Приложение МААМ

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Знакомство с традициями и бытом русского народа» в средней группе

Алевтина Кочеткова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Знакомство с традициями и бытом русского народа» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой

«Структурное подразделение МДОУ детский сад №8»

Конспект «Знакомство с традициями и бытом русского народа» в средней группе №3

Проводила :Кочеткова А. П.

Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Знакомство с традициями и бытом русского народа“ в средней группе» размещена в разделах

Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о формах русского фольклора -народная игра, хоровод,песни; обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества.

Задачи:

обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.

расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

продолжить знакомство с, музыкальным фольклором.

обогащать представление о народных играх.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.

2. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.

3. Чтение русских народных сказок.

4. Русские народные игры.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, старинная посуда, самовар, чугунок, ухват и т. д.) ; русский народный костюм для хозяйки и детей; музыкальное сопровождение.

Демонстрационный и раздаточный материал: оформление уголка русская изба,

Ход НОД:

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Дети входят в группу в русских костюмах с ложками, исполняя р н произведение, (Русские ложки»

встают по кругу.

Ой, как весело мы вошли! Дети, что у вас в руках? В какой стране мы с вами живем? Ложки в нашей стране это,не только,посуда, а являются и русскими народными. инструментами, и мы с вами исполнили русское народное произведение русскими народными ложками. А какие пословицы мы знаем о ложке?

(Дети рассказывают.)

• Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая.

• Дорога ложка к обеду.

• Нечего хлебать, так дай ложку полизать.

• Пустая ложка рот царапает.

И поговорим мы сегодня с вами о России и о традициях и быте нашей страны в давние,прошлые времена. Дети входят с игрой на деревянных ложках.

Встают по кругу

Отвечают на вопросы

Потому что это р н инструменты

Дети проговаривают пословицы

.

Основная часть

2. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправились не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия).

А в древние времена она называлась не Россия, древняя Русь, Русь-матушка. Как, ласково называли нашу страну.

А люди, жившие в ней, назывались русичи. Или,как мы сейчас говорим -русские.

Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют

3. Воспитатель: Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. А как вы одеты?

В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи? (Показ иллюстрации)

Воспитатель: Женщины и мужчины носили головные уборы – платки и картузы. И мы с вами одеты,как в древние времена

4. Воспитатель: Ребятушки, а сейчас я приглашаю вас ко мне, в старинную избу. Давайте поздороваемся!

-Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Мира, счастья, добра вашему дому!

- А вы знаете, что такое изба?

- Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно.

В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

Воспитатель:- Посмотрите, вот простой деревянный стол, лавки, на которых сидели, табурет, стул.

5. - Скажите, а где в русской избе могли бы хранится сарафаны, рубашки?

6. Воспитатель: Дети, хочется мне показать вам еще один предмет крестьянского быта, очень нужный в избе. Что это? Это прялка

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме, Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели, шерстяную нитку наматывала на веретено) А для чего она нужна шерсть? (вязать варежки,носки кофты, платки и т д

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Давайте с вами немного споем. Хоровод. «Прялица»

8. Воспитатель:

-Что ж, хватит гостевать, пора загадки отгадать. Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Воспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

Печка — деревенская кормилица.

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, сушили грибы и ягоды. –

9. Воспитатель:-Для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда.

- Что хозяин в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? В чем готовили еду? чугунок

Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

10. Загадка:

- Лезет в печь за чугунком и в углу стоит молчком,

- Посмотрите, вот он настоящий ухват, которым пользовались хозяйки.

11. Воспитатель: Чтобы поправить дрова в печи, разворошить прогоревшие угли или вытащить их из печи использовали железную кочергу. В каждом доме была такая кочерга. (Показ)

12. Итак, Чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник. Затем ели приготовленную еду из деревянных мисок и деревянных ложек.

Воспитатель: А после сытного обеда или ужина русичи выходили на улицу, пели красивые песни, водили хороводы, катались на карусели. Давайте сейчас покатаемся на карусели

13. Подвижная игра «Карусель»

(Включается ярмарочная музыка).Слова….Зазывающего на ярмарку)

14. Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров.

(Воспитатель предлагает нескольким детям выбрать по одному изделию).

Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

Воспитатель: Ну что побывали на ярмарке, рассмотрели разные товары, сделанные руками мастеров, а теперь возвращаемся ко мне в гости, в старинную русскую избу.

15. Воспитатель: Ну что ж, на ярмарке побывали,в веселую игру поиграли, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая?

Послушайте загадку:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

Раньше, не было электричества, как же грелась вода в самоваре?

-А чтобы вода долго не остывала? Что делали?

16. Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская

семья, пили горячий чай с медом, с пирогами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя

Физкультминутка:

- В старину много работали и мужчины и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:

Коль народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

17.- Я предлагаю вам поиграть в игру «Никонориха»

Дети садятся

Раздается плач ребенка

18 Дети кто то плачет! Да это,Ванечка. Давайте подойдем к нему. В старину маленькие дети спали в люльках (зыбках)— это кроватка для младенца, её делали из дерева и вешали на крюк на потолке. В люльку клали подушку,матрац, закрывали ребенка лоскутным одеялом,люльку покачивали, пели колыбельную и младенец засыпал. Давайте покачаем Ванечку и он уснет. (колыбельная)

Заснул Ванечка, а мы потихоньку сядем на лавки.

Ответы детей

Дети отвечают на вопросы

Сарафан, рубашка

Дети рассказывают о своей одежде

На девочках платки и сарафаны, на мальчиках – картузы и рубашки -косоворотки

Дети садятся на лавки

Дом,построенный из бревен, деревянный дом или изба.

Дети слушают воспитателя

В сундуках

пряжу прясть, а из пряжи вязать носки и т. д

Дети исполняют

Дети отгадывают загадку

Русская печь

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, сушили грибы и ягоды.

Ответы детей- чугунок

Рассматривание детьми ухвата из интерьера избы).

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок

Еле-еле, еле-еле закрутились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

Раз-два, раз-два, вот и кончена игра!

Дети стоят полукругом

(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства : дымковских

игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках.)

Отгадывают загадку- самовар

В самовар клали шишки, щепочки, ветки и зажигали их, огонь подогревал воду.

Одевали куклу с широкой юбкой

Дети выходят и играют в игру

Заключительная часть (рефлексия)

18 -Дети, пусть Ванечка спит. Скажите, а вам понравилось путешествие в прошлые времена? А пока мы играли, да Ванечку спать укладывали, в печь нам сюрприз приготовила. Достаем блины из печи. Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

-А теперь я вас и гостей буду угощать блинами, которые испекла нам печка- матушка.

Воспитатель: Берите, не стесняйтесь,

Блинами угощайтесь!

Отвечают на вопросы.

Проговаривают слова для печки.

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 1) 1.«Назови себя» Цель: формирование умения представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Будь примерным пешеходом» в средней группе Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Будь примерным пешеходом» в средней группе Цель: формирование знаний о правилах поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Знакомство с традициями и бытом русского народа» в средней группе
Опубликовано: 8 мая 2024 в 20:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Знакомство с традициями и бытом русского народа» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Кочеткова (УИ 1717782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД