Ольга пенюшкина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Природа родного края.
Цель:
Познакомить детей с природой родного края.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о природе Сибири;
2. Развивать связную речь : учить пересказывать текст с опорой на вопросный план и используя мнемотаблицу;
3. Расширять словарный запас;
4. Воспитывать чувство любви к родному краю.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР „Природа родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Оборудование: иллюстрации с видами озера Байкал; сибирской тайги; хвойных деревьев (сосны, пихты, кедра, ели); кедровые шишки; мнемотаблица, книжка с картинным планом к рассказу С. К. Устинова «Медведи близко», мнемотаблица к стихотворению «Кедровка»; музыкальные записи («Шум волны», «Пение птиц в лесу»).
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Логопед встречает детей и предлагает отправиться в путешествие по родному краю (Сибири).
Логопед: Давайте покажем, как мы пойдем в путешествие, будем выполнять движения.
Мы к лесной лужайке вышли (шагаем друг за другом)
Через кустики и кочки (прыжки)
Через ветки (пригнулись, пенечки (присели)
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
II. Основная часть:
А) Беседа
Дети садятся на стулья в кружок.
Логопед: Вот мы и оказались на лесной полянке.
- Ребята, как называется край, в котором мы живем?
- Какая наша Сибирь?
- Посмотрите, (внимание на иллюстрации). Какая красивая природа в нашей Сибири. Как хороша она в любое время года!
- А что называют «жемчужиной Сибири» (внимание на иллюстрацию, где изображен Байкал)
- Какой Байкал? (звучит запись «Шум Байкальских волн»)
Выходит ребенок и читает стихотворение.
«Между гор и между скал
Блещет озеро Байкал
Дует с северных низин
Сильный ветер Баргузин
Волны бьются в берега
А кругом гудит тайга»
Логопед: Байкал окружают горы, еще в Сибири много леса.
- Как называется густой и дремучий лес? (Тайга)
- Послушайте, как шумит лес, поют птицы (запись «Шум леса, голоса птиц)
Ребенок читает стихотворение:
Тайга родная, хвойная
Суровая тайга
Там речка беспокойная
Взрывает берега.
Логопед: Ребята, какие деревья растут в тайге?
Выходят дети в шапочках, изображающие «Кедр», «Сосна», «Ель», «Пихта» и читают стихотворения.
«Кедр» :
В лесу кедровом
Кедр-основа.
Он могуч, прекрасен, щедр:
Дарит нам орехи кедр.
Прячутся орехи в шишках.
Любят грызть их ребятишки!
«Сосна»
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят смело в небеса.
«Ель»
В каждый дом под Новый год
Это дерево придет.
Зеленое и колкое
Оно зовется елкою.
«Пихта»
Пихта пирамидальная-
Ели родственница дальняя.
Высока, пряма, стройна,
Пихта- вечнозелена.
Логопед: А теперь давайте поиграем в игру «Шишку возьми, животное назови»
(дети встают и передают друг другу шишку, называют диких животных и их детенышей).
Дети садятся на места после игры.
Логопед: Ребята, один знакомый ежик рассказал мне историю про кабаргу.
- А вы знаете, кто такая кабарга? (показывает иллюстрацию животного)
Б) Чтение рассказа С. К. Устинова «Медведь близко»
- Послушайте этот рассказ, а потом мы его перескажем (чтение рассказа С. К. Устинова «Медведь близко»)
Кабарга лежала в траве со своим детенышем. Вдруг она подняла голову и насторожилась. По речке кто-то шел, он громко шлепал по воде. Кабарга встала и увидела медведя, он шел прямо к ним. Вдруг кабарга бросилась прямо к медведю. Она как-то боком запрыгала в сторону. «Больная -, подумал медведь, такую я поймаю быстро. Медведь бросился за кабаргой. А кабаржонок закрыл глаза, поджал ножки, замер и притаился в сухих листьях. Он чувствовал, что лежать надо, пока не придет мама.
Напрасно вы думаете, что медведь поймал кабаргу. Она очень быстро прыгает. И медведь, наверно до сих пор бегает по лесу, кабаргу ищет. А она уже прибежала к кабаржонку, обманула медведя, отвела подальше от детеныша и вернулась. Кабарга-мама спасла ему жизнь.
В) Пересказ с опорой на картинный план в виде книжки.
-Как начинается рассказ?
- Что услышала кабарга?
- Что она сделала?
- Как понять «насторожилась»?
- Почему кабарга запрыгала боком?
- Что подумал медведь? Что он сделал?
- Как повел себя кабаржонок? Что он сделал?
(как понять «притаился»)
- Поймал медведь кабаргу или нет?
- Почему он её не поймал?
- Как заканчивается рассказ?
III. Физминутка:
Логопед: Давайте встанем и превратимся в ежиков. Зимой ежик спит, но иногда он просыпается.
- Распрямились, потянулись.
Вдруг испугались- присели, сжались в клубок.
Встали, распрямились; коготками поцарапались.
Сел ежику на носик комарик, подули на кончик носика; улетел комарик.
IV. Закрепление пройденного материала:
А) Повторное чтение и пересказ рассказа
Логопед: Вот такую историю мы узнали про кабаргу.
Логопед предлагает детям выучить стихотворение про птицу кедровку с опорой на картинки.
Что делаешь кедровка?
Над кедрами кружу.
Зачем кедровка кружишь?
Да шишки нахожу!
Зачем кедровке шишки?
А в них орехи есть
Зачем тебе орехи?
Детишки просят есть…
- Найдите слова со звуком «Ш»
V. Итог занятия :
- Ребята, вы много знаете о природе родного края.
Оценка деятельности детей.