Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР

Лада Павловская
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, С (СО, ИЗ.

Упражнять детей в правильном употреблении предлогов НА, В, С (СО, ИЗ.

Учить выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом

(по двум опорным словам и схеме-предлога).

Учить подбирать глаголы, противоположные по значению.

Упражнять детей в составлении схем предложений с предлогами.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навыки анализа и синтеза предложений.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, умение выслушивать собеседника, не перебивая.

Оборудование: письмо Незнайки, зеркала на каждого ребенка, домики со схемами предлогов, картинки для домиков, мяч, трафарет шкафа, картинки с одеждой

Ход занятия:

I- Организационный момент:

- Ребята, сегодня, когда я шла в школу, встретила почтальона. Он передал мне письмо от Незнайки. Хотите узнать, что в нем?

II- Основная часть.

- Незнайка пишет, что его друзья из Цветочного города не умеют делать гимнастику для язычка. Вы можете его научить?

1. Выполнение артикуляционной гимнастики:

«Улыбка» (улыбнуться, губы сомкнуты, зубки не видны, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)

«Трубочка» (губы вытянуть вперед в виде трубочки, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)

«Улыбка»- «трубочка» (поочередное выполнение упражнений с удержанием артикуляционной позы)

«Заборчик» (улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживаем такое положение от одного до пяти-десяти)

«Лопаточка» (улыбнуться, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживать такое положение под счет от одного до пяти – десяти.)

«Грибок» (улыбнуться- зубы видны, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот)

-Ну, вот теперь Незнайка научит своих друзей делать гимнастику для язычка!

2. - А еще Незнайка написал про свой город! Хотите послушать?

- «(Под) нашем городе новые дома. (За) окон виден прекрасный вид. (Под) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за) современных автомобилях. (Под) реке водятся щука (на) карасем. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки –неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки.

- Посмотрите, какие это маленькие слова, а какую важную роль они имеют. Сегодня мы с вами поупражняемся в правильном употреблении предлогов. (Сообщение темы занятия)

Каждое маленькое слово имеет свое значение, они помогают нам понять, где находится предмет.

- Вы знаете, что обозначает предлог В? (вопросы к детям)

- Предлог В появляется тогда, когда предмет находится внутри;

НА – когда предмет находится сверху;

С (СО)- когда два предмета находятся совместно с кем- то или с чем-то;

ИЗ – выражает движение изнутри, источник сведений, причину, материал

3. - Незнайка не знает куда правильно складывать свои вещи, давайте поможем ему их разобрать!

детей плоскостной шкаф (с прорезями) с картинками- вещами, которые надо разложить: шапку с шарфом- на шкаф, брюки- в шкаф, сандалии с ботинками под шкаф).

Внезапно открылось окно, подул ветер и шапка с шарфом слетели со шкафа!

-Где они оказались? (на полу)

- Брюки вылетели откуда? (из шкафа)

- Где они оказались? (на полу)

Молодцы, справились с заданием!

4. -Теперь давайте встанем и поиграем в игру «Скажи наоборот!» (с мячом)

- Я надеваю кофту, (а я снимаю кофту)

- Я застегиваю молнию, (а я расстегиваю молнию)

- Я надеваю брюки, (а я раздеваю брюки)

- Я вешаю шубу, (а я снимаю шубу)

- Я одеваюсь, (а я раздеваюсь)

- Я пачкаю рубашку, (я а стираю рубашку)

5. - Еще Незнайка послал нам заколдованные домики! Он не знает, что на них нарисовано! Поможем ему разобраться?

(Даю детям трафареты домов со схемами предлогов и картинки)

-Что же за окошки в этих домах? (Так записываются предлоги)

- Какие предлоги вы видите? (НА, С, ИЗ, В)

-Давайте попробуем закрыть окошки нужными картинками. (Дети выбирают нужные картинки, обосновывают свой выбор)

Фикультминутка

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

6. - Еще Незнайка просил научить составлять его предложения.

- Посмотрите, у вас у каждого есть карточка с картинками. Там две картинки и схема предлога. Вам нужно каждому составить предложение со своим предлогом, а затем мы запишем схему предложения в тетрадь.

(Составление схемы предложения, его анализ)

- Первая прямая линия с заглавной буквы! Почему?

- Двумя линиями что обозначаем?

- Как запишем предлог?

- Дополнительное слово?

- Назовите первое слово в предложении! (Второе, третье, четвертое)

- Назовите слово- предлог в предложении! Каким оно стоит по счету?

(Опрос детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения).

III-Заключительная часть

- Ребята, Незнайка очень рад, что вы помогли ему: научили его раскладывать вещи, правильно составили рассказ о его городе, заполнили окошки его заколдованных домов, научили его верно употреблять предлоги, правильно составлять и записывать предложения. Я запишу все ваши ответы и отправлю ему письмо!

- На память он дарит вам портреты себя и своих друзей!

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи Задачи: 1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2. упражнение в образовании относительных.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных. Учить составлять по образцу сложносочиненные предложения с.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Контрольная работа «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группы» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде» Открытое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в 1 классе для детей с ТНР
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 15:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июля. Прокопий Жнец

В южных регионах нашей страны уборка зерновых уже давно в разгаре, а в северной и центральной России – наступает жаркая пора жатвы. В старину именно Прокопьев день считался открытием жатвенной страды. Он...

21 июля. Выставка картин из карандашной стружки на МААМ

Памятник точилке карандашей установлен в немецком городе Штайн. Место для него выбрано неслучайно. Именно здесь был придуман карандаш в том виде, в котором он дошел до нас — графитовый стержень и...

Сенсорная игра «Весёлые пальчики» для детей от 2 до 5 лет
Сенсорное восприятие ребёнка- неотъемлемая часть его развития. Для обогащения внутреннего мира и для развития личностных качеств помогают сенсорные игры....
Развивающая игра «Логоформочки — 5»
Развивающая игра «Логоформочки – 5». Лариса Гацко. Блог. «Логоформочки – 5» - это ещё одна прекрасная развивающая игра В. В. Воскобовича для детей от...
Дидактическое пособие по ФЭМП «Радужные осьминожки»
К смотру математических игр на МААМ Актуальность. Дидактическое пособие «Радужные осьминожки» способствует сенсорно-моторному развитию, формированию...