Конспект по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе

Наталья Голева
Конспект по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через

исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она

берётся, узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, исследовать

свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес,

создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, стимулировать

интерес к изучению неживой природы; творческие способности,

воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь,

навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Интегрированные образовательные области: познавательное, социально

коммуникативное, речевое, физическое развития

Оборудование и материалы:: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки, гуашь разного цвета, вода.

Ход занятия:

Воспитатель:

Приветствие :

-Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: "Привет!"

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй друг, здравствуй друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

Посмотрите, сколько гостей? Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, посмотрите какой у меня «красивый мешочек». А что в нем находится, я предлагаю вам определить на ощупь.Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…

Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, что же там находится. (высыпаю соль).

Воспитатель: Действительно это соль.

Поваренная соль-это пищевой продукт. Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За сольможно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили,хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. «Хлеб-соль» - так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль - значит, дружить. (Слайд – девушка с хлебом и солью)

Кто знает, какая бывает соль? (морская, каменная и поваренная). (Показ банок с солью)

Каменная соль – это осадочная горная порода. Ее месторождения находятся высоко в горах. Добывают каменную соль в глубоких шахтах в толще соленого пласта. (Слайд добыча) Как она туда попала?- спросите вы. Все очень просто! Миллионы лет назад на месте гор был океан. В условиях жаркого и сухого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. (Слайд) Что значит кристаллизовалась?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, превращалась в кристаллы. Поваренная соль – это отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов. (Слайды) Морская соль - содержится в морской воде. (Слайд)

Воспитатель: Ребята, где применяется соль? Ответы детей. …Посмотрите на экран.

Слайды

1. ее добавляют в пищу.

2. для засолки продуктов. А как вы думаете, для чего засаливают продукты? Для длительного хранения, т. к соль убивает все микробы, и овощи долго хранятся.

3. В медицине - для полоскания горла, ингаляций, лечебных ванн с морской солью, спелеотерапии (нахождение в соляной пещере) и для лечения и профилактики разных заболеваний.

В косметологии – ускорить рост волос массаж солеными крупинками, с его помощью улучшается кровообращение в коже головы. Волосяные луковицы получают больше питания, и волосы начинают быстрее расти.

4. На улице для безопасности человека дворники и спец. машины посыпают дорожки и лед на дорогах. Чтобы человек не поскользнулся и не упал.

5. В сельском хозяйстве для подкормки животных.

Ребята, Я предлагаю вам стать учёными и провести самостоятельное исследование соли. Хотите?

В :, все сотрудники лаборатории носят спецодежду. Давайте наденем белые халаты, шапочки. Проходите за столы.

- Прежде чем приступить к работе повторим правила безопасности:

1. Нельзя дотрагиваться руками до лица, глаз – мельчайшие кристаллики могут попасть в глаза;

2. Соблюдать тишину.

3. Аккуратно работать с лабораторным оборудованием.

4. После работы нужно помыть руки с мылом.

5. Привести рабочее место в порядок.

Воспитатель: приступим к работе

Опыт № 1 «Из чего состоит соль»

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Какого цвета соль? (белая).

— А теперь давайте рассмотрим соль через лупу. Из чего состоит соль? (соль состоит из белых кристаллов). Какие кристаллы? (маленькие, полупрозрачные).

Возьмите щепотку соли и потрите пальцами. Что вы заметили? Какая соль? (сухая, сыпучая, рыхлая). Имеет ли соль запах? (не имеет)

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, возьмите ложку и надавите на соль, что мы услышали? (Хруст, треск мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.) На что похож хруст?

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3 «Соль поглощает воду»

А сейчас возьмите пипетку, наберите воды и добавьте в тарелочку с солью. Что произошло? Куда делась вода? (впиталась)

Воспитатель: значит, соль поглощает воду.

физминутка

Опыт №4

Про соль говорят «Соль в воде родится, а воды боится». А так ли это? Действительно ли соль боится воды мы сейчас проверим. В стакан с водой насыпьте ложку соли, перемешайте и посмотрите, что получится.

Да, соль растворяется в воде. А теперь возьмите ложку, опустите в стакан и попробуйте воду на вкус? Какой стала вода? (соленой)

Опыт №5 «Эффект Мертвого моря».

Ребята, кто из вас бывал на море? Легко вам было плавать на море? Как вы думаете почему? Вспомните, какая на вкус морская вода? (соленая)

Давайте проведём опыт, какая вода лучше держит предметы – пресная или соленая.

В одном стакане - пресная вода, в другом стакане - соленая.Берем два сырых яйца и опускаем: одно яйцо в стакан с простой водой, второе – в стакан с соленой водой.

Что вы видите?.

Воспитатель: Правильно, в простой воде яйцо опустилось на дно. В соленой воде яйцо не утонуло.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности, она выталкивает предметы. Вот поэтому так легко плавать в море.

Опыт №6

Ребята, мы с вами начали выращивать кристаллы. А кто запомнил, как назывался наш опыт – кристаллизация соли. Расскажите, что мы делали. Мы приготовили перенасыщенный солевой раствор. Как мы его сделали? Насыпали соль в воду до тех пор, пока соль не перестала растворяться. Затем мы опустили ниточку в этот раствор и оставили расти. Посмотрите, что с ней стало. Она обросла кристаллами соли.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, бывает цветная соль? Ответы детей.

Бывает красная, черная. А я знаю как сделать цветную соль. Хотите попробовать?)

Возьмите ложечкой гуашь, добавьте в соль и тщательно перемешайте. Что стало с солью? ….)

Да, ребята она окрасилась и стала такой разноцветной. Такую соль можно использовать для рисования картин, панно и изготовления сувениров. Посмотрите на экран, как красиво!

слайд

Понравилось вам в нашей лаборатории? Ответы детей. Что вам больше всего понравилось?

Вот сколько нового и интересного мы с вами узнали о простой соли.

Мне очень интересно было с вами работать. Спасибо вам, ребята.

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Выполнили: Недошивкина Ю. А.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность Программные.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная вода» Группа: младшая группа Вид НОД: экспериментирование с водой. Тема: "Волшебная вода". Образовательная область: познавательное развитие. Форма.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» для детей 5–6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Волшебная соль» для детей 5-6 лет Цель: развитие у детей представлений.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Такая знакомая незнакомая соль» в подготовительной группе Такая знакомая незнакомая соль. Цель: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи: образовательные: познакомить.

Презентация к опытно-экспериментальной деятельности «Загадочная соль» Образовательная область: «познавательное развитие»; интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; «речевое.

Проект для старшей группы «Волшебная соль» Проект «Волшебная соль» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатели: Ефименко А. О Шульц В. В Актуальность: Ребёнок по своей.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Воспитатель: Лихачёва Л. Н. 2018г. «Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи: Воспитывающие.

Занятие опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль» Воспитатель: Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем! Ребята, посмотрите, у нас.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект по экспериментальной деятельности «Волшебная соль» в старшей группе
Опубликовано: 7 октября 2019 в 08:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки