Конспект занятия по экологическому воспитанию «Старый пень — объект экологической тропы»

Юлия Соловей
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Старый пень — объект экологической тропы»

Практико-ориентированная программа для детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе.

Объекты экологической тропы на участке МБДОУ д/с № 27 "Сказка"

Старый пень

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель подготовительной группы:

Соловей Юлия Анатольевна

Старый пень. Игровой объект тропы, интересен и прост. Многофункционален. Можно вспомнить интересную историю от "старого пня", можно посидеть всем вместе и поиграть в речевые игры, а можно просто "послушать" звуки природы.

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Программное содержание:

1. Формировать представление детей о пне, как живом объекте природы, представление о том, что старый пень является жилищем разных насекомых, животных и птиц;

2. Развивать представление детей о том, что объект живой природы могут использовать люди, дав вторую жизнь погибшему дереву (сделать место отдыха, скульптурную композицию с помощью родителей, использовать в поделках); умение ориентироваться по плану экологической тропы;

3. Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, экологическую культуру.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Материал: дидактическая игра «Найди дерево», «Подбери лист», «Съедобное-несъедобное», муляжи грибов, 2 корзинки, сюжетная картина «как растет дерево», экологический знак «Отдых»; «Пинать запрещено», кольцевые спилы,

Словарная работа: крепчал, спил, годичные,

Предварительная работа: рассматривание веток различных деревьев, картинок и поделок из природного материала, наблюдения, беседы, разгадывание загадок, опыты.

Ход занятия:

Воспитатель: Старик Лесовик прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.

Читаем письмо: «Дорогие мои друзья! Здравствуйте! Я наблюдаю за вами, когда вы путешествуете по экологической тропе. Я вижу, вам нравится путешествовать. Я, как хозяин тропы, приглашаю вас к старому пню. Там вы узнаете о старом пне и о других чудесах».

Ну что, ребята, принимаем приглашение Старика Лесовика?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Отправляемся к старому пню. Давайте рассмотрим на плане, как нам до него дойти.

Дети рассматривают план экологической тропы.

Воспитатель: Нашли?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!

11 Объект- «Старый пень».

Вот мы с вами и дошли.

Воспитатель: Дети, а дерево у нас живой объект или нет?

Дети: Ответы детей. (Дышит, удерживает растения в почве, всасывает из почвы влагу, растет, питается, размножается).

Воспитатель: У пня есть признаки?

Дети: нет

Воспитатель: его можно назвать деревом?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, нельзя. Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево?

Дети: от сильного мороза, ветра или люди его сломали.

Появляется Старик Лесовик.

Старик Лесовик: Вот как раз от сильного ветра это дерево и погибло.

Здравствуйте ребята. Я хранитель экологической тропы вашего детского сада. Хочу я вам рассказать историю одного удивительного дерева.

Называется это дерево Тополь. Вырос он из одного маленького семечка. С каждым годом Тополь набирался сил и рос. Становился все выше и выше. Крепчал. Тополь распускал каждую весну зеленые листья, летом умывался теплыми дождями, осенью дарил пожелтевшую листву холодным ветрам, зимой кутался в снежную шаль. Лесные птицы вили на нём гнезда, по коре пробегали ящерицы, веселые белки прыгали на его ветках, и важные жуки проползали по своим делам. Со всеми Тополь дружил, и никто не обижал. Прошло время. Состарилось дерево, и от сильного ветра погибло. Люди его спилили. Из ствола сделали мебель, из толстых веток – бумагу для книг и тетрадей. Тополь прожил долгую жизнь и выполнил свой долг, как солдат, и мы должны его уважать.».

Жалко мне стало дерево. Ведь от него остался лишь старый пень, никому ненужный и всеми забытый. Вот все думаю, как можно помочь ему? Сам справиться я не могу, поспешил к вам за помощью. Дети сможем ли мы помочь Тополю? Ведь не должен он грустить, став пнем.

Дети: ответ детей.

С. Л.: А вы знаете дети, как можно определить возраст дерева?

Дети: ответы детей.

С. Л.: Возраст дерева можно определить тремя способами:

По годичным кольцам, которые можно найти на спиле дерева. 2 кольца темное и светлое – составляю год жизни дерева. Светлое кольцо появилось летом, когда дереву хватало света, тепла и воды, а темное кольцо – зимой, когда не хватает питательных веществ, и служит оно опорой дереву.

Также можно определить возраст по количеству веток, отходящих от ствола, но нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться, так как веточки со временем ломаются и зарастают корой.

По высоте в метрах.

Воспитатель:

Дети, воспитатель и старик Лесовик обходят вокруг пня. Рассматривают его, наблюдают за насекомыми, растениями на пне.

Ситуативная беседа, вопросы и ответы детей. (кого увидели, чем занят, что растет, как выглядит)

Воспитатель: Старик Лесовик, а сколько же лет нашему пню? Можно мы с детьми посчитаем?

Воспитатель: Посмотрите на стол, на них лежат так называемые кольцевые спилы, посмотрите на них внимательно.

-Чем снаружи покрыт пень?

Дети: корой.

Воспитатель: Для чего кора нужна дереву?

Дети: защищает дерево.

Воспитатель: от чего защищает дерево кора?

Дети: от повреждений.

Воспитатель: Верно, а еще – от высыхания, от воздействия сильного холода и жары. Из чего состоит сам ствол?

Дети: из древесины, колец.

Воспитатель: Почему летом образуются большие светлые кольца? Что вы видите еще?

Дети: узкие кольца.

Воспитатель: когда образуются узкие кольца, как вы думаете?

Дети: зимой.

Воспитатель: Да, они образуются в зимний период, когда деревья находятся в состоянии сна. Как вы думаете почему?

Дети: холодно, мало светит солнце.

Воспитатель: а можно узнать по спилу дерева сколько ему было лет?

Дети: да

Воспитатель: а как?

Дети: надо посчитать, сколько темных узких колец и сколько светлых колец.

Воспитатель: Конечно и только тогда мы узнаем, сколько лет дереву. Давайте мы с вами попробуем посчитать. Посчитали?

Дети: да.

Воспитатель: сколько у вас получилось? Молодцы! Сколько лет нашему дереву? Вот мы с вами и узнали сколько лет было нашему дереву.

Воспитатель: Дети я вам тоже хочу прочитать один рассказ про старый пень. Старик Лесовик, ты хочешь его послушать? А вы дети?

С. Л., Дети: ответы детей и Лесовичка.

Дядюшка Ау: пока вы будите читать, я хочу отдохнуть – устал. Где бы мне присесть?

Воспитатель: на землю не садись, испачкаешься. А скамеечки здесь нет. Тебе нужно что-то похожее на табуретку. Сейчас мы с ребятами поищем, где тебе присесть

Дети: Ответы детей (на пень)

Воспитатель: молодцы ребята! Садись, старик Лесовик!

Воспитатель: читает рассказ Валентина Петровича Катаева «Пень»

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

- Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась,

пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый

главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной

осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу,

ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а

обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя

опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

Воспитатель: Вот такой рассказ про пень. О чем это рассказ?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Дети, а вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Проверим ваши знания? Соберем корзинку съедобных грибов? Делимся на 2 команды

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» или подвижная игра «Собери корзинку».

Воспитатель: Дети, как вы думаете нужно ли здесь поставить экологический знак «Пинать запрещено»? А почему? Ведь несъедобные грибы никому не нужны, они ядовиты и кушать их нельзя!

Дети: Ответы детей (Поганки, мухоморы нужны животным, они для них полезные и питательные, а также являются лекарством)

Дети совместно с воспитателем ставят экологический знак. (пинать запрещено)

Воспитатель: Хорошо тебе Старик Лесовик, удобно сидеть на старом пне?

С. Л.: очень удобно!

Воспитатель: вот тебе и старый пень! Старый, а выдержит любого: и взрослого, и ребенка. А какой-нужный-то он! Не будем же мы в путешествие брать стул или табурет. В каждом лесу есть пень или сваленное ветром дерево. Вот вам и лавочка, и готовый табурет!

Дети мы оставим значок, который обозначает, что тут можно отдохнуть всем прохожим, всем путникам. Старик Лесовик, ты не против?

С. Л.: нет, не против. Я отдохнул и набрался сил! Пусть теперь и другие воспользуются добрым старым пнем. Спасибо тебе!

Кланяется пню, дети ставят перед пнем экологический знак «Место отдыха в природе»

Воспитатель: я очень рада, что теперь у пня началась вторая жизнь. Когда-то он был красивым деревом, теперь стал полезным пеньком. К этому знаку будут приходить все, кому нужен отдых. И пню будет веселее!

Дети: да

Воспитатель: посмотрите, вокруг спиленного дерева тоже лежат тонкие ветки. Они тоже, наверное, считают, что стали никому не нужны. А вы как думаете?

Дети: птицам, чтоб строить гнезда

Воспитатель: и детям для разных поделок! Я обязательно расскажу вам, как из таких веточек можно сделать много интересных вещей. Предлагаю вам сегодня собрать их, а завтра начать мастерить поделки.

Воспитатель: спасибо, Старик Лесовик. Приходи завтра к нам. Мы вместе сделаем что-нибудь и увидим, как из твоей веточки получилась красивая поделка.

На следующий день предлагается детям выполнить аппликацию или лепку, используя природный материал. Воспитатель с помощью садового секатора разрезает веточки на ровные спилы – брусочки.

Список использованной литературы:

1. Я. К. Березняк «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет

2. В. А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002

3. Н. Н. Кондратьева «на экологической тропе»

4. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»

5. В. П. Катаев «Пень»

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «В гостях у хозяина экологической тропы Лесовичка-Боровичка» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «В гостях у хозяина экологической тропы лесовичка.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Прохождение экологической тропы» Программное содержание: - расширять представления детей об осенних изменениях в природе; - показать объекты экологической тропы в осенний.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Экскурсия по экологической тропе. Станция клен» Конспект занятия по экологическому воспитанию в первой младшей группе «А». Тема: «Экскурсия по экологической тропе, станция клен» Интеграция.

Локация экологической тропы «Деревенское подворье» Лето – это время отдыха, прогулок, экскурсий и тд. Не секрет в том, что большую часть дня дети проводят на свежем воздухе. Поэтому в нашем.

Объект экологической тропы «Муравейник» Конспект образовательной игровой ситуации для детей средней группы Задачи образовательные: - углублять знания детей о муравьях, их внешнем.

Оформление объекта экологической тропы около нашего участкаОформление объекта экологической тропы около нашего участка Что такое экологическая тропинка? Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда.

Паспорт экологической тропы Паспорт экологической тропы Пояснительная записка Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня.

Паспорт экологической тропы .

Паспорт экологической тропы младшей группы Паспорт экологической тропы младшей группы. Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы.

Сценарий открытия экологической тропы в средне-старшей группеСценарий открытия экологической тропы в средне-старшей группе "Путешествие зайки Всезнайки"Цель: Создание комфортной зоны для обогащения знаний детей об окружающем мире, воспитание экологической культуры.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Лексика
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Старый пень — объект экологической тропы»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 23:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты»...
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты» Эпиграф «Все работы хороши выбирай на вкус» Общая цель: Закреплять...
Мастер-класс «Медовые пряники в северном стиле»
Пряники являются одним из популярнейших лакомств, ведь они очень вкусные, ароматные и могут долго храниться при обычной комнатной температуре. Медовые...
Наблюдения и беседы «Март зиму кончает, да весну начинает». Часть вторая «Март не...
Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со двора! П....
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1
Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества понадобятся...
Конспект урока математики в 6 классе «Умножение рациональных чисел»
Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел. 6 класс Цели урока: создать условия для вывода правила умножения рациональных чисел....