Лучший педагог года

«Зима». Конспект занятия в подготовительной группе по произведениям русских писателей

Людмила Рыбалко
«Зима». Конспект занятия в подготовительной группе по произведениям русских писателей

Конспект подгруппового занятия

Рыбалко Л. Н. учитель-логопед высшей категории

МБДОУ №166, г. Кемерово

Тема: «Зима»

(по произведениям русских поэтов)

Коррекционно-образовательные цели:

• Активизация, актуализация словаря по теме. Развитие интереса у детей к словам, фразам, стихам и музыкальным произведениям;

• Развитие умения выбирать из произведений поэтов красивые слова и подыскивать к этим словам синонимы;

• Создание лексико-грамматических основ для коммуникативного общения.

Публикация «„Зима“, Конспект занятия в подготовительной группе по произведениям русских писателей» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие цели:

• Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, мышления и общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные цели:

• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности;

• Воспитание эмоционального отклика на прослушанное стихотворение, на изображенное на картине, на прослушанное музыкальное произведение. Воспитание чувства прекрасного от общения с поэзией, искусством и природой.

Оборудование:

• Мольберт;

• СD - проигрыватель;

• CD- диски с записями пьес П. И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома» и «Русская зима» из произведения П. И. Чайковского «Времена года», Г. И. Свиридова «Метель»;

• Репродукции картин И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца», «Зимний пейзаж»; И. Шишкина «Зима»

Предварительная работа:

• Заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Идет волшебница зима…», «Блистает речка…», «Буря мглою небо кроет…», И. Сурикова «Зима», Т. Волжиной «Мороз»;

• Прослушивание и обсуждение на музыкальных занятиях отрывков из музыкальных произведений П. И. Чайковского и Г. Свиридова;

• Наблюдение за зимними изменениями в природе.

Ход занятия

1.

Организационный момент.

Слушание отрывка «Русская зима» из произведения П. И. Чайковского «Времена года». Создание эмоционального фона занятия.

/ Логопед приглашает детей в кабинет, где звучит музыка П. И. Чайковского. Дети садятся на стульчики перед мольбертом, на котором стоят картины И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Зимний пейзаж» /.

Логопед. Сегодня мыс вами продолжим разговор о зиме. Прочитаем стихи русских поэтов, послушаем произведения русских композиторов, рассмотрим картины о зиме наших художников. Посмотрите на мольберт и прочитайте стихи, которые созвучны по настроению этим картинам.

1-й ребенок «Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

2-й ребенок

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы».

Логопед: Замечательно прочитали это стихотворение. А как вы понимаете слово «брега»?

Дети: Это берега реки.

Логопед: А что значат слова «недвижная» река?

Дети: Вода в реке замерзла, стала речка неподвижной. И лед, и снег это признаки зимы.

Логопед: Так как же А. С. Пушкин называет зиму?

Дети: Он называет зиму волшебницей и матушкой зимой.

Логопед: А как мы ее назовем, если она еще и шалить любит?

Дети: Она еще и проказница зима.

Логопед: Что зима сделала?

Дети: Пришла на землю, посыпала ее снегом, повесила на деревья хлопья снега, сравняла берега рек пухлым слоем снега.

Логопед: Да и какая же зима без снега. Давайте послушаем стихотворение И. Сурикова «Зима».

3-й ребенок: Белый снег, пушистый

В воздухе кружиться

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

4-й ребенок: Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Логопед: Очень выразительное чтение. Посмотрите еще раз на репродукции картин на мольберте. К какой картине подходят слова:

«Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной…»

Дети: Эти слова подходят к картине И. Шишкина «Зима». Все деревья покрылись шапками снега и как будто заснули. В лесу тихо. В берлоге и норах спят звери.

Логопед: Тихо, тихо снег идет.

Белый снег, мохнатый.

Почему он мохнатый?

Дети: Снежинки слепились в хлопья. На прогулке такие хлопья падали нам на шапки, шубки и варежки. Было очень красиво.

Логопед: А вот как описывает это радостное для детей время года А. С. Пушкин. Кто прочитает нам это веселое стихотворение?

5-й ребенок: Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

6-й ребенок: На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Логопед: Как мы объясняли слова «лоно вод»?

Дети: Это поверхность воды. Но вода замерзла, превратилась в лед, и гусь не мог плыть.

Логопед: Какой снег покрывает все вокруг зимой?

Дети: Веселый, белый, пушистый, мохнатый, легкий. Падает хлопьями и звездами.

Игра с мячом «Что делает снег?»

/В игре дети собирают все слова-действия, которые они слышали в стихотворениях: кружится, падает, ложится, мелькает, вьется, опускается, покрывает, накрывает лес. /

Логопед: Вы хорошо справились с заданием. Теперь посмотрите на мольберт.

/На мольберте репродукции картин И. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца» и И. Шишкина «Зима»/

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы

И зима настала.

А какие пришли морозы, мы узнаем, когда послушаем стихотворение

Т. Волжиной «Мороз».

7-й ребенок: Скрипит мороз.

Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб.

И дуб замерз.

Насквозь продрогли елки.

8-й ребенок: И солнце в небе,

Как желток.

И до того мороз жесток,

Что через поле птица

Перелететь боится.

Логопед: Прекрасно. Вы замечательно рассказали стихотворение. Очень понравилось, что вы следили за произношением. Еще раз посмотрите на картины. Нужно выбрать картину, которая подходит к этому стихотворению.

Дети: Картина И. Грабаря очень подходит к словам этого стихотворения. От сильного мороза все деревья покрыты инеем. Солнце, как желток, стоит низко. На земле снег переливается всеми цветами радуги. Не видно людей. Не летают птицы. Все как будто замерло. Если выйти на улицу мороз будет щипать щеки и нос.

Логопед: Вы прекрасно описали картину И. Грабаря. Давайте вспомним еще об одном явлении природы зимой. Помогут нам в этом стихи А. С. Пушкина.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

Логопед: Что такое вьюга?

Дети: Это сильный ветер со снегом.

Логопед: А какими словами можно заменить слово вьюга?

Дети: Пурга, буран, метель, буря.

Логопед: Я предлагаю вам послушать отрывок из музыкального произведения Г. Свиридова «Метель».

/Дети прослушивают музыкальный отрывок. /

Какое настроение создает эта музыка?

Дети: Мелодия тревожная, грустная. Слышен шум ветра, вой вьюги.

Логопед: Я прочитаю вам еще одно стихотворение А. С. Пушкина. Оно подтверждает ваши слова.

Буря мглою, небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя…

Так что же еще может вытворять пурга?

Дети: Она злится, покрывает небо мглою, крутит снежные вихри, то воет, то как будто плачет.

Логопед: Попробуем изобразить вьюгу с помощью музыки, лент, белоснежных платков и шарфов.

/Дети танцуют под музыку «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»./

Логопед: Пока мы знакомились с темой «Зима», мы собирали в копилку самые красивые слова. Используйте эти слова, отвечая на мои вопросы. Какая пришла зима?

Дети: Пришла матушка зима. Волшебница, проказница зима.

Логопед: Какими коврами она покрыла землю?

Дети: Она покрыла землю великолепными, волнистыми, пушистыми коврами луга, поля, холмы.

Логопед: Какой снег часто кружится, мелькает в воздухе?

Дети: В воздухе часто мелькает, кружится веселый, белый, пушистый, мохнатый снег.

Логопед: Чем принакрылся лес?

Дети: Темный лес принакрылся пушистой, белой, мягкой шапкой.

Логопед: Какое небо зимой в мороз?

Дети: Небо низкое, солнце тусклое, как желток. Светит, но не греет.

Логопед: Какие морозы приходят?

Дети: Морозы скрипучие, трескучие, сердитые.

Логопед: Но иногда дуют сильные ветры. Что вытворяет вьюга?

Дети: Вьюга воет, снежные вихри крутит, засыпает дороги снегом, наметает сугробы.

Логопед: Молодцы. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Мы познакомились с произведениями русских поэтов, художников и композиторов, которые с любовью рассказывали о зиме, воспели волшебство и красоту этого времени года.

/Логопед оценивает деятельность каждого ребенка. /

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Логопедический проект «Времена года» Логопедический проект Тема «Времена года»Автор проекта Шиловская Татьяна Анатольевна учитель-логопед второй квалификационной категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Зима». Конспект занятия в подготовительной группе по произведениям русских писателей
Опубликовано: 22 декабря 2013 в 17:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД