Светлана Бурмистрова
Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия ко Дню толерантности для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края».
Тема: «Народная культура Пензенского края».
Цель: Формирование у дошкольников базиса личностной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста „Народная культура Пензенского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Пензенская область, Пенза
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
• Пробудить у детей интерес к прошлому своего края, своего народа, к его культуре.
• Приобщать к нравственным идеалам своего народа.
• Формировать этническую талерантность (терпимость).
• Воспитывать уважение к людям, не зависимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, возраста, внешнего облика, физических недостатков.
• Помогать освоению жанрового своеобразия различных фольклорных форм, народной мудрости, колоритности языка народов Пензенского края.
Ход.
Воспитатель вносит в группу глобус.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие… Посмотрите, что у меня в руках? (глобус)
Да, ребята, это глобус – модель нашей планеты Земля, где мы с вами живем. На земле живут разные люди, разной национальности. Они говорят на разных языках и у них есть свои традиции.
А как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)
Ребенок:
Наша страна Россией зовется,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится
Радостью, счастьем.
Пусть песни поют миллионы людей.
Воспитатель: показывает на карту России. Россия – могучая и величественная страна по всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой начинается день. В одной его части идет снег, а в другой светит жаркое солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. В России больше тысячи городов, много сел и деревень. Россия – это самая большая страна в мире! А мы с вами граждане России – россияне.
Ребята, обратите внимание на наш Российский флаг. Какие цвета на нашем флаге? (ответы детей) кто помнит стихотворение про цвета Российского флага?
Дети читают стихотворение В. Степанова:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет!
Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны?
(это столица нашей Родины Москва). Ребята, давайте найдем ее на глобусе.
Дети подходят к глобусу, находят г. Москва и отмечают его красным флажком.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.
• Москва создана веками.
• Москва – всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал – тот и красоты не видал.
• Не за один день Москву строили.
• Москва – третий Рим.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Много пословиц вспомнили. Каждая страна имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Назовите, пожалуйста, символы нашей страны (флаг, гимн, герб России).
Посмотрите, ребята, это герб – символ нашей России.
Ребенок:
«…у России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный»
В. Степанов.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша малая Родина, где мы с вами родились и сейчас живем? (Сердобск). Правильно, наш город Сердобск, а находится он в Пензенской области. И у города Пензы и у нашего города тоже есть своя символика. Обратите внимание на символические гербы. (Дети сравнивают оба герба.) я предлагаю вам поиграть в игру «Собери герб Сердобска». (дети собирают пазл герба г. Сердобска).
Как я вам уже говорила, ребята, все дети на планете разные, и по цвету кожи, и говорят на разных языках. Но всех их объединяет дружба. Давайте послушаем стихотворение «Мы разные»:
Ребенок:
На огромной планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других – кругом веснушки.
Кто – то рыж, а кто – то бел,
Кто – то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
- Что вы узнали из этого стихотворения? (что нужно со всеми дружить, какими бы разными не были дети).
Воспитатель: Как дети должны дружить между собой, так и все народы, всех национальностей должны дружить. В нашем пензенском крае проживает много национальностей: это русские, татары, чуваши, мордва и т. д. Посмотрите на необычные костюмы этих национальностей. Конечно, повседневно, т. е. каждый день эту одежду люди не носят они надевают их на какие – то народные праздники. (Обращает внимание на картинки с людьми в национальных костюмах).
- Ой, ребята, а к нам кто- то в гости пожаловал! Входит мальчик и девочка, одетые в русские национальные костюмы.
Воспитатель: Здравствуйте, красна девица, да добрый молодец! Так называли раньше молодых парней и девушек. Проходите гости дорогие, добро пожаловать. Дайте мы на вас посмотрим. Какая девица – краса – длинная коса. Посмотрите, ребята, во что одета русская девушка? (сарафан, расшитый по краям, рубашка или лента, повязанная на голову). А добрый молодец в рубашке – косоворотке, тоже расшитой по краям, а подпоясан он кушаком. А обуты раньше все были от мала - до велика в лапти. Вот это и есть русская народная одежда.
Мальчик:
Раз, два, три, четыре!
Круг поужу, круг пошире!
На носочек и на пятку,
Веселей пляши вприсядку,
Влево, вправо повернись,
И задорно улыбнись!
Дети встают в круг, и под фонограмму исполняется «Русская пляска».
Воспитатель: Молодцы, хорошо плясали, а теперь немного отдохнем и продолжим дальше нашу беседу. Вы сейчас с нашим «добрым молодцем» исполнили русскую пляску. Но так как мы сегодня знакомимся с культурой Пензенского края, то должны послушать музыку другой национальности.
Дети слушают музыку татарского и чувашского танца.
Ребята, а что –то наша «красна девица» загрустила. Не хочешь ли ты нам что- то сказать?
Девочка:
Развеселый народ,
Становись в хоровод!
Не хотите ль поиграть,
Свои косточки размять?
Воспитатель: Ребята, как одежда, как традиции, как музыка, танцы, так и игры у разных народов разные. Сейчас мы поиграем в русскую народную игру
«Башмачник».
Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:
- Хорошие ножки, примерьте сапожки, примерьте сапожки!
В это время играющие быстро ходят по кругу, выставляя одну ногу вперед, произнося следующие слова:
- Примеряй, примеряй!
После этого «башмачник» должен, не вставая с места и не передвигая скамейки, потянув руки вперед, поймать кого – нибудь. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Воспитатель: А теперь, поиграем в мордовскую народную игру
«Узелок».
Для игры необходим платок, завязанный узлом Один из игроков – водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся или становятся на колени, не небольшом расстоянии друг от друга. Водящий стоит за кругом с «узелком». По сигналу он бросает «узелок» одному из игроков, сидящих в кругу. А сам отходит на один шаг назад. Игроки, которые сидят, начинают быстро передавать платок от одного игрока к другому. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если ему это удается, то он меняется ролью с игроком. («узелок» не перебрасывают через круг).
Воспитатель: Ребята, а вы запомнили, как выглядит русская национальная одежда.
Сейчас мы попробуем раскрасить русские рубахи – косоворотки, и русские сарафаны, а кто – то будет делать символы Москвы и нашего г. Сердобска.
Творчество детей.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А теперь вернемся в наш родной город Сердобск. Сейчас мы посмотрим фильм об истории нашего города, о его традициях и его культуре.
Дети смотрят презентацию «Мой любимый город Сердобск».
Воспитатель: А сейчас мы с вами встанем в большой и дружный хоровод.
Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют «Дружный хоровод».
Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит – только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.