Лучший педагог года

Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях»

Наргиз Болтёнкова
Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 6-7 лет по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р-л] в слогах, словах, предложениях» (лексическая тема «Дикие животные»)

Цель: дифференцировать звуки [р-л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Публикация «Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения „Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах

коррекционно-образовательные : закреплять правильную артикуляцию и различение звуков [р-л] на слух в словах, предложениях, учить давать сравнительную характеристику звуков, учить образовывать притяжательные прилагательные, активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные», отгадывать загадки, закреплять умение проводить звуковой анализ, пересказывать, учить отвечать полным ответом.

коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную моторику,развивать мелкую моторику и общую координацию движений,развивать процессы восприятия, внимания, мышления, развивать навык письма

коррекционно-воспитательные : воспитывать усидчивость, умение выполнять инструкции логопеда, воспитывать бережное отношение к животным и природе, знать правила поведения в лесу.

Оборудование: компьютер, аудиозапись «Звуки природы», подушки для детей, презентация «Веселые зверята», аудиозапись Железновой Е.», массажные шарики и пружинки су-джок, картинка – путаница, профили звуков [р], [л], картинки диких животных, текст «Рыженькая белка» силлюстрациями, аудиозапись «У жирафа пятна.», цветные карандаши, картинки –раскраски.

Ход НОД.

1. Оргмомент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня хорошая погода и я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Располагайтесь на лесной поляне, закрывайте глаза, слушайте.

Включается аудиозапись «Звуки природы», дети садятся на ковре на подушки – «лесная поляна»

2. Развитие слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах. Игра «Чья песенка?» - образование притяжательных прилагательных.

Дети слушают звуки природы : поют птицы, журчит ручей, квакают лягушки, фыркает ёжик, рычит медведь, воет волк, рычит тигр.

Логопед: Какие звуки леса вы узнали?

Дети перечисляют услышанные звуки.

Логопед: Кто квакал?

Дети: Лягушки.

Логопед: Значит, чью песенку мы слышали?

Дети: Лягушачью.

Логопед: Фыркал ёжик. Чья была песенка?

Дети: Ежиная.

Образование прилагательных:

Рычит медведь (чья песенка) медвежья

Воет волк (чья песенка) волчья,

Рычит тигр (чья песенка) тигриная

Логопед: Молодцы! Лес – дом для животных. Расскажите, как нужно вести себя в лесу?

Ответы детей.

3. Артикуляционная гимнастика. Презентация «Веселые зверята»

Логопед: Молодцы, ребята! А вы знаете, что животные могут делать зарядку для языка? Давайте посмотрим на веселых зверят и повторим движения вместе с ними.

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл. (упр. «Окошко»)

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам. (упр. «Улыбка»)

Знает весь народ: любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет, и подсядет к меду ближе. (упр. «Вкусное варенье»)

Зайцы прыгают вверх-вниз,

Повтори-ка, не ленись. (упр. «Качели»)

Вот лошадка – серый бок,

Стучит копытами цок, цок. (упр. «Лошадка»)

Собирала белочка прямо на дорожке

Крупные грибочки на высокой ножке. (упр. «Грибок»)

Логопед

Спасибо за зарядку! Прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад –

садимся за руль машины и едем.

Под музыку «АВТОБУС» Е Железновой : дети имитируют движения – крутят руль – «подъезжают» и садятся на стулья.

4. Развитие целостного восприятия: картинка - путаница (яблоко, груша, лимон, рысь, лось, чайник)

Дети садятся за столы.

Логопед: Давайте посмотрим на эту путаницу. Вы узнали, что здесь нарисовано?

Логопед: Назовите фрукты. (яблоко, груша, лимон). Как мы скажем – чайник – это что? (посуда). Каких животных вы видите? (рысь, лось)

5. Характеристика звуков [р], [л] по акустическим признакам, по артикуляции (профили звуков)

Логопед: Какой первый звук в слове «лось»?

Дети: звук [л].

Логопед: Дайте характеристику звуку, какой он: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Дети: Это согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Как должен двигаться наш язычок при произнесении звука [л]?

Дети: Язычок упирается за верхние зубы.

Логопед: Какой первый звук в слове «рысь»?

По такой схеме дети характеризуют звук [р] : согласный, твердый, при произнесении звука [р] язычок дрожит за верхними зубами.

6. Дифференциация звуков [р-л], определение позиции звука в слове. Игра «Зоопарк»

Дети должны распределить животных (картинки) в два вольера «Л» и «Р», определять позицию звука [р] или [л] в словах :

Л Р

Лось, лама Рысь, росомаха

Слон, волк, белка, Зебра, барсук, жираф,

Осёл, шакал. Тигр, бобр.

7. Автоматизация звуков [р-л] в слогах, словах с использованием

пружинок су-джок.

Дети произносят чистоговорки, надевая на палец массажную

пружинку су-джок.

Левая рука:

Большой палец - ла-ла-ла, видели осла.

Указательный палец - лу-лу-лу, подошли к ослу.

Средний палец - лы-лы-лы, упрямы все ослы.

Безымянный палец - ло-ло-ло, с ослом нам повезло.

Мизинец – лы-лы-лы, нам понравились ослы.

Правая рука:

Большой палец - ра-ра-ра, видели бобра.

Указательный палец - ру-ру-ру, подошли к бобру.

Средний палец - ры-ры-ры, сильные бобры.

Безымянный палец - ро-ро-ро, бобры делают добро.

Мизинец – ры-ры-ры, нам понравились бобры.

8. Массаж ладоней шариком су-джок с произнесением текста.

Логопед: Пальчики разработали, теперь очередь ладошек. К нам на ладошку прыгнула рыжая белочка.

Дети выполняют упражнение, сопровождая словами :

Белка, белка, рыжий бок,

По деревьям скок, да скок

Живой порхает огонек. (катают между ладонями)

Прыгни на мою ладошку,

Угощу тебя немножко. (сжать одной рукой)

Прыгни ты еще разок -

Хлеба дам тебе кусок. (сжать другой рукой)

Логопед: Молодцы! А теперь послушайте рассказ о нашей рыжей белочке.

9. Закрепление звуков [р-л] в связной речи. Пересказ рассказа «Рыженькая белка».

Логопед читает рассказ, показывает картинки, дети слушают, отвечают на вопросы после чтения, пересказывают.

У Лары жила рыженькая белка. Когда Лара садилась завтракать, рыженькая белка прыгала на стол и ела крошки. Лара давала рыженькой белке сахар и орехи, она грызла их или прятала под кровать. Лара очень любила ее. Один раз Лара играла с рыженькой белкой, а форточка была открыта. Проворный зверек прыгнул в форточку и скрылся. Целый вечер Лара искала рыженькую белку на улице и не нашла ее. Когда Лара уже ложилась спать и подняла одеяло, то там вдруг увидела: там спала рыженькая белка.

Логопед: У кого жила рыженькая белочка? (У девочки Лары)

Чем она питалась? (Лара кормила ее сахаром, орехами.)

Что случилось с белкой? (Она выпрыгнула в открытую форточку и убежала)

Как Лара нашла рыженькую белку? (Когда Лара ложилась спать и подняла одеяло, то увидела спящую белку)

Логопед: Молодцы! Сейчас мы подвигаемся под музыку.

10. Физминутка «У жирафа пятна» - развитие общей координации движений под музыку (аудиозапись)

На текст песни дети выполняют соответствующие движения.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде, (хлопают по телу)

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (хлопают по указанным частям тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде, (щиплют тело)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (щиплют указанные части тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде, (поглаживают тело)

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях, (гладят указанные части тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Логопед: Молодцы, присаживайтесь. Будем отгадывать загадку.

11. Развитие навыка звукового анализа слов. Отгадать загадки, написать отгадки, составить схему слова. (индивидуальная работа)

Логопед: Послушайте загадку:

Африканская коняшка надела

Полосатую рубашка (зебра)

Дети записывают ответы самостоятельно, делают анализ слова, составляют схему слова.

12. Работа с деформированным предложением. Составление схемы предложения. (индивидуальная работа)

Логопед: Послушайте предложения, всё ли в них верно?

Орехи собирают белку. (Белка собирает орехи)

У рога огромные лось. (У лося огромные рога)

Трава щиплет лама. (Лама щиплет траву)

Нора роет барсук. (Барсук роет нору)

Логопед: Давайте составим схему последнего предложения :

Барсук роет нору.

13. Итог.

Логопед: С какими звуками мы сегодня играли? Какие игры вам понравились? Какие задания вам показались трудными?

14. Оценка работы детей.

Логопед: Вы хорошо играли, правильно выполняли задания: каждому подарок – раскраска животного.

До свидания!

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Индивидуальный план коррекционной работы Индивидуальный план коррекционной работы (звуки С-З): 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Совершенствование фонематического слуха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгрупповой НОД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах, словах, предложениях»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 22:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД