Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми»

Наталья Юхименко
Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми»

Сказкотерапия – это метод арт-терапии, используемый для развития творческих способностей, самовыражения, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в свое время известные зарубежные и отечественные психологи. На примере разыгрываемых сказок ребенок учиться находить пути решения проблем, преодоления трудностей.

Жанры, используемые в сказкотерапии.

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы и сказки. Находят место и современные жанры: детективы, романы, фэнтази.

Главным средством воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми.

Функции сказок.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

• Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и к уровню подсознания.

• Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

о жизненно важных явлениях;

о жизненных ценностях;

о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

• В сказке в символической форме содержится информация о том:

как устроен этот мир, кто его создал;

что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

какие этапы в процессе самореализации проходят мужчины и женщины;

какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

как приобретать и ценить дружбу и любовь;

какими ценностями руководствоваться в жизни;

как строить отношения с родителями и детьми;

как прощать.

Типологии сказок.

Выделяют пять видов сказок: художественные, народные, дидактические и психотерапевтические. Примеры хорошо известных сказок, это «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна – лягушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка», «Теремок», «Колобок», «Репка».

• Художественные сказки. К ним относят сказки, созданные многовековой мудростью народа и описанные в виде авторских историй. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но успешно ему служат.

• Народные сказки. Наиболее древние народные сказки называют мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Сюжеты народных сказок очень многообразны:

1. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

2. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показываются способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формирую позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первый?».

3. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков; сказки – страшилки. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются и приобретают новые навыки реагирования. Для групп детей старше 7 лет и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, моделируя интонацию; конец страшилки должен быть неожиданным и смешным.

4. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные для тех, кому 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости информации и духовном развитии человека.

• Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. Ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера – это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит к успеху.

• Псиокррекционные сказки. Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили – были….

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуется делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков, животных.

Начиная с 5 лет герои – феи, волшебники, принцессы, принцы, солдаты и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростком возрасте могут быть интересны скакзи – притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказок.

Кульминация.

Герои сказок справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказок извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально меняется.

• Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерпевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

Этапы игры.

Введению в игровую среду. Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали это занятие от других.

Например:

1. «Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот, до кого она дотронется, сразу же садится на пол и ждет начала сказки». Включается тихая музыка, и фея мягко, нежно прикасается к каждому ребенку.

2. «Сейчас подует волшебный ветер, и каждый, кто искупается в его чудесных струях, перенесется в сказку». Включается вентилятор и каждый ребенок проходит мимо, ощущая лицом и телом поток воздуха, а затем садится на пол. «Вот мы и в сказке».

3. «Сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: если смотришь на него не отрываясь, то переносишься, куда захочешь».

4. «Вам необходимо надеть на правый мизинец волшебный перстень и пожелать очутиться в сказке». Затем дети поворачиваются вокруг себя три раза и открывают глаза.

5. «Вот вы и в сказке

Знакомство с игрой и ее героями. Прослушивание начала сказки строительство игрового пространства (сказочной страны, морей, лесов, заселение его различными персонажами. Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.

Моделирование конфликта, трудностей. Зачитывается продолжение истории, в которой происходит нечто, что разрушает созданный мир (появляются силы зла: драконы, чудовища, ураган и т. д.). Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем.

Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью – что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? – только ты с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками. Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком; убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка.

Борьба и победа. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Дети восстанавливают мир во соответствии со своими желаниями приобретенными знаниями навыками. Усиливается успешный опыт – детям благодарны все сказочные существа. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Высказывает искренне восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту.

Утверждение победы. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы. Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникли в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию. Можно составить рассказ о дальнейших приключениях и играх.

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до .

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Мир казачьего дома» Одной из важнейших задач дошкольного воспитания считается формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» 1. Уточнять и обобщать знания о семье, о том кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;.

Конспект ООД по социально-коммуникативному и познавательному развитию дошкольников «Я иду в детский сад» Цели: 1) Воспитывать положительные эмоции в беседе о детском саде, формировать интерес к ближайшей окружающей среде: обсуждение и конструирование.

Конспект ООД по социально — коммуникативному развитию «Защитники Отечества» Конспект НООД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Защитники Отечества» Составила: воспитатель Сорокина Т. А. г. Семенов.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский Республики.

Мастер-класс с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста по правилам игры с куклой би-ба-бо. Цель: Формировать представления детей о театрализованной.

Обобщение опыта с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию Обобщение опыта работы на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» подготовил: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14 г.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием.

Справка по итогам тематической проверки «Изучение системы работы по социально-коммуникативному развитию в старшей группе» Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию в старших группах; выявить уровень.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 08:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «17 января — День детских изобретений» в средней группе.
Фотоотчет " 17 января – День детских изобретений" в средней группе. Сегодня 17 января отмечается День детских изобретений. Как известно, что все дети -...
Мороз не велик да стоять не велит
Морозным субботним утром на территорию детского сада № 16 «Тополёк» спешили воспитатели и родители с детьми. Вооружившись лопатами, собрались они здесь не...
Зимние прогулки
Ах, сколько на свете веселых затей! Мы лепим из снега фигурки зверей: Пингвин, колобок, медвежонок, лиса… Как весело всем! Мы творим чудеса!...
Лепка «Птичья столовая».
Цель: Создание птиц: воробья, синицы и снегиря из пластилина. -Учить детей лепить птиц: воробья, синицы, снегиря. Передавать их строение: туловище, голова,...
Фотоотчет новогоднего утренника в 1 младший группе
В нашем детском саду прошел самый первый новогодний утренник для детей 1 младшей группы! Наши малыши были такие нарядные, такие удивительные! Малыши...