Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

нина якушкина
Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Образовательная область: Речевое развитие

Вид деятельности: Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

Цель: Формировать у детей умение дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Программное содержание

Образовательные задачи:

- продолжать формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц;

- определять место положения звука в слове (начало, середина, конец);

- упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи:

- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитательные задачи:

- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Предварительная работа: разучивание чистоговорок, стихов, потешек. Словесно – дидактические игры: «Дополни предложение», «Подскажи словечко», «Придумай слово с заданным звуком», «Кто позвал?», «Кто как кричит?».

Материалы и оборудование: картинки, в названии которых при произнесении слышатся звуки «ч»-«ц»; книга Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Ход деятельности

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап):

Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас? (Ответы детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

Воспитатель: Ветерок весенний дует, веет. Ребята посмотрите к нам в окно влетел конвертик. (Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом).

Воспитатель: Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

Воспитатель: Что изображено на картинках? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик-чик-чик)

Воспитатель: А как зовём цыплят? (Цып-цып-цып)

Воспитатель: Какие первые звуки в этих словах? (Звук «ч» -«ц»)

Воспитатель: Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, в слове чик – первый звук какой? (звук ч)

Воспитатель: В слове цып – первый звук какой? (звук ц.)

2. Основная часть (содержательный, деятельный этап):

Воспитатель: Вы хотите сегодня, что-то узнать об этих звуках? (Да)

Воспитатель: Ребята, с начала мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

Воспитатель: Давайте с вами произнесём звук Ч. (Дети произносят)

Воспитатель: А теперь произнесем звук Ц. (Дети произносят)

Дети хором и по очереди произносят звуки.

Воспитатель: При произнесении звука «ч» кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке «ц» кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке.

Воспитатель: Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц – Ч. (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Эхо»

(Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса).

Воспитатель: белая овца

флаг из кумача ча-ча-ча

ох как горячо чо-чо-чо

мы ели огурцы цы-цы-цы

у меня ключи чи-чи-чи

румянец на лице це-це-це

я гулять хочу чу-чу-чу.

Воспитатель: Звуки «ц» и «ч» легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Сейчас я буду называть слова со звуками «ц» и «ч», а вы, услышав звук «ц», поднимите одну ногу, например: цапля. А если услышите звук «ч» – легонько подвигаете головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник). Вы все поняли? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда слушайте слова внимательно: чашка, цапля, очки, огурец циновка, скрипач, одуванчик, поцелуй.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы с вами поиграем в одну игру которая называется «Подари подарок»

Дидактическая игра «Подари подарок».

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением предметов. Которые необходимо подарить цапле или чайке. (распределение по наличию звука ч или ц).

Воспитатель: (Имя ребенка, кому ты подаришь свой подарок? (Ответ ребенка)

Воспитатель: Почему ты решил подарить чайке (цапле? (Ответ ребенка)

Воспитатель: В какой части слова располагается звук «ц» или «ч»? (Ответ ребенка)

Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка

Видишь бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять! (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Воспитатель: Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»

Игра «Большой – маленький» (с мячом)

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте проверим, кто из вас знает больше слов, на звуки «ч» и «ц».

Словесная игра «Назови словечко».

Воспитатель: За каждое правильное слово получите фишку, а в конце посчитаем у кого будет больше фишек, и он будет победителем. (Дети называю слова со звуками «ц» и «ч».)

Воспитатель: Ребята, посчитайте сколько у вас фишек. (Дети считаю фишки).

Воспитатель: У кого больше всех фишек? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте похлопаем нашему победителю!

Воспитатель: Сейчас я хочу вас познакомить с новым стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах». А вы внимательно послушайте стихотворение и найти слова со звуками «ц» и «ч».

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие слова со звуками «ч» и «ц», вы нашли в этом стихотворении? (Очень, цок – цок, чащу, чик – чирушка.)

Воспитатель: Кто такой Ба – бах? (Охотник)

Воспитатель: Как вы думаете кто Тук – тук? (Дятел)

Воспитатель: Кто же прыгнул в чащу? (Заяц)

Воспитатель: Почему звери сидят тихо? (Чтобы их не заметил охотник)

3. Заключительная часть (рефлексивный этап):

Воспитатель: К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: С какими звуками мы сегодня работали? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» 2018 год Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект занятия.

Конспект НОД по речевому развитию с детьми 5–6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [З], [С]» Форма организации коллективной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей. Форма проведения. Игровая ситуация.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Приметы осени. Чтение стихотворения И. Бунина» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Приметы осени. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» Задачи:.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [С] и [С’]» ТЕМА: «Дифференциация звуков С и Сь». Программное содержание: 1. Закрепление умения дифференцировать звуки С и Сь. 2. Учить находить лишний.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р] в слогах, словах и фразовой речи» «Дифференциация звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи» Цель: 1. Закреплить навык дифференциации звуков [Л]- [Р] в слогах, словах.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Барто «Кто так кричит?» с инсценировкой Конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста Занятие «Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?»». Дидактическое.

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Чтение стихотворения «Чудаки» (старшая группа) Тема: «Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» Цель: Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. Задачи: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 07:32
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Детский мастер-класс «Веточку рябины осень подарила» в средней группе
Наступила осень. Она подарила ребятам разноцветные краски. Особенно привлекает их внимание горящие красными огоньками рябинки, которые растут на нашем...
Сценарий осеннего утренника «Прогулка в осенний лес» в первой младшей группе
Осенний утренник. 1 младшая группа. «Прогулка в осенний лес». г. Новосибирск. Д/с №196 Воспитатели: Прилепко Е. А, Ожева Н. Н. Цели: - развивать...
Планирование «Давайте познакомимся»
Тема недели «Давайте познакомимся» Проблемная ситуация «Почему мы разные? » «Образовательные области» Виды непосредственной деятельности Даты проведения...