Наталья Чуфарина
Конспект занятия по социальному миру «Помоги собрать урожай» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: расширять представления о труде осенью сельских жителей, формировать интерес к людям новых профессий – фермер, овощевод, хлебороб, животновод, тракторист, представления о сельскохозяйственной технике, облегчающей труд людей; активизировать словарь по теме «Осенние работы людей», развивать память, мышление, логику; воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей, бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда.
Публикация «Конспект занятия по социальному миру „Помоги собрать урожай“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Материалы и оборудование: конверт с письмом от фермера, аудиозапись с песней «Паровоз – Букашка», картинки овощевод, животновод, фермер, хлебороб и тракторист, картинки «Что лишнее?» на каждого ребёнка, карандаш на каждого ребёнка, 2 картинки с грустным и весёлым фермером, разрезные картинки на каждого ребёнка с изображением сельскохозяйственной техники, картинка «Откуда хлеб пришёл?», магнитола.
Предварительная работа: Дидактические игры «Вершки-корешки», «Кто что делает?», «Созрело – не созрело», «Собери урожай», рассматривание альбомов «Изучаем сельскохозяйственные машины», «Сельскохозяйственные профессии», игра «Кому что нужно для работы?», «Четвёртый лишний».
Словарная работа: Ввести в словарь детей слова «фермер», «овощевод», «хлебороб», «животновод», «тракторист», «комбайн», «плуг», «картофелекопалка», «трактор».
Индивидуальная работа: закрепление названий сельскохозяйственных профессий, сельскохозяйственной техники, систематизация представлений о труде людей осенью с Лёвой, Арсением, Савелием, Витей и Костей.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними (Дети стоят рядом).
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети (Показывает письмо.)
Около окна я нашла
Посмотрите, письмо.
Может это воробьишка
Пролетая, обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Узнаем от кого письмо? И кому
Дети: Да, узнаем.
Воспитатель: Пришло письмо из деревни Простоквашино, адресовано оно ребятам группы №8, то есть нам (Воспитатель распечатывает письмо и читает его) : «Здравствуйте, ребята. Я фермер. Живу на ферме в деревне Простоквашино. Я веду очень большое хозяйство: выращиваю зерновые культуры, овощи, фрукты, развожу домашних животных, птиц. Наступила осень, все уборочные работы я уже завершил, но у меня случилось несчастье: поломалась сельскохозяйственная техника. Я прошу вас помочь отремонтировать технику, чтобы быть готовым к уборке урожая в следующем году. Жду вас к себе в гости».
Воспитатель: Ребята, у фермера очень много работы. Поможем ему?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Тогда отправляемся к фермеру. На чём мы можем добраться в деревню? (Ответы детей).
Воспитатель: Путь не близкий, поэтому я предлагаю собраться и отправиться в Простоквашино на поезде Букашка. На нашем пути будут остановки. Машинистом поезда буду я. Садимся скорее на поезд. (Дети образуют поезд, воспитатель – паровоз. Под песню Паровоз - Букашка дети двигаются по группе (1 куплет и припев).
Воспитатель: Внимание. Остановка «Загадочная». Предлагаю выйти. Смотрите, здесь загадки в картинках. (На мольберте выставлены картинки Овощевода, Животновода, Фермера, Хлебороба и Тракториста). Нужно найти нужную картинку и угадать профессию. Слушайте внимательно.
Кабачки и баклажаны, огурцы и помидоры,
собирают утром рано, нам нужны так эти сборы.
Той продукцией весь год кормит нас.
Дети: Овощевод.
Воспитатель: Молодцы!
Они нас кормят каждый день, им в три утра вставать не лень,
Без их заботы и сноровки, пропали б милые коровки.
Их труд тяжёлый и почётный, наград высоких все достойны.
Не боятся никакой работы наши скромные….
Дети: Животноводы.
Воспитатель: Правильно.
Его работы ждёт земля, едва рассвет лучи зажжёт.
Весной расчешет он поля, наступит осень – пострижёт.
Дети: Фермер.
Воспитатель: Умницы.
С давних времён, у кого не спроси, пашет и сеет мужик на Руси,
И с плодородных полей после проб кто уберёт урожай?.
Дети: Хлебороб.
Воспитатель: Кто на ранней зорьке встал, плугом поле распахал?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Посмотрите, сколько людей разных профессий трудится у фермера: овощеводы, животноводы, хлеборобы, трактористы. Садимся на поезд, он скоро будет оправляться. (Дети образуют поезд и под песню двигаются дальше по группе (2 куплет).
Воспитатель: У нас остановка «Найди лишнее». Выходим. Перед вами картинки, нужно найти лишнюю. Присядем за столы и зачеркнём лишнюю картинку крестиком. Только потом поезд сможет двигаться дальше. (Дети выполняют задание, воспитатель помогает затрудняющимся детям).
Воспитатель: Умницы. Фермеры убирают осенью овощи с огорода, фрукты в саду, собирают урожай с полей. Они копают, удобряют землю и им в этом помогают сельскохозяйственная техника. Отправляемся дальше к фермеру, чтобы её починить. Садимся на поезд (под песню дети снова двигаются по групповой комнате (Припев после 2 куплета и проигрыш).
Воспитатель: Остановка «Весёлая». Немного с вами поиграем на этой остановке.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше подтянулись.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали. (Проводится два раза).
Воспитатель: Немного отдохнули, но нам пора в путь. Одна остановка осталась до деревни Простоквашино. (Дети снова садятся на поезд и про-должают движение (3 куплет и припев).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Посмотрите, нас встречает фермер, но посмотрите какой он грустный (Воспитатель обращает на картинку грустного фермера на мольберте).
Поспешим в мастерскую, чтобы отремонтировать сельскохозяйственную технику и помочь грустному фермеру. Присаживайтесь на места. Перед вами части сломанной сельскохозяйственной техники, нужно собрать её целиком. (Дети садятся за столы, перед ними разрезанные картинки с изображением сельскохозяйственной техники: комбайна, плуга, картофелеуборочной машины, трактора и выполняют задание парами, воспитатель помогает затрудняющимся детям).
Воспитатель: Молодцы, ребята (показывает картинку трактора) Как называется эта сельскохозяйственная техника, Рома?
Рома: Трактор.
Воспитатель: Правильно. Кто работает на тракторе, Максим К. ?
Максим К. : Тракторист.
Воспитатель: Молодец. Что он делает?
Дети: Он вспахивает землю на полях, сеет, убирает и перевозит урожай.
Воспитатель: Во время работы тракторист должен наблюдать за показаниями приборов, прислушиваться к работе двигателя, следить за направлением движения трактора. Он должен уметь починить неисправную машину. Ребята, легко работать трактористом? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Работа тракториста требует много сил и выносливости.
Воспитатель показывает картинку комбайна.
Воспитатель: Как называется эта чудо – техника?
Дети: Комбайн.
Воспитатель: Кто работает на комбайне, Вика?
Вика: Комбайнёр.
Воспитатель: Лёва, повтори, кто работает на комбайне.
Лё ва: Комбайнёр.
Воспитатель: Молодец. Как вы думаете, легко ли работать комбайнёром? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Когда колоски созревают, комбайны выезжают в поле на уборку зерна. Идет по полю громадина. Деревянными лопастями захватывает и подгибает колосья под острие ножа. Бегут колосья в комбайн, а там внутри барабан с молоточками из колосьев зерно выбивает, складывает и выбрасывает солому. Работают комбайны и днем, и ночью, чтобы урожай скорее убрать. Грузовики везут зерно в специальные дома - элеваторы. Там оно хранится. Из зерна делают муку, а потом пекут хлеб. Вот какой длинный путь проходит зерно, чтобы к нам на стол явиться душистым хлебушком. Посмотрите на картинку, откуда берётся хлеб.
Воспитатель: Видите, какой сложный процесс изготовления хлеба. Вот как много людей работают, чтобы у нас с вами на столе был всегда хлеб. Работа эта очень сложная и тяжёлая, поэтому необходимо всегда с уважением относиться к людям сельскохозяйственных профессий и бережно относиться к продуктам, которые они производят. Человеку в этом помогают умные машины (сельскохозяйственная техника). Повторим все вместе это сложное слово: сельскохозяйственная техника. (Дети хором повторяют это понятие).
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите фермер стал весёлым и собирается идти проверить свои владения. (показываю картинку весёлого фермера)
Воспитатель: Нам уже пора возвращаться в детский сад, не будем задерживать фермера, у него ещё очень много работы. Поспешим на наш поезд.
(Дети «садятся» в поезд и возвращаются под песню «Паровоз – Букашка» в детский сад (припев).
Воспитатель: Вот мы с вами снова в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей). Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (Ответы детей). Вы совершили доброе дело – помогли фермеру отремонтировать сельскохозяйственные машины, отгадали все загадки, чтоб поезд двигался дальше, убрали лишние картинки. Вы все сегодня молодцы. Спасибо вам. А сейчас мы пойдём играть.