Валентина Полуян
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Школа юных сыщиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.
Задачи:
• выявить возможности использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления (йодная настойка);
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
• познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения;
• продемонстрировать существование атмосферного давления, то, что воздух при остывании занимает меньший объем (сжимается);
• формировать у детей понятие «отпечатки пальцев» опытным путем, показать способ их получения;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Школа юных сыщиков“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• познакомить с понятием поглотитель запаха;
• обогащать и расширять словарь детей.
Материалы:
• листы бумаги с надписями невидимых чернил, йод, вода, лупа, скотч, порошок графитного карандаша;
• баночки с разными запахами, сахар – рафинад, кукурузные палочки;
• тарелка с водой, монеты, свеча с подсвечником, ваза;
• макет вулкана, сода, уксус, пищевой краситель, моющее средство.
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите, кто-то забыл свои вещи. Что это за вещи? (на столе стоит чемодан) Откроем его? В нём ….
Слышится песенка про сыщика из мультфильма «Бременские музыканты». Заходит сыщик.
Сыщик : - Здравствуйте, ребята, я знаменитый сыщик.
Воспитатель: А кто такой сыщик? Чем он занимается?
Сыщик : Как вы думаете, сложная ли у меня работа? Какими качествами должен обладать настоящий сыщик? Давайте вместе с вами подумаем.
Воспитатель: А можно, как то по-другому назвать сыщика (следователь).
Сыщик : Правильно вы всё обо мне рассказали. Ребята, у меня очень много работы, я не успеваю справляться со своими делами, вот даже потерял свой чемодан, так спешил на очередное дело. Вот и решил я открыть школу сыщиков. Внимание! Внимание! Набираю учеников, желающие пойти учиться, поднимите руки.
Воспитатель: Друзья это же так, интересно. Мы с вами можем стать настоящими сыщиками. Но вы должны помнить: у каждого сыщика должны быть «суперглаза», «супернос», «суперруки, «супермозг».
Сыщик : Вы должны справиться со всеми заданиями, которые я вам приготовил, а я отправляюсь в страну вулканов. Дело в том, что они все уснули и меня пригласили расследовать это сложное дело, узнать, кто же усыпил вулканы.
Воспитатель: Скажу вам по секрету, я член общества сыщиков. Так что некоторые секреты сыскного дела я знаю, и надеюсь, они нам пригодятся в нашей школе. Нас ждут великие приключения! Вперед!
Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель: Посмотрите, друзья, здесь чистые листы бумаги. Может здесь, скрывается, какой-то секрет? Что же нам делать? Как вы думаете? Как же нам прочитать задание сыщика? Может оно написано какими-то невидимыми чернилами.
Воспитатель: Однажды в книге я читала о способе проявления невидимых чернил. В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист.
Каждый получает по листу бумаги с секретным рисунком. Капают в воду йод.
Секретное письмо.
Дети проявляют эти письма, промазав водой с йодом.
Воспитатель: Что вы увидели на листиках? Правильно – это следы животных. Вот и справились с первым секретным заданием. Это йод помог нам, он выкрасил бумагу в фиолетовый цвет, а рисунок, сделанный лимонным соком, проступает в виде белых следов животных.
Человек тоже оставляет свой след, отпечаток. Люди давно придумали способ находить похитителя, сравнивая отпечатки пальцев. Дети, можем ли мы сделать отпечатки наших пальцев здесь и сейчас?
Воспитатель: Я вам сейчас все покажу, а вы делайте в точности как я и у нас все получится (воспитатель вместе с детьми проводит эксперимент, пошагово).
Тайные следы.
• Каждый ребенок прижимает к клейкой стороне скотча большой палец, измазанный в грифельном порошке.
• Приклеивает скотч с отпечатком на чистый белый лист бумаги.
Воспитатель: Ой, наши пальцы стали грязными.
Чтобы пальцы стали чище, нам салфетку надо взять, ею пальцы вытирать (вытирают пальцы влажными салфетками).
Воспитатель: Посмотрите, у каждого человека на отпечатке пальца есть узор (воспитатель показывает изображение увеличенного отпечатка пальца и предлагает проверить так ли это).
Это будет одним заданием для наших «суперглаз».
Воспитатель: Посмотрите, вот только узоры наших пальцев очень маленькие, какой из предметов на столе поможет нам их хорошо рассмотреть? (Дети берут лупы и рассматривают отпечатки).
Вот такой способ поиска преступников по отпечаткам пальцев, применяет в работе настоящий сыщик.
Воспитатель: Ребята, иногда преступник оставляет не только отпечатки пальцев, но и запах. А что помогает настоящим сыщикам почувствовать запах? Давайте потренируем наш «супернос».
Куда исчез запах?
Откроем баночки и попробуем по запаху определить, что было в банке, чей запах похитил воздух.
Вот нам и пригодился наш «супернос».
Воспитатель: Но скажу вам по секрету, есть такие вещества, которые способны прятать все запахи, их называют «поглотители запаха».
Воспитатель предлагает очистить воздух в банке от примесей, туда кладут: сахар, кукурузные палочки.
Воспитатель: Встряхнуть закрытую банку в течение нескольких минут. Мы оставим наши баночки закрытыми и позже посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: В снег и в дождь, в любую непогоду,
Сыщик должен выполнять свою работу.
Воспитатель: А для этого он должен быть сильным и заниматься физкультурой.
Физминутка.
Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: А ещё ребята, настоящий сыщик должен обладать хитростью и смекалкой.
Как достать предмет из воды, не замочив руки?
На дне тарелки лежат монеты, залитые водой. Как вынуть их из воды, не замочив рук?
Воспитатель: Ребята, здесь сыщик нам оставил ещё одно задание: старинные монеты, но они покрыты водой. Как нам их достать, не замочив рук. У нас есть свеча, ваза, спички. Тарелку нельзя наклонять. У кого есть, какое предложение?
Надо поставить свечу, зажечь её, накрыть вазой. Свечу можно зажигать, только взрослым. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, благодаря разности атмосферного давления внутри банки и вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монетки, не замочив рук.
Воспитатель: Теперь давайте вернёмся к нашим баночкам, откроем и попробуем определить, какой сейчас запах. Запах исчез.
Учтите, этот сахар, и кукурузные палочки есть теперь нельзя.
Ребята, вы можете рассказать дома мамам о том, что бы в холодильнике не было постороннего запаха, надо на блюдце положить кусочек ржаного хлеба, капнуть на него растительного масла и оставить на ночь, и все посторонние запахи исчезнут.
Слышится песенка про сыщика из мультфильма «Бременские музыканты».
Сыщик : А вот и я. Вы ждали меня? Расскажите, как вы справились с моими заданиями? Можно ли вручить вам дипломы юных сыщиков?
Воспитатель с детьми рассказывают о проделанных опытах, о том, что узнали нового:
- научились проявлять секретные чернила;
- узнали, что такое отпечатки пальцев;
- определять по запаху вещества, не видя их и устранять их, помощью поглотителей запаха;
- смогли достать из воды предмет, не замочив руки, путём нагревания воздуха.
Выполнять все эти задания нам помогали наши помощники: «супернос», «суперглаза», «супермозг», «суперруки».
Сыщик : За вашу отличную учёбу в моей школе сыщиков я вручаю вам дипломы. А ещё из далёкой страны Спящих вулканов я привёз вам маленький вулкан. Кто знает, что такое вулкан? Может, видел по телевизору или в книге?
Какой он формы?
На что похожа верхняя часть вулкана?
Кратер - это верхняя чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Хотите увидеть извержение вулкана?
Наш вулкан спящий, а что бы его разбудить, ему надо дать попить (вливает в жерло вулкана уксус). Дети наблюдают «извержение» вулкана.
Сыщик : Я очень рад, что у меня появились такое помощники, теперь я могу браться за любое сложное дело. Теперь пришло время прощаться с вами. Ждите новых моих заданий.
Воспитатель: Спасибо, сыщик! Нам было интересно, правда, юные сыщики? Мы будем ждать новых заданий от тебя.
Сыщик уходит.
Воспитатель: Ну что, мои юные сыщики. Нам тоже пора возвращаться в группу, там нас ждут игры и друзья.