного мира, только это «проход-наоборот», он пропустит лишь того, кто назовет слово с противоположным значением, т. е. наоборот. Дети, которые проходят проход, встают вокруг корзинки полукругом и думают, как еще можно назвать слово – наоборот своего товарища.

Слова: умный, сладкий, светло, день, ночь, жадный, сильный, сухой, плохой, молодой, жарко, холодно, тихо, больной, старый, сытый, черствый.

Мы с вами оказались на острове фантазии. А фантазировать наш Звуковичок любит со своими друзьями, цветными ежами. А вот и они (открывается корзинка). Предлагаю с ними поиграть. Ежиков берем быстро и аккуратно, пока они согласны с нами поиграть!

Пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

Звуковичок предлагает вам пофантазировать. Он очень любить смотреть на небо, что мы там можем увидеть (облака? Ребята, вы замечали, что в небе облака похожи на различные силуэты – предметы.

Звуковичок собрал облака в этот волшебный мешочек, тот к кому я подойду, опускает руку в мешочек и на ощупь попробует определить, на что похоже облако и скажет «Мое облако похоже на…», затем достает облако, и мы все вместе смотрим, на что же оно похоже.

Ну вот, ребята, мы и выполнили все задания, но прежде чем открыть сундучок, скажите, почему же мы так и не увидели Звуковичка с его волшебными звуками?

Ответы детей.

А вот и волшебный сундучок, вам интересно, что же в нем? Чтобы его открыть, надо произнести волшебные звуки «Крибле-крабле-бум»

Что это, ребята? Это не простой клубок, а клубок хорошего настроения. Мы будем его передавать друг другу и говорить о том, что нам сегодня понравилось. Давайте передадим его нашим гостям. А теперь, возьмитесь за руки и закройте глаза, посмотрим, что произойдет с нашим клубком.

А нам пора возвращаться в наш детский сад.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи с элементами артикуляционной гимнастики и рисования «Звуки [П]-[П’]» Конспект занятия по развитию речи с элементами артикуляционной гимнастики и рисования Цель: Закрепить у детей правильное и четкое произношение.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием игровой технологии «Звуки [Р], [Р’]» Тема: Звуковая культура речи. Звуки «р.», «р.» Тип: Игровое занятие (игра-путешествие). Методы и приемы: игровые технологии, игровые задания;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Ф] и [Ф’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звуки [Ф-Ф']. Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [Ф-Ф'] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Л], [Л’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [л-л'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [С-С'] в изолированном виде, в словах и фразах; активировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь.» Программное содержание: упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь; упражнять детей.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки и Буквы» для подготовительной группы Целевой ориентир: Умеют выполнять звуковой анализ слова; ребенок знает, чем отличается буква от звука, составляет предложение с использованием.

Конспект занятия по развитию речи «Звуки — наши друзья» с детьми 4–5 лет «Звуки – наши друзья» с детьми 4-5 лет Задачи: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки»
Опубликовано: 19 августа 2018 в 10:10
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Творческий отчёт «Различные виды самодельных театров»
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет вовлечь детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене. Представляю вашему...
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста
Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом и своей...
Фотоотчет о проведении мероприятия «Клубный час»
Добрый день, уважаемые коллеги! В сентябре 2019 года в нашем детском саду педагоги активно используют новые формы работы с детьми. Одной из таких форм...