Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»

Мария Мерзлякова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока русского языка на тему:

«Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Подготовила студентка

23 группы

Мерзлякова Мария

Дата проведения:15.03.2019

Заверили:

Учитель: ___Абишева Е. А.

Методист: ___Наумова Н. В.

Отметка:___

Саратов 2019

Дата проведения: 15.03.19

Класс: 3

Тема урока: написание существительных с суффиксом –ищ-

Цель урока: сформировать усвоение учащимися правила правописания суффикса -ищ- у существительных.

Задачи урока:

-закрепить умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

-формировать умение правильного написания окончания существительных с суффиксом –ищ- ;

-закрепить умение находить в словаре необходимую информацию;

-развивать логическое мышление, внимание;

-формировать учебную мотивацию;

-развивать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Ход урока.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Все ли у вас есть на парте, учебник,тетрадь, пенал.

II .Мотивационный этап

Прозвенел звонок для нас,

Мы пришли учиться в класс.

Будем мы старательны,

Будем мы внимательны.

III.Словарная работа

-Откройте свои тетради, напишите число, классная работа.

-Сейчас мы проведем с вами словарный диктант. Записывайте слова в тетрадь.

-Хоккей, декабрь, орех, чувство, космос, космонавт, победа, трактор, горячий, кровать, экскурсия, молоток, рисунок, дорога, расстояние, обед, винегрет, потом, метро.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, посмотрите на доску, проверьте, так ли у вас написаны слова.

-Молодцы!

IV. Актуализация опорных знаний

-Скажите, если предмет был обычным, а стал огромным, то как мы скажем?

-Например: слон-слонищ_, нога-ножищ_,зуб-зубищ_,комар-комарищ_.

-Какая часть слова помогает нам образовывать новые слова (суффикс –ищ-)

-Что не дописано у этих слов (окончания)

-Какие окончания мы должны дописать в этих словах?

V. Выявление места и причины затруднения, целеполагание.

-А мы точно можем сказать, какие окончания мы должны дописать?

-Или мы должны знать какие-то правила для правильного написания окончаний с этим суффиксом?

-Так какую же цель мы с вами сегодня поставим? (научиться писать окончания существительных с суффиксом –ищ-)

VI.Построение проекта выхода из затруднений.

-Что нужно сделать, чтобы узнать, какие окончания нужно писать у существительных с суффиксом –ищ-?

-Давайте понаблюдаем и найдём закономерность, и сами выведем правило.

VII. Реализация проекта

-Откройте учебники на странице 79. Прочитайте текст. (один ученик читает вслух)

-Давайте и мы найдём эти существительные, о которых говорит Миша. (дети открывают ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ)

-Откройте словарь на –А, на –ища.

-Прочитайте по цепочке слова, которые вы там видите. Скажите, от какой основы они образованы, какого рода эти слова.

-А теперь откройте словарь на –Е, на –ище.

-По цепочке прочитайте список слов, и скажите, от основ каких слов они образованы. Сразу называйте род слова. (например зубище-от основы слова зуб-мужской род)

-Давайте сделаем вывод:

1)-Скажите, так почему слова заканчиваются на –а?

(Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-.)

2) - А почему у слов окончание –е? (Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е)

3) Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ РОД того слова, от ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (да)

4) Одинаковые ли окончания у слов мужского рода и среднего рода с этим суффиксом? (Да,одинаковые. Окончание –е).

-Прочитайте текст в рамочке на странице 81. (ученик читает вслух)

-Да,молодцы! Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а, если слово, от основы которого оно образовано женского рода. Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода.

-А как правильно сказать: мой больной зубище или моё больное зубище (мой больной зубище, т. к. зубище образовано от основы зуб-мужской род)

-А как правильно: какой сильный морозище или какое сильное морозище (какой сильный морозище,т. к. морозище образовано от основы мороз-мужской род)

VIII. Первичное закрепление с проговариванием

-Найдите упражнение 92.

-Прочитайте пересказ текста. (попросить одного ученика прочитать вслух)

(Два приятеля Славочка и Боренька МИРНО беседуют. Один сидит на скамеечке,а другой на заборчике. В руках у каждого - тетрадочка и карандашик. Потом они ССОРЯТСЯ, и всё сразу меняется. Теперь они уже не Славочка и Боренька, а Славище и Борище. Заборчик теперь - заборище, а скамейка - скамеища. В руках у каждого - тетрадища и карандашище.)

-Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слово. (тетрадочка-тетрадища,карандашик-карандашище,Славочка- Славище, Боренька-Борище, заборчик-заборище)

-Запишите в тетрадь эти слова парами. В скобках укажите род исходного слова.

-Найдите упражнение 45 в тетрадях. (если дети поняли упражнение 42,то данное упражнение выполняют самостоятельно)

(Лялечка прыгнула с дерева,

Чудищ. (___) прыгнуло к ней,

Сцапало бедную лялечку

И убежало скорей.

Лестницею винтовой

Каждый вечер,

Ближе к ночи,

На маяк идёт рабочий.

Наверху фонарищ. (___)

Яркий,

Как пожарищ(___).)

-Прочитайте отрывки стихотворений.

-Найдите слова с пропущенными окончаниями. Выделите в них суффикс. Рядом в скобках напишите слова, от основ которых они образованы. Укажите род исходного слова. Впишите окончания. (чудище:чудо,ср. р.,фонарище: фонарь,м. р. ,пожарище:пожар,м. р.)

-Найдите в одном из отрывков существительное с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова», которую нельзя проверить,- это словарное слово. Подчеркните его желтым карандашом.

-Какое это слово? (лестницею)

-Молодцы!

Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

-Найдите в учебнике упражнение 93.

-Прочитайте отрывок из стихотворения.

(Чудовищная история.

Жило-было Чудищ---

Юное страшилищ. .

Росту непомерного,

Непомерной силищи. (выделенное.)

Жило припеваючи

В преогромной ямище (выделенное)

У своих,у любящих

Папищи (выделенное) и мамищи. (Веделенное)

-Выпишите выделенные слова столбиком. Окончания пока не пишем! Рядом напишите слово, от основы которого оно образовано, укажи род исходного слова. Допишите самостоятельно окончания.

-Миша написал такие окончания : папище, мамища. (правильно)

-Маша написала такие окончания: папища, мамища.

-С кем вы согласитесь? А почему?

-Найдите упражнение 46 в тетрадях.

-Из упражнения 45 выпишите 6 слов с орфограммой «безударный гласной в корне слова, проверяемый ударением». Орфограмму подчеркните. Рядом напишите проверочные слова.

Задание выполняем самостоятельно. Проверка с образца.

(с дерева:деревья,убежало:бег,скорей:скоро,винтовой:винт,наверху:верх,вечер:вечерний).

-Найдите упражнение 94 в учебнике.

-Прочитайте шуточный текст.

(«Я знаю,

Что сделаю

С мехом

Сказала

Моль моли

Со смехом.

«Я вас понимаю,

Мисс Молли»,-

В ответ

Улыбнулась

Моль моли.

Однако

От этой

Шутки

Моей

Не смешно стало

Шубке.)

-Задайте вопросы к выделенным глаголам.

-Какое из них обозначает действие, происходящее в настоящее время?А какие уже произошли? (Я (что делаю)знаю-наст. время,

моль (что сделала)сказала-прош. время)

- Какое личное местоимение повторяется в текст 2 раза (личное местоимение 1-го л,ед. ч. ,-я)

IX.Рефлексия

-Скажите, так какое окончание будет у слов с суффиксом –ищ- мужского и среднего рода(-е)

-А какое окончание будет у слов с суффиксом –ищ- женского рода? (-а)

-Продолжите фразу:

на уроке я узнал…

на уроке мне было трудно…

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе по УМК «Школа России» Тема: «Наречие». Цели: обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи. Задачи: Образовательные: • научить находить наречие.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе Тема: «Фразеологизмы» Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;.

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок» во 2 классе Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе (программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса).

Конспект урока по русскому языку «Все падежи» в 3 классе УМК «Школа России» 1. Орг. момент. 2. Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания на доске слоги де жи па Ребята, какое слово можно составить из записанных.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Библиотека изображений:
  • Консультации, папки-передвижки
  • Обитатели водоемов
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»
Опубликовано: 10 апреля 2019 в 21:15
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День задом наперед на МААМ

Делать что-либо «задом наперед», значит, нарушить привычный ход вещей, выйти за рамки обыденного. Считается, что это даже иногда полезно — помогает развить интеллект и креативность. К тому же подобные...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте обнять своих родных и близких людей! День объятий – это стихийный праздник, который появился в студенческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского...


Горячие темочки