Получи документы

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Свойства дерева и металла»

Елена Болодурина
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Свойства дерева и металла»

Образовательная область – познавательное развитие.

Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в условиях экспериментальной деятельности с разными материалами (деревом, металлом).

Задачи:

Образовательные:

• Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.

• Уточнить и обобщить представления о свойствах дерева и металла, о значении этих материалов в нашей жизни.

• Учить планировать свою деятельность.

Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Свойства дерева и металла“» размещена в разделах

• Формировать навыки самооценки и самоанализа.

Развивающие:

• Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

• Развивать речь путем формулирования предположений, гипотез, элементарных умозаключений при подведении итогов, выводов.

• Поддерживать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

• Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.

• Воспитывать культуру ведения диалога со сверстниками и с взрослыми участниками эксперимента.

• Воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний о рукотворном мире.

Планируемые результаты:

1. Проявляют интерес и положительное отношение к процессу экспериментирования.

2. Выдвигают гипотезы, предположения, находят способы их решения, используя аргументацию и доказательства.

3. Самостоятельно планируют предстоящую в ходе эксперимента деятельность, осознанно выбирают предметы из дерева и металла в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.

Виды детской деятельности: игровая, речевая, экспериментальная, трудовая, игровая, двигательная.

Методы и приемы: Сюрпризный момент, загадки, дидактическая игра, опыты, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.

Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, шероховатый, шершавый, теплопроводность.

Предварительная работа:

• Просмотр мультфильма «Пузырь, соломинка и лапоть».

• Просмотр презентационных материалов «Откуда берется металл», «Как дерево помогает человеку».

• Чтение сказок познавательного характера, рассматривание иллюстраций. Обсуждение с детьми, что они знают о дереве и металле.

Материалы и оборудование: две коробочки, большой гвоздь, карандаш, спички без головок, молоток, деревянные бруски, металлические пластины, гвоздики, таз с водой, аудиозапись «Я хочу построить дом» Железновых, магнитофон.

Индивидуальная работа: вспомнить и закрепить с Даней М. и Демидом К. правила проведения опытов.

Оказать пошаговую помощь на каждом этапе эксперимента Ване О.

Предложить выдвинуть предположение об итоге опыта Варе Н. и Владу П.

Предложить Демьяну роль помощника при проведении игры «Я хочу построить дом».

Ход занятия:

1. Организационный момент и введение в тему занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Варей и Ваней пришли рано утром в группу и увидели на полке две новые коробочки. Как вы думаете, кто их сюда положил? А вот и записка к ним, наверное, это подсказка. Надо отгадать и мы узнаем, что в них лежит:

1. Цветной Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там след кладет.

Любит нос везде совать,

И чертить, и рисовать.

Все раскрашивает сам

Разноцветным носиком.

(Карандаш)

2. Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.

(Гвоздь)

Ответы детей (карандаш, гвоздь).

Воспитатель: Молодцы, ребята, загадки отгадали. А как же узнать в какой коробочке карандаш, а в какой – гвоздь?

Ответы детей (посмотреть).

Воспитатель: А если не смотреть, то, как можно узнать?

Ответы детей (потрогать, понюхать, по звуку).

Воспитатель: Давайте попробуем узнать по звуку. Как это сделать?

Ответы детей (потрясти коробки).

Воспитатель: Все-равно не понятно. А сейчас попробуем определить на ощупь с закрытыми глазами.

Дети поочередно засовывают руку в коробки и пробуют отгадать на ощупь предметы.

Воспитатель: Вот и наши гости, посмотрите, они очень рады встрече с нами. Знакомьтесь дети, это – карандаш Ивашка, а это – гвоздь Антошка. Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее – дерево или металл. Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов.

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям разобраться кто из них прав.

Ответы детей (да, готовы).

2. Основная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, прав карандаш? Какие предметы делают из дерева?

Ответы детей (стул, стол, шкаф, карандаш и т. д.)

Воспитатель: А гвоздь с карандашом не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают. Какие предметы из металла вы знаете?

Ответы детей (машина, ножки у столов и стульев, забор и т. д.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Ответы детей (гвоздь, карандаш, оба правы).

Вывод: И из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш правы.

- Но, гвоздь Антошка не унимается, продолжает спор. Говорит, металл все равно важнее и нужнее!

Воспитатель: Я предлагаю нам всем превратиться в ученых, пройти в нашу лабораторию и провести опыты.

Все надевают халаты и проходят в лабораторию.

Воспитатель: Ребята, а сейчас нам нужно вспомнить правила поведения во время проведения опытов. Даня, расскажи нам правила, а Демид тебе в этом поможет.

Ответы детей (ничего не брать в рот, не толкаться, не мешать друг другу, сначала слушать задание, а потом выполнять его, не выкрикивать, высказывать свои предположения).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов из металла. У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски. Отличаются ли они? Попробуем проверить!

Опыт «Какой предмет холоднее?»

Воспитатель: Возьмите в одну руку деревянный предмет, а в другую – металлический. Какой предмет холоднее?

Ответы детей (металлический, железный).

Воспитатель: Значит, о металле мы можем сказать, что металл – материал…. холодный, а дерево - …теплый!

Воспитатель: Ребята, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? _дерево_ Почему?

Ответы детей (Дерево – материал теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло).

Физкультминутка Железновых «Я хочу построить дом» (дети имитируют движениями слова в песенке)

Воспитатель: Карандаш Ивашка очень гордится тем, что он сделан из теплого материала. А гвоздь не унимается. А я, говорит, очень твердый!

Опыт «Тверже - мягче»

Воспитатель: Ребята, возьмите металлическую пластину и попробуйте провести черточку на деревянном брусочке. Получилось?

Ответы детей (да)

Воспитатель: А теперь, наоборот, попробуйте провести деревянным брусочком черточку на металлической пластине. Получилось?

Ответы детей (нет)

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Ответы детей (Потому что дерево мягче, а металл твердый материал)

Воспитатель: Правильно, металл – материал очень твердый, он тверже дерева, поэтому на нем ничем деревянным черточку не проведешь, а дерево мягче металла.

Воспитатель: Но, спор не утихает. Гвоздь говорит, что он еще и очень прочный!

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось? Значит, он какой?

Ответы детей (прочный).

Воспитатель: Теперь попробуйте сломать спичку. Получилось! Значит, что можно сказать про спичку, что она какая?

Ответы детей (тонкая, хрупкая).

Воспитатель: Ребята, скажите, если вам нужно сделать нож, какой материал вы возьмете – металл или дерево? Почему?

Ответы детей (металл тверже дерева)

А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом?

Ответы детей (деревянные ложки, матрешки, машинки).

Воспитатель: Устали спорить Антошка и Ивашка, ни к чему спор не приводит, решили подружиться и отправиться вместе в обратный путь в свою сказочную страну.

Воспитатель: А пока они идут, мы поиграем в игру «Скажи наоборот»

Воспитатель: Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: теплый – холодный, мягкий – твердый, хрупкий – прочный, тяжелый – легкий и т. д.

Воспитатель: Шли они, шли и вышли к речке. Обрадовался карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А гвоздь Антошка приуныл. Как вы думаете, почему?

Ответы детей (он плавать не умеет, металл тяжелый, он утонет)

Воспитатель: Попробуем проверить, что поплывет, а что потонет?

Опыт «Тонет – плывет»

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Ответы детей (металл – тяжелый, а дерево – легкое)

Воспитатель: Как же тогда гвоздю Антошке перебраться на другой берег? Ответы детей (взять спасательный круг, на лодке переплыть, карандаш на себе может его перевезти)

Показ воспитателем опыта – забить гвоздь в деревянный брусок и погрузить в таз с водой.

Выводы детей (металл тяжелый, он тонет, дерево легкое, оно плавает в воде)

Воспитатель: Переправились наши приятели на другой берег. Гвоздь говорит: Как я устал! Карандаш: А я есть очень хочу! Я пойду рыбу ловить! Гвоздь говорит: А кто костер разводить будет?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кому – рыбу ловить?

Ответы детей (Дерево горит в огне, а металл тонет. Карандаш должен ловить рыбу, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить, он огня не боится).

Воспитатель: Сварили друзья уху, сели есть. Гвоздь достал металлическую ложку, а Карандаш – деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Как вы думаете почему?

Ответы детей (Железная ложка горячая была, а деревянная - нет).

Воспитатель: Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность, значит проводить тепло. Сейчас мы убедимся в этом на опыте. Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки. Как вы думаете, что произойдет?

Ответы детей (металлическая ложка нагрелась, а деревянная – нет)

Воспитатель: Это свойство называется теплопроводность. Какой вывод можно сделать?

Ответы детей (Металл проводит тепло).

Воспитатель: Затушили друзья костер. Как вы думаете, как они это сделали? Ответы детей (залили водой, засыпали песком или землей).

Воспитатель: И отправились дальше, навстречу новым приключениям. А что было дальше, я предлагаю вам придумать самим и нарисовать. Знаю только, что на пути им повстречались две подружки, которые также, как и они бесконечно ссорились и ругались, но это уже совсем другая история.

3. Заключительная часть:

1. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились на занятии?

2. Какие трудности испытывали? Как справлялись с ними?

3. Что было самым интересным и понравилось больше всего?

4. Хотите ли Вы еще участвовать в экспериментах?

Формулируется общий итог познавательной деятельности на занятии, дается общий и поименный анализ вклада детей в общий результат.

Организуется итоговое обсуждение, формируется воспитанников к эмоциональной оценке занятия.

Сравниваются планируемый и полученный результаты, называются причины, если есть их расхождение.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства дерева»Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства дерева» Дети очень любят проводить опыты и эксперименты. Поэтому такая организованная образовательная деятельность вызывает у детей положительные.

Фотоотчет о занятии на тему «Свойства металла и магнита»Фотоотчет о занятии на тему «Свойства металла и магнита» Дети очень любят экспериментировать, исследовать. И вот мы в лаборатории Всезнайки. Задачи занятия это научить детей узнавать предметы.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет «Свойства магнита, воды, камня, бумаги, дерева» Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг.

Конспект НОД «Магнит и некоторые его свойства» по экспериментированию в старшей группе Тема: «Магнит и некоторые его свойства». Цель: Создание социальной ситуации в процессе совместной деятельности: «Магнит и некоторые его.

Конспект ООД по экспериментированию в средней группе «Снег и его свойства»Конспект ООД по экспериментированию в средней группе «Снег и его свойства» Конспект ООД по познавательному развитию (экспериментирование) в средней группе «Снег и его свойства» Программное содержание: Продолжать.

Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе «Снег и его свойства»Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе «Снег и его свойства» Цель: Ознакомление детей со свойствами снега. Задачи: Образовательные • Способствовать расширению знаний о свойствах предмета (подвести.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия в средней группе «Свойства дерева»Конспект занятия в средней группе «Свойства дерева» Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Задачи:. Учить детей отличать деревянные предметы от предметов, сделанных из других материалов.

Конспект НОД в подготовительной группе по экспериментированию «Магнит и его свойства» Тема: «Магнит и его свойства». Цель: Образовательные: Формировать у детей представления о магните. Систематизировать знания детей о магните.

Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей -Б группе Тема: «Свойства воздуха Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Свойства дерева и металла»
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 07:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД