Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР

Елена Белослудцева
Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР

(2 год обучения, 3 период)

Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (второй год обучения, третий период)

Тема: «Комнатные растения»

Задачи:

Коррекционно-обучающие: Активизировать и актуализировать словарь по лексической теме «Комнатные растения». Создавать условия для совершенствования умений составлять план к предложенному рассказу, составлять рассказ на предложенную тему с элементами творчества по плану и собственному рисунку.

Коррекционно-развивающие: Закреплять умение подбирать слова с близким и противоположенным значением, умение составлять простые предложения, осложнённые однородными определениями. Развивать логическое мышление, воображение, зрительно-сенсорное восприятие, умение согласовывать речь с движением.

Воспитательные: Воспитывать любовь и заботу к комнатным растениям, стремление прийти на помощь. Самоконтроль над речью.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, слайдов с комнатными растениями; составление описаний комнатных растении; чтение сказки Г. Х Андерсена «Дюймовочка»; беседы о том, как размножаются комнатные растения и как за ними ухаживают.

Методы и приёмы:

- Наглядные: демонстрация комнатных растений, наблюдение за их качественными характеристиками (форма, цвет, величина); использование проектора с целью вхождения в сюжет занятия и выхода из него.

- Словесные: беседа; рассказы детей с элементами творчества.

- Практические: приём планирования выполнения задания, упражнения (подражательного характера)

- Игровые: игровая ситуация, сюрпризный момент

- Методы повышения познавательной активности: сравнения, моделирования, вопросов --

- Методы повышения эмоциональной активности: воображаемая ситуация, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны.

- Методы обучения и развития творчества: мотивирование детской деятельности, прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее, проблемные вопросы.

Виды детской деятельности: игровая (включение в воображаемую ситуацию, изобразительная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: ребус «Дюймовочка»; проектор; смонтированные отрывки из мультфильма «Дюймовочка» (Юго Сэрикава 1978 год и Союзмультфильм 1964 год); настоящие комнатные растения; листки бумаги с изображёнными цветочными горшками (их должно быть больше чем детей для выбора); восковые мелки; приятная мелодия сопровождающая рисование; план-схема для составления рассказа о выращивании сказочного цветка; магниты с изображением Дюймовочки по количеству детей.

Ход занятия

I. Организационный момент. (1 минута)

Дети заходят, здороваются с гостями.

Логопед: Дети, давайте посмотрим, что это лежит у меня на столе?

Дети: Это ребус.

Логопед: Попробуем его разгадать.

Дети: Дюймовочка

Логопед: Кто такая Дюймовочка?

Дети: Девочка из сказки Г. Х. Андерсена.

II. Вводная часть (2 минуты)

Логопед: Думаю, этот ребус появился неспроста. Давайте посмотрим на экран.

Логопед обращает внимание детей на проектор. Показывается смонтированный отрывок из мультфильма «Дюймовочка»

Добрая женщина из сказки «Дюймовочка»: Дети, помогите, колдунья дала мне вместо волшебного ячменного зерна обычное. Я долго ухаживала за ростком, но чуда не произошло…

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР

Логопед: Какого же чуда ждала эта женщина?

Дети: Появления ребёнка.

Логопед: Как же мы сможем помочь?

Дети: Найти волшебника; сходить и попросить ещё одно зёрнышко; придумать другое начало к сказке.

Логопед: Я предлагаю каждому из вас вырастить цветок для Дюймовочки. Но «вырастить» его в своём воображении: сначала придумать, затем нарисовать и наконец рассказать о нём.

III. Основная часть

1. Упражнение в составлении словосочетаний прилагательное + существительное (1 минута)

Логопед: Посадочный материал для цветка необходимо взять особенный, например –

Сказочное семечко. А что ещё можно взять, скажите, заменив слово сказочное другим похожим признаком.

Дети: Волшебный черенок; чудесный отросток, необычную луковицу, фантастический листок, …

Логопед: Сейчас, приглашаю вас в небольшую оранжерею, чтобы рассмотреть комнатные растения и использовать увиденное в своих рисунках.

Логопед подводит детей к столам, на которых размещены комнатные растения.

2. Упражнение в составлении предложений со словами противоположными по смыслу (5 минуты)

Логопед: Посмотрите, стебли у комнатных растений бывают сочными как у каланхоэ и твёрдыми как у гибискуса. Кто ещё расскажет про стебли?

Дети: Стебли бывают высокие как у гибискуса и низкие как у фиалки. Стебли бывают прямыми как у каланхоэ и кривыми как у циссуса. Стебли бывают гибкими как у циссуса и хрупкими как у каланхоэ.

Логопед: Теперь давайте расскажем про листья.

Дети: Листья бывают гладкие как у бегонии и опушённые как у фиалки. Листья бывают длинными как у глоксинии и короткими как у каланхоэ. Листья бывают крупными как у бегонии и мелкими как у традесканции. Листья бывают тонкими как у хлорофитума и широкими как у глоксинии. Листья бывают светло-зелёными как у хлорофитума и тёмно-зелёными как у бегонии. Листья бывают однотонными как у циссуса и пёстрыми как у бегонии.

Логопед: А теперь посмотрите на цветы они бледные и яркие, а ещё …

Дети: Простые и махровые, крупные и мелкие, одиночные и в соцветиях, одноцветные и двуцветные, …

Логопед: Молодцы, теперь разбирайте горшочки для своих рисунков и садитесь за столы.

Дети берут заготовленные листы бумаги с изображением цветочных горшочков и садятся за столы

3. Упражнения на профилактику нарушений зрения (1 минута)

Логопед: Закройте глазки и представьте, что ваше растение выросло, цветок распустился, каким он будет?.

Логопед: Откройте глазки, поморгайте, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

Дети выполняют инструкцию логопеда

4. Упражнение на проявление творчества, реализацию задуманного в рисунке (5 минут)

Логопед: Приступайте к изображению своего придуманного комнатного растения с помощью восковых мелков.

Дети рисуют волшебный цветок по представлению. Логопед ближе к окончанию работы спрашивает у каждого ребёнка, как он назовёт свой цветок.

Логопед: Потрудились хорошо пора немного отдохнуть

5. Упражнение на согласование речи с движением (1минута)

Мы цветочки поливаем,

Землю палочкой взрыхляем.

Вот росточек появился,

Потихоньку распустился.

Пусть цветочки подрастают,

Пусть на радость расцветают,

А мы тряпочки возьмем,

Все подставочки протрем.

К солнцу тянутся листочки,

Будут чистыми горшочки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

6. Коллективное составление плана рассказа (3 минут)

Логопед: У вас получились очень подходящие цветы для Дюймовочки. Осталось только о них рассказать. Составим план.

Логопед: Как вы думаете, с чего же необходимо начинать?

Дети: Надо цветок посадить.

Логопед помещает на мольберт первую часть схемы-плана

Логопед: О чём будем рассказывать дальше?

Дети: Как ухаживали за растением.

Логопед помещает на мольберт вторую часть схемы-плана

Логопед: Вот ваше растение появилось, цветок расцвёл. Что о нём можно сказать?

Дети: Как он выглядит.

Логопед помещает на мольберт третью часть схемы-плана

Логопед: Когда вы рисовали, я у каждого о чём-то спросила? Что необходимо придумать?

Дети: Название цветка.

Логопед помещает на мольберт четвёртую часть схемы-плана

Логопед: Как вы считаете, когда Дюймовочка покинет цветок, растение будет продолжать расти?

Дети: Да.

Логопед: Значит, что необходимо добавить?

Дети: Какую пользу растение будет приносить людям.

Логопед помещает на мольберт пятую - последнюю часть схемы-плана.

Логопед: А теперь, немного соберитесь с мыслями, и мы послушаем ваши рассказы.

7. Рассказывание детей по плану и собственному рисунку, с элементами творчества (3-4 ребёнка) (10 минут)

Молодцы вы замечательно справились. Остальные рассказы мы обязательно запишем и отправим доброй женщине из сказки.

Прошу выйти детей кто ещё не показал свои работы. Расскажите по очереди, как вы назвали свой цветок и какую пользу растение будет приносить людям.

Дети выходят, показывают свои рисунки, рассказывают как назвали свой цветок и какую пользу он приносит людям.

IV. Заключительная часть. Итог НОД. (2 минуты)

Логопед: Думаю, нам пора подойти к экрану, Добрая женщина сообщит вам что-то важное.

Добрая женщина из сказки «Дюймовочка»: (смонтированный фильм)

Спасибо, у вас получились чудесные цветы, от каждого я взяла по чуть чуть и вот что получилось …

(На экране отрывок из мультфильма «Появление Дюймовочки из цветка».)

За вашу помощь высылаю небольшие сувениры, они скоро будут в группе, до свидания.

Логопед: Что вас сегодня удивило на занятии?

Дети: отвечают на вопрос

Логопед: Что вам показалось трудным?

Дети: отвечают на вопрос

Логопед: Что вам понравилось делать?

Дети: отвечают на вопрос

Логопед: Молодцы, спасибо вам за помощь и активность идите в группу.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД воспитателя и учителя-логопеда по развитию связной речи детей подготовительной группы Интегрированная НОД воспитателя и учителя-логопеда по развитию связной речи для детей подготовительной группы Тип занятия: подгрупповое.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Комнатные растения» Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Комнатные растения» для детей среднего дошкольного возраста Тема.

Конспект НОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы «Сочиняем сказку сами» Конспект НОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы на тему: «Сочиняем сказку сами» С детьми логопедической группы ГБДОУ.

Конспект НОД «Цветок орхидеи. Комнатные растения» для подготовительной к школе группы НОД Тема: «Цветок орхидеи» (комнатные растения) в подготовительной к школе группе. Кравцова Ольга Михайловна Программное содержание: 1. Расширять.

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР III уровня «Рукавичка» Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня № 2 Тема: «Рукавичка» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи «Комнатные растения» Конспект занятия по развитию речи Подготовительная группа «Сказка» Воспитатель: Кюря Ольга Викторовна Тема: «Комнатные растения» Цель:.

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ТНР «Моя страна» [b]Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию коммуникативных навыков и связной речи в средней группе для детей с ТНР на.

НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в старшей группе «Насекомые»НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в старшей группе «Насекомые» Коррекционно-образовательные задачи: Уточнить и систематизировать знания о насекомых, особенностях их внешнего вида и жизнедеятельности.

НОД по развитию речи для детей подготовительной школе группы «Растения и цветы» Тема: «РАСТЕНИЯ И ЦВЕТЫ» Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие". ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разных видах.

Проект для подготовительной группы «Комнатные растения» Комнатные растения - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять. Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 18:36
+167Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

«У Солнышка в Гостях» Занятие по программе «Русская народная культура» для детей...
Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение взаимодействовать...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе с ОВЗ «Буратино в гостях» (обувь,...
Задачи: 1. Систематизация знаний об одежде, материале, из которого она сшита, ее практичности и обуви. 2. Обучение классификации одежды и обуви по...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми...
ЦЕЛЬ: повторение и закрепление знаний счета до трёх. Задачи: продолжать учить детей правильно считать до трёх, сопоставляя с цифрами. Развивать речь,...