Людмила Толмачева
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звук «Л». Путешествие в Голубую страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук «Л». «Путешествие в Голубую страну»
Цель:
- закрепление четкого произношения звука «л» в слогах, в словах и фразах;
- упражнение в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
- упражнение в определении позиции звука «л» в словах;
- звуковой анализ слова «лук»;
- развитие фонематического слуха, внимания, памяти, пространственной ориентировки.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе „Звук „Л“, Путешествие в Голубую страну“» размещена в разделах
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Оборудование: разрезные картинки: арбуз, автобус, утка, индюк, ослик, экскаватор; сигналы для гласных и согласных звуков; предметные картинки голубого цвета; панно волшебной страны и леса; мяч; фигурки гласных звуков для детей; поезд с тремя вагонами; дидактическая игра «Включи телевизор»; фишки для звукового анализа, звуковые часы.
Ход занятия:
I. Оргмомент. «Составь картинку – назови первый звук в слове».
Дети складывают индивидуальные разрезные картинки арбуз, автобус, утка, индюк, ослик, экскаватор, называют первый звук в слове, выбирают символ этого гласного звука и ставят на доску. «У меня ослик. Первый звук в слове «ослик» - «О» и т. д.
II. Повторение пройденного. Гласные и согласные звуки.
1) По символам звуков, выставленным на доску, дети хором поизносят гласные звуки : «А», «У», «И», «О», «Э».
- Какие звуки произносили? (Гласные)
- Фигурки какого гласного звука не хватает? (Звука «Ы»).
- Какие звуки речи еще бывают? (Согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
2) Игра «Красный, синий, зеленый».
Логопед произносит гласные звуки, согласные звуки твердые и мягкие, а дети поднимают соответствующий сигнал.
III. Сообщение темы занятия. «Приглашение Голубой Феи».
Логопед зачитывает приглашение Феи посетить Голубую страну, где живет звук «Л».
IV. Закрепление артикуляции звука «л». Характеристика звука «л».
- Вы хотите побывать в волшебной стране?
Какой звук живет в этой стране? Еще раз произнесем все вместе.
А все ли вы про этот звук знаете? Расскажите, какой он?
Докажите, что звук «Л» согласный.
А почему он звонкий?
Дети произносят звук «Л» хором и индивидуально. Уточняется артикуляция звука, харак-теристика звука. Звук «Л» согласный, звонкий, твердый.
V. Произнесение звука «л» в слогах и словах.
1) Ребята вы все знаете про звук Л, мы можем отправиться в Голубую страну. Что бы ту-да попасть, нужно произнести волшебное заклинание. Закройте глаза, внимательно слу-шайте и четко дружно повторяйте. Дети хором произносят слоговые ряды.
Ла-ло-лу-лы
Ло-лу-лы-ла
Кла-кло-кпу-клы
Кло-клу-клы-кла
Стла-стло- стлу-стлы
Стло-стлу-стды-стла – вот волшебная страна.
2. Дидактическая игра «Волшебный лес».
Произнесение слов со звуком «Л». Определить наличие и отсутствие звука в словах.
Звучит музыка «Лес». Открывается панно с изображением лесной поляны, на которой с животные, птицы и другие предметы.
- Откройте глаза. Мы оказались в волшебном лесу Голубой страны. На поляне леса звери и птицы, в названиях которых есть звук «Л».
- Найдите животных со звуком «Л» (лось, волк, белка, лошадь).
Есть ли на поляне животное, которое не живет в стране звука «Л» оно также как и мы здесь гость? (заяц) Почему? (потому что в слове заяц нет звука «Л»).
- Назовите птиц со звуком «Л» (голубь, дятел, ласточка, галка)
-Что еще вы видите со звуком «Л»? (ландыши, колокольчики, фалки, елка, облака, сол-нышко, лучи)
-В каком еще слове нет звука «Л» (бабочка, сосна)
VI. Динамическая пауза
1. Дыхательная гимнастика
Чудесная поляна. Давайте встанем и отдохнем здесь. (Запись пения птиц) Пение птиц, свежий воздух. Сделаем глубокий вдох носом выдох ртом.
2. Физкультминутка.
Солнечный лучик
Упал на волну.
Солнечный лучик
Попал в глубину
Долго он плавал
В глубокой волне,
И вспоминал он
О солнечном дне
VII. Анализ прямого и обратного слога со звуком «л».
Игра «Живые звуки» с мячом.
Дети надевают символы гласных звуков и становятся гласными звуками. У логопеда го-лубой мяч с желтым колокольчиком – это звук «Л». Логопед бросает мяч детям, давая указание о месте звука «Л» в слоге (Звук»Л» первый или второй). Дети произносят слог со своим гласным звуком.
VIII. Согласование существительных с прилагательными по индивидуальным картинкам.
- Звук «Л» оставил для нас картинки. Возьмите их. Все картинки какого цвета? У кого картинки, про которые говорим голубое? (У меня голубое платье … полотенце)
У кого картинки, про которые говорим голубой? Голубая?
Картинки: голубая лампа;
голубая ложка;
голубое платье;
голубое полотенце;
голубой стул;
голубой платок.
IX. Определение позиции звука «л» в слове по этим же картинкам.
Игровой прием «Найди свой вагон».
Звучит запись приближающегося поезда. Что вы слышите? Этот поезд прибыл за нам. На нем мы отправимся в замок Голубой Феи. У вас не просто картинки. Это билеты. У кого в слове звук «Л» в слове первый, тот поедет в первом вагоне, у кого звук «Л» в конце сло-ва - в последнем вагоне, у кого в средине - в среднем.
X. Звуковой анализ слова «лук».
Дидактическая игра «Включи телевизор».
Картинки: лампа, улитка, кот.
- Вот мы и в замке. Галубая Фея и ее пажи встречают нас. Но они чем-то озабочены. В замке появился новый телевизор, и никто не может его включить. Но мы-то знаем, как включается этот телевизор. Что нужно для этого сделать? (Угадать картинку,
которую покажет телевизор по первым звукам в словах) Поможем?
Что это? (Лампа, улитка, кот)
Что покажет телевизор? (лук)
Я не понимаю, почему показалось две картинки? Кто может объяснить?
Потому что словом лук обозначается два слова и овощ, и древнее оружие.
Дети выкладывают звуковую схему слова «ЛУК»
XI. Итог. «Звуковые часы».
Задание: «Поставь стрелки на картинку со звуком «л» в названии».
-Пора нам прощаться с Голубой Феей, со звуком «Л» и возвращаться в детский сад. А для
этого возьмите звуковые часы и поставьте обе стрелки на картинку со звуком «Л».
Дети называют свои картинки.
- Никто не ошибся, все поставили стрелки часов правильно. Мы в детском саду.
Понравилась вам путешествие по стране звука «Л»?
Голубая Фея приготовила вам в подарок картинки для раскрашивания. Но раскрасить нужно не все картинки, а только те, в названиях которых есть звук «л», при раскрашива-нии использовать голубой цвет. Это будет вашим домашним заданием.