Получи документы

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Муравьиная семья — объект экологической тропы»

Юлия Соловей
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Муравьиная семья — объект экологической тропы»

Практико-ориентированная программа для детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе.

Объекты экологической тропы на участке МБДОУ д/с № 27 "Сказка"

Муравьиная семья.

Экологический объект №9.

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель подготовительной группы:

Соловей Юлия Анатольевна

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Муравьиная семья — объект экологической тропы“» размещена в разделах

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, физическая культура.

Цель: Прививать любовь к экологической культуре.

Задачи:

1. Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых, формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы, закрепить знания детей о муравьях, как о насекомых, выделяя характерные признаки.

2. Расширить представление детей об экологических связях в природе на примере муравейника. Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, умение наблюдать за объектом, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к насекомым и природе.

Планируемые результаты: Развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения».

Материал: сюжетные картинки (муравейник, строение муравья, муравьи за работой и т. д., мягкие модули, дидактические карточки насекомые (бабочка, пчела, комар, жук, стрекоза, муха, кузнечик, бросовый или природный материал (веточки, палочки, карандаши и др., магнитная доска, дидактическая игра «Собери насекомое».

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за муравьями, нахождение отличительных признаков насекомых, беседы с детьми о насекомых, рассматривание иллюстраций, изготовление кроссворда “Природа – наш общий дом”. Чтение произведений Л. Толстого «О муравьях», рассказ с иллюстрированием сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», отгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель : Какое чудесное время года сейчас в нашем родном краю!

Ребята, предлагаю вам послушать загадку.

• Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовёт купаться (лето)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, молодцы, эта загадка действительно о лете. А какие перемены в природе происходят летом?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, а следующие загадки вы сможете отгадать? Предлагаю поиграть с вами в игру «Загадай - отгадай».

• Летит, пищит,

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит,

Сядет и укусит (Комар)

• Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Не жужжу, когда тружусь.

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

• Голубой аэропланчик

Сел на белый

одуванчик. (Стрекоза)

• На лугу живёт скрипач.

Носит фрак и ходит вскачь

(Кузнечик)

• Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет-

Тогда перестанет. (Муха)

• Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

• Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчёлы)

• В лесу у пня

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет. (Муравьи)

На столе разложены картинки с изображением насекомых. Дети находят отгадку, показывают и называют.

Дети: Ответы детей

Воспитатель : Да, ребята, вы молодцы! Все загадки отгадали. А скажите мне пожалуйста, про кого были эти загадки?

Дети: Ответы детей

Воспитатель : А как вы думаете, кто самый трудолюбивый из насекомых. Почему?

Дети: Ответы детей

На занятие приходит хозяин тропы Старик Лесовик и что-то ищет. Дети здороваются с ним.

Воспитатель : Старик Лесовик, что вы ищите?

Старик Лесовик: Да вот хотел навестить своих друзей – муравьев, только вот никак не могу их найти. Вы, ребята, не знаете куда они делись? Поможете их найти?

Дети: Поможем!

Воспитатель : Только вот в группе мы их точно не найдем. Ребята скажите Старику Лесовику, где живут муравьи?

Дети: Ответы детей. (в лесу, в муравейнике, в норках, в земле, на пнях)

Воспитатель : Предлагаю всем пойти на экологическую тропу детского сада и найти там друзей Старика Лесовика – муравьев.

Все идут на экологическую тропу. Дети находят муравейник, аккуратно встают вокруг него и наблюдают за муравьями.

Старик Лесовик: радуется. Вот где они, мои рыбки, вот где они, мои птички!

Воспитатель : Разве муравьи – то птички или рыбки?

Дети: Нет.

Воспитатель : А кто же они?

Дети: Насекомые.

Старик Лесовик: А почему вы решили, что муравьи – это насекомые?

Дети: ответы детей. (Дети рассказывают, что у муравьев, как и у всех насекомых тело состоит из частей: голова, грудка, брюшко, есть шесть лапок и длинные усики, при помощи которых они общаются друг с другом и с окружающим миром).

Старик Лесовик: Дети хотите я вам расскажу о жизни моих маленьких друзей?

Дети: Ответы детей.

Старик Лесовик:

Муравьи обладают удивительным трудолюбием. У каждого из них есть обязанности, за невыполнение которых может быть назначено наказание и даже смертная казнь. В колонии муравьев принято распределять обязанности между рабочими особями, обучать их, для чего у них существуют специальные наставники. Когда насекомое подрастает, его отправляют в «бригаду» для выполнения каких-либо работ, например, уборки, охраны, добычи пищи и др. Отличие от человеческой школы в том, что тех, кто медленно выполняет свои обязанности или не справляется с ними, не оставляют на следующий год, а отправляют на другие работы, где они смогут быть полезны колонии.

Некоторые виды муравьев выращивают грибы на собственных плантациях. Муравьи умеют пасти и размножать свою еду (тлю, гусениц и мучнистых червецов). Обученные особи не только пасут свой «скот» и перегоняют на новые пастбища, но и собирают с них нектар, который употребляют в пищу. Муравьи перегоняют свои «стада» в случае ухода из муравейника.

Любой муравейник начинается с небольшого количества особей, которое увеличивается до нескольких миллионов, занимающих большие территории.

Условно семью этих насекомых можно подразделить на самок, самцов и «работяг». Различие между представителями разных каст проявляется в наличии крыльев у самцов и самок и их отсутствии у рабочих особей. У муравьев 3 этапа взросления – яйцо, личинка и куколка. В каждом муравейнике может находиться от одной до нескольких королев.

Они имеют рабов и ведут войны. От количества захваченных рабочих особей зависит жизнь в их колониях. Муравьи ведут захватнические войны с целью получить чужую территорию или множество рабов. Пленники делают то же, что и у себя в муравейнике, только обеспечивают своим трудом жизнь чужим особям и выращивают не свое потомство.

Специальные чистильщики муравейника выносят из него умерших особей и складывают за пределами территории колонии. Это и мера предостережения, чтобы здоровые муравьи не заболели, и гигиена жилища.

С ранней весны до поздней осени муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается, и муравейник снова оживает.

Понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики. Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение? (Во время рассказа, воспитатель показывает картинки строения муравейника, жизни муравьев, работы муравьёв). (Дети наблюдают за муравьями).

Дети: Ответы детей. (Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.)

Воспитатель : Путешествуя по муравьиным тропам в поисках добычи, муравьи уходят далеко от муравейника, но находят обратно дорогу, не сбиваясь с пути, в чем им помогает запах оставленных следов. Интересная жизнь у муравьев, они очень дружные и сплоченные, умеют помогать друг другу в работе. Предлагаю проверить как вы умеете помогать друг другу и сможете также, как муравьи дружно работать? Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!

А проверим мы это в подвижной игре: «Дружные муравьи».

Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Придумывают название своей команде.

Играющие выстраиваются в две колонны. Напротив, каждой на расстоянии 5-7м ставят по одному ориентиру. По сигналу воспитателя первый игрок берет мягкий модуль (гимнастическая палка, поднимает его над головой, второй стоящий за ним, берет первого руками за пояс (получается муравей, они пробегают до ориентира, огибают его и встают в конец колонны. Тоже делают остальные игроки в команде. Побеждает та команда, которая закончит первой, соблюдая правила безопасности во время бега. (по желанию детей игру можно повторить второй раз).

Воспитатель : Какие вы молодцы, как слаженно сработали ваши команды. (Похвала ситуативная).

Старик Лесовик: а как вы думаете пользу или вред приносят муравьи?

Дети: Ответы детей.

Старик Лесовик: Правильно дети. Муравьи приносят много пользы в природе, людям и животным. Своей пользой они даже заслужили звание «Муравьи-санитары леса». Муравьи освобождают лес от больных экземпляров растений. Эти насекомые – хищники, причём всеядные, они уничтожают вредных насекомых. Муравьи являются распространителями семян многих растений, являются опылителями для цветов. Строя свои подземные дома и прокладывая многочисленные ходы для своего передвижения, они способствую рыхлению почвы, она становится более питательной, обогащённой органикой и минералами. Муравьи полезные насекомые для певчих птиц. Они принимают их внутрь и наружно. Муравьиный душ помогает птицам избавиться от паразитов.

Воспитатель : Как много пользы приносит маленькие муравьи. А как вы думаете пользы принесет больше один муравей или муравьиная семья?

Дети: ответы детей.

Воспитатель : Физминутка.

(Дети встают в круг)

Здравствуй, небо. (руки вверх,

Здравствуй, Земля. (приседают)

Здравствуйте, мои друзья. (руки вперёд,

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки,

Будем дружно мы играть,

В путешествие хотим опять (идут по кругу).

Дети проходят на стульчики за столы.

Старик Лесовик: Муравьи – очень интересные насекомые. Они строят себе жилища – вы все их видели – из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек. Жилище это непростое: в нем много входов и выходов, «комнат» - камер и коридоров.

Воспитатель : Ребята, отгадаете загадку?

Город, которым жильцов миллион

Город, которым всего один дом

Город за деревом спрятался с юга,

Похожи жильцы в нем всегда друг на друга (Ответы детей).

Воспитатель : Правильно ребята, это муравейник. Как он выглядит? Из чего он сделан?

Старик Лесовик: Молодцы ребята! Муравьи – очень интересные насекомые. Они строят себе жилища – вы все их видели – из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек. Жилище это непростое: в нем много входов и выходов, «комнат» - камер и коридоров. (показывает картинку муравейника)

Очень часто проходя по лесу или парку, я вижу сломанные и разоренные муравейники. От этого я начинаю сильно грустить и даже плакать, ведь построить такой муравейник очень сложно, а сломать легко.

Воспитатель : Кто же это сделал?

Дети: Предположения детей.

Воспитатель : Что же делать? Можем ли мы помочь муравьям?

Дети находят разбросанные палочки (Веточки, карандаши, деревянные шпатели и любой другой бросовый материал).

Дети: Дети предлагают построить новый домик для муравьишки и его друзей. Собирают разбросанные карандаши и приступают к строительству. Самостоятельное конструирование детей из природного или бросового материала.

Старик Лесовик: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель : Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.

Дидактическая игра “Собери насекомое” (моделирование на магнитной доске).

Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот» : соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.

Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?

Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.

Воспитатель : Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем?

Дети: Ответы детей.

Старик Лесовик: Это, конечно, замечательное насекомое у вас получилось и ваш муравейник оно охранять будет, а вот мой муравейник на экологической тропе, как можно уберечь от разрушения?

Воспитатель : Так, Старик Лесовик, надо подумать, чем мы сможем тебе помочь! Дети, как вы думаете можно ли что-то придумать, чтоб люди знали, что нельзя ломать и разорять муравейники?

Дети: ответы и предположения детей.

Воспитатель : Правильно дети. Уничтожать, топтать, разорять муравейники – запрещено. А, лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом. Главные враги муравьев – кабаны и…человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса.

Нужно установить экологическую табличку «Не разоряйте муравейники». (Дети устанавливают табличку).

Не обижайте муравья

Его обидеть просто.

Он очень мал, он очень мал,

Он маленького роста.

Главные враги муравьев – кабаны и…человек. С кабанов спрос невелик, а человек должен помнить, что муравьи – это залог здоровья леса, поэтому не разрушайте муравейники, не позволяйте это делать другим.

Старик Лесовик: Ой, как хорошо! Успокоили вы меня, ребята. А вы, сами-то не будете обижать муравьев?

Дети: Нет

Старик Лесовик: Ну, молодцы! До свидания, ребята, берегите лес и его жителей!

Не обижайте лесных насекомых!

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой… Дети: Спасибо. Старик Лесовик!

Список использованной литературы:

1. С. В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», Волгоград,

2. С. Н. Николаева «Эколог в детском саду» программа повышения квалификации дошкольных работников, МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

3. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», книга для воспитателей детского сада,

4. Т. В. Калинина «АБВГДЕЙКА» комплексаная программа подготовки детей к школе, «Учитель»,

5. О. В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», С. -Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2010г.

6. В. А. Шишкина «Прогулки в природу» М. : Просвещение, 2002

7. Научно-методический журнал «Детский сад» Всё для воспитателя. 7[19]июль 2013г.

8. Интернет ресурсы: картинки yandex.ru;www.proza.ru

9. https://rusfermer.net/ogorod/vrediteli/muravi/rolb.html «Польза или вред муравьев»

10. https://sad-sosenka.ru/metodicheskaya-stranichka/ekologicheskoe-vospitanie/3428 «Экологические игры»

11. https://www.maam.ru/

12. https://coleop123.narod.ru/osnova.html «Энциклопедия насекомых»

Приложение

Загадки про насекомых

1. С цветка на цветок,

Порхает, летает,

И наших детишек,

Она восхищает!

Ответ: Бабочка

2. Перламутром отливает,

Спинка зеленью играет,

Тяжело взлетает он,

По жужжанью чемпион!

Ответ: Жук

3Неприметные места,

Выбираю я всегда,

Прячусь очень хорошо,

Кровь я пью, как молоко!

Ответ: Комар

4. Прыгает, как чемпион,

Вместо слов стрекочет он,

Да к тому ж летает,

Кто он, отгадай-ка!

Ответ: Кузнечик

5. Любопытная она,

И на всё садится,

По утрам жужжит всегда,

Сон сгоняя быстро!

Ответ: Муха

6. Я личинка бабочки,

Крыльев нет пока,

Потому и ползаю,

По деревьям Я!

Ответ: Гусеница

7. От рассвета до заката,

Трудится она ребята,

Пыльцу на лапки собирает,

И мёд отличный получает!

Ответ: Пчела

8. С виду очень я мала,

Ручек, ножек не имею,

Две антенны у меня,

Дом без окон и трубы,

На себе ношу всю жизнь!

Ответ: Улитка

9. Где растёт душистый хмель,

Кружит тот мохнатый …

Ответ: Шмель

10. Эти рыжие неряхи,

Неразборчивы, всеядны,

В любых условиях живут,

И пищу по ночам крадут!

Ответ: Тараканы

12 В жёлто-чёрную полоску,

С крыльями летает,

При опасности всегда,

Жало вход пускает!

Ответ: Оса

13. Люблю в квартирах проживать,

И быстро в комнатах летать,

Взлетать и тут же приземляться,

И над людьми поиздеваться!

Ответ: Муха

14. Бывают дневные,

А так же ночные,

И крылья всегда,

У них расписные!

Ответ: Бабочка

15. Любит прохладу,

И влажность большую,

От Солнца и ветра,

Укрыться листвою!

Ответ: Комар

15. Стоит гора в горе дыра,

Много очень коридоров,

И строителей толковых,

Хоть они и маленькие,

Точно все удаленькие!

Ответ: Муравьи

Кроссворд “Природа – наш общий дом”

КТО ЖИВЕТ В НЕМ? Угадывайте:

1. Ноги длинные свои,

Не боится застудить,

По болотам ходит,

Змей, лягушек ловит!

Ответ: Цапля

2. В пресной воде обитает,

Ил и песок обожает,

Плавает спиной вперёд,

И свистеть не может он!

Ответ: Рак

3. Пышный хвост,

Ушки торчком,

Рыжая шубка,

Зовётся …

Ответ: Лисой

4. Спит в норе, а не в берлоге,

У норы большущий сук,

А в норе лежит….

Ответ: Барсук

5. На собаку зверь похож,

Но не лает, воет он,

Человека боится,

Повстречает — злится!

Ответ: Волк

6. Ягоды, овёс, орехи,

И пчелиный мёд,

Любит кушать косолапый,

А зимой сосёт он лапу!

Ответ: Медведь

7. Раздаётся между гор,

Бе-бе-бе, какой позор,

Шубу сбрили всю мою,

Как же я домой пойду!

Ответ: Баран

8. Эти рыжие неряхи,

Неразборчивы, всеядны,

В любых условиях живут,

И пищу по ночам крадут!

Ответ: Тараканы

9. Я личинка бабочки,

Крыльев нет пока,

Потому и ползаю,

По деревьям Я!

Ответ: Гусеница

10. Стоит гора в горе дыра,

Много очень коридоров,

И строителей толковых,

Хоть они и маленькие,

Точно все удаленькие!

Ответ: Муравьи

11. С виду очень я мала,

Ручек, ножек не имею,

Две антенны у меня,

Дом без окон и трубы,

На себе ношу всю жизнь!

Ответ: Улитка

12. Любит прохладу,

И влажность большую,

От Солнца и ветра,

Укрыться листвою!

Ответ: Комар

Кроссворд “Природа – наш общий дом”

Картинка "Строение и устройство муравейника". Схема камер в муравейник, назначение.

Названия камер:

1. Покрытие муравейника.

2. "Солярий"

3. "Кладбище"

4. Вход в муравейник

5. "Коровник"

6. "Мясная кладовая"

7. "Хлебный амбар"

8. "Зимовальная камера"

9. "Царская камера"

10. Камера для хранения яиц

Назначение каждой камеры написано на картинке

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «В гостях у хозяина экологической тропы Лесовичка-Боровичка» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «В гостях у хозяина экологической тропы лесовичка.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Прохождение экологической тропы» Программное содержание: - расширять представления детей об осенних изменениях в природе; - показать объекты экологической тропы в осенний.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Экскурсия по экологической тропе. Станция клен» Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «А». Тема: «Экскурсия по экологической тропе, станция клен» Интеграция.

Локация экологической тропы «Деревенское подворье» Лето – это время отдыха, прогулок, экскурсий и тд. Не секрет в том, что большую часть дня дети проводят на свежем воздухе. Поэтому в нашем.

Объект экологической тропы «Муравейник» Конспект образовательной игровой ситуации для детей средней группы Задачи образовательные: - углублять знания детей о муравьях, их внешнем.

Оформление объекта экологической тропы около нашего участкаОформление объекта экологической тропы около нашего участка Что такое экологическая тропинка? Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда.

Паспорт экологической тропы Паспорт экологической тропы Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня.

Паспорт экологической тропы .

Паспорт экологической тропы младшей группы Паспорт экологической тропы младшей группы. Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы.

Сценарий открытия экологической тропы в средне-старшей группеСценарий открытия экологической тропы в средне-старшей группе "Путешествие зайки Всезнайки"Цель: Создание комфортной зоны для обогащения знаний детей об окружающем мире, воспитание экологической культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Муравьиная семья — объект экологической тропы»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 23:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД