Ашанова Цаган
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заюшкина избушка»
Тема НОД «Работа над образом»
Пояснительная записка
Театральная деятельность-это самый распространненый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности в успешности.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Заюшкина избушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- «Заюшкина избушка». Конспекты
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса, заяц и петух»
- Темочки
Основная цель речевого развития - это развитие свободного общения.
Задачи:
-развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой (своей и чужой речи;
-развитие слуховой памяти и слухового аппарата;
-совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости совершенствование произношения слов с соблюдением ударения.
Эта работа строится на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений с выключением речевого материала.
Методы и приёмы.
Словесный (беседа, диалог)
Наглядный (показ,демонстрация)
Проблемный (проблемная ситуация)
Игровые (проигрывание роли зайца и лисы, сюрпризный момент)
Здоровье сберегающие технологии: смена видов деятельности.
Условия для проведения НОД : мультимедийный проектор, музыка.
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Работа над образом» по сказке «Заюшкина избушка»
Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- развивать речевые умения подбирать определения к существительным и согласовывать их;
- развивать элементы речевого общения: мимику, жесты, интонацию;
- активизировать словарь детей - использовать в речи понятия «мимика», «жест», «интонация»;
-стимулировать активную речь;
- способствовать формированию коммуникативных качеств: взаимопомощь, чувство сопереживания.
Электронный образовательный ресурс: презентация «Незнайка», отрывок мультфильма «Заюшкина избушка»
Материалы и оборудование: шапки-маски сказочных персонажей из сказки «Заюшкина избушка» - лиса, заяц.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», разыгрывание кукольного спектакля по сказке, рассматривание иллюстраций к сказке, рисование персонажей сказки.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, художественное слово, беседа, игра-драматизация, поощрение словом, упражнение «Подбирай, называй, запоминай», чистоговорки, пословицы.
Структура занятия :
I. Вводная часть -3 мин
Сюрпризный момент, проблемная ситуация.
II. Основная часть
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай» (о зиме) - 2 мин
Просмотр отрывка из мультфильма «Заюшкина избушка»-1 мин
Беседа «Определение характера образа»-7 мин
Игра «Разминка театральная» Введение понятия «интонация»-2 мин
Игра «Повторяйка» - 3 мин
Работа над голосом –4 мин
Ролевое проигрывание ситуаций из сказки -3 мин
Пословицы-1 мин
III. Заключительная часть - 2 мин
Подведение итога.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Под музыку Эдварда Грига «Утро в лесу» дети входят в зал.
I. Вводная часть (сюрприз момент)
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. (Дети здороваются).
Гости наши посидите,
Да на нас вы посмотрите!
А вы, детишки, ко мне идите.
Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»
(подбери и назови как можно больше слов-определений, и слов действий. Закончи предложение).
Педагог: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Педагог: Верно, время года зима.
Зима (какая) – холодная, снежная, морозная, долгая.
Снег (какой) -(холодный, мокрый, белый, красивый)
Снежинки (какие) -(красивые, пушистые, хрупкие)
Лед (какой) -(прозрачный, холодный, твердый)
Погода (какая) - (зимняя, солнечная, холодная)
Педагог: Правильно, молодцы.
(Стук в дверь, приносят письмо)
-Ребята, поскорее откроем и посмотрим от кого письмо.
(Письмо от Незнайки) : «Здравствуйте, ребята. Скоро праздник Новый год и мне надо выбрать роль зайца или лисы в сказке «Заюшкина избушка». Помогите мне, пожалуйста, я не знаю кого выбрать и как играть эти роли?»
Педагог: Как же быть? Что будем делать? (Ответы детей - поможем Незнайке)
Педагог: Свяжемся с Незнайкой по скайпу.
Слайд 1 (На экране появляется Незнайка)
Педагог: Здравствуй, Незнайка, мы получили твое письмо и хотим тебе помочь. Ты слушай внимательно, ребята тебе все объяснят.
Незнайка. Спасибо, ребята.
II. Основная часть
(Просмотр отрывка из мультфильма)
а) Беседа «Определение характера образа».
Педагог: Незнайка, мы сейчас вместе с ребятами вспомним, какие же по характеру заяц и лиса?
Педагог: Каким вы увидели зайца? Какой поступок он совершал?
(пригласил лису - добродушный, гостеприимный, наивный, жалостливый, несчастный, бедненький; добрый, правильный поступок, он умеет дружить, заботиться об окружающих)
Педагог: Он хотел дружить с лисой? (нет, он хотел помочь лисе)
Педагог: Как вы думаете, какой предстала перед вами лиса? Какой поступок она совершала? (выгоняла – значит, она агрессивная, сердитая, жестокая, безжалостная, жадная, корыстная, алчная;
обманывала - хитрая, лживая; обманывала самого близкого ей друга - не умеет дружить, любит только себя;)
Педагог: А какой лиса была, когда хотела понравиться?
(красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная)
Педагог: Скажите, какие поступки совершала лиса?
(притворялась добренькой, обманывала всех - и т. д.)
Значит какой она была по характеру?
(двуличная; хитрая, лживая, притворщица)
б) Закрепление Игра «Разминка театральная»
Слайд 2
Педагог: Незнайка, давай узнаем, как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Иль на волка, иль на козу?
Или на принца, или на Бабу Ягу?
Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.
Педагог: А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, или в грозу,
Или в бабочку, или в осу?
Что поможет здесь, друзья?
Ответы: жесты и конечно мимика.
Педагог: Что такое мимика?
Ответ: выражение нашего лица.
Педагог: Да, бывает, без сомнения,
У людей разное настроение.
Его я буду называть,
А вы попробуйте показать.
Эмоции для показа: грусть, радость, удивление, страх, горе.
Педагог: Верно, ну, а жесты? Жесты – это движения.
А теперь пора пришла общаться жестами, да-да. Выбирайте маски любого героя, какого пожелаете. (Дети выбирают, одевают маски лисы и зайца). Педагог: Я приглашаю выйти первыми группу «Лисы». Под музыку первый участник показывает движение характерное Лисе, затем следующая Лиса показывает движение предыдущей Лисы и свое движение и т. д.
Тоже задание выполняет и группа «Зайцы»(движения характерные Зайцу)
Слайд 3
Педагог: Незнайка, тебе понравились движения, мимика, которые выполняли ребята?
Незнайка: Ребята, вы такие артистичные. Я посмотрел, как вы играли роли лисы и зайца и мне очень понравилось. Спасибо.
Педагог: Незнайка, а ты знаешь, что интонацией можно передать настроение? Интонация-это передача голосом настроения. Мы тебе покажем. Будем проговаривать чистоговорки с разной интонацией.
Чистоговорки:
За-за-за- вот идёт гроза. (Грустно)
Зы-зы-зы- давно не было грозы. (с удивлением)
Зу-зу-зу- везу зайца на возу. (с радостью)
Зо-зо-зо- нам с тобою повезло. (с радостью)
Зу-зу-зу- розу я тебе везу. (с радостью)
Зи-зи-зи- к дому подвези. (спокойно)
Са-са-са в лесу бегает лиса. (с испугом)
Сы-сы-сы хвост пушистый у лисы. (с восхищением)
Су-су-су смотрим, смотрим на лису. (с удивлением)
Се-се-се знаем сказку о лисе. (спокойно)
Выходит группа «Лисы» и по одному проговаривают фразу
"Уходи, заяц! Теперь здесь буду жить я!".
(С радостью, с грустью, сердито, хитро)
Выходит группа «Зайцы» по одному проговаривают фразу
"Не гони меня, лиса… Мне некуда идти…".
(С радостью, с грустью, сердито, хитро)
Ролевое проигрывание ситуаций из сказки «Заюшкина избушка»
Педагог: Я предлагаю вам сыграть свои роли Лисы и Зайца в сцене «Лиса выгоняет зайку».
Ребята, можно сказать, что между Лисой и Зайцем есть дружба? Вспомним пословицы о дружбе. (Дети говорят пословицы)
Без друга на сердце вьюга.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Нет друга -ищи, а нашел- береги.
Педагог: Артистами ребята побывали,
Из сказки нам отрывки показали
Вы старались, молодцы.
Похлопаем вам от души!
III. Итог
Педагог: Незнайка, ребята постарались быть настоящими артистами, чтобы тебе легче было играть роль.
Что для этого мы старались делать, ребята? (Ответы детей)
- Ребята, что такое интонация, кто запомнил? (Ответы детей)
-Незнайка, желаем тебе хорошо выступить и отлично сыграть роль.
Слайд 4
Незнайка. Спасибо, ребята! Теперь я готов сыграть свою роль. С наступающим Новым годом! До свидания!
- Спасибо всем за внимание, а ребятам за старание!
Под мелодию Эдварда Грига «Утро в лесу» дети покидают зал.