Приложение МААМ

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края» (8 фото)

Светлана Бурмистрова
Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект познавательного занятия ко Дню толерантности для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края».

Тема: «Народная культура Пензенского края».

Цель: Формирование у дошкольников базиса личностной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.

Задачи:

Публикация «Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста „Народная культура Пензенского края“» размещена в разделах

• Пробудить у детей интерес к прошлому своего края, своего народа, к его культуре.

• Приобщать к нравственным идеалам своего народа.

• Формировать этническую талерантность (терпимость).

• Воспитывать уважение к людям, не зависимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, возраста, внешнего облика, физических недостатков.

• Помогать освоению жанрового своеобразия различных фольклорных форм, народной мудрости, колоритности языка народов Пензенского края.

Ход.

Воспитатель вносит в группу глобус.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие… Посмотрите, что у меня в руках? (глобус)

Да, ребята, это глобус – модель нашей планеты Земля, где мы с вами живем. На земле живут разные люди, разной национальности. Они говорят на разных языках и у них есть свои традиции.

А как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края»

Ребенок:

Наша страна Россией зовется,

Пусть мирное небо сияет над ней.

Пусть сердце наполнится

Радостью, счастьем.

Пусть песни поют миллионы людей.

Воспитатель: показывает на карту России. Россия – могучая и величественная страна по всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой начинается день. В одной его части идет снег, а в другой светит жаркое солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. В России больше тысячи городов, много сел и деревень. Россия – это самая большая страна в мире! А мы с вами граждане России – россияне.

Ребята, обратите внимание на наш Российский флаг. Какие цвета на нашем флаге? (ответы детей) кто помнит стихотворение про цвета Российского флага?

Дети читают стихотворение В. Степанова:

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет!

Воспитатель: А как называется самый главный город нашей страны?

(это столица нашей Родины Москва). Ребята, давайте найдем ее на глобусе.

Дети подходят к глобусу, находят г. Москва и отмечают его красным флажком.

Фото «Народная культура Пензенского края»

Давайте вспомним пословицы и поговорки о нашей столице.

• Москва создана веками.

• Москва – всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал – тот и красоты не видал.

• Не за один день Москву строили.

• Москва – третий Рим.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Много пословиц вспомнили. Каждая страна имеет столицу, символы, традиции, историю, людей, прославивших ее. Назовите, пожалуйста, символы нашей страны (флаг, гимн, герб России).

Посмотрите, ребята, это герб – символ нашей России.

Ребенок:

«…у России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный»

В. Степанов.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша малая Родина, где мы с вами родились и сейчас живем? (Сердобск). Правильно, наш город Сердобск, а находится он в Пензенской области. И у города Пензы и у нашего города тоже есть своя символика. Обратите внимание на символические гербы. (Дети сравнивают оба герба.) я предлагаю вам поиграть в игру «Собери герб Сердобска». (дети собирают пазл герба г. Сердобска).

Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста - фото

Как я вам уже говорила, ребята, все дети на планете разные, и по цвету кожи, и говорят на разных языках. Но всех их объединяет дружба. Давайте послушаем стихотворение «Мы разные»:

Ребенок:

На огромной планете

Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Кто-то ростом невелик,

Кто-то слабый ученик.

У одних - большие ушки,

У других – кругом веснушки.

Кто – то рыж, а кто – то бел,

Кто – то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить.

Нужно очень постараться,

Словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить!

- Что вы узнали из этого стихотворения? (что нужно со всеми дружить, какими бы разными не были дети).

Воспитатель: Как дети должны дружить между собой, так и все народы, всех национальностей должны дружить. В нашем пензенском крае проживает много национальностей: это русские, татары, чуваши, мордва и т. д. Посмотрите на необычные костюмы этих национальностей. Конечно, повседневно, т. е. каждый день эту одежду люди не носят они надевают их на какие – то народные праздники. (Обращает внимание на картинки с людьми в национальных костюмах).

- Ой, ребята, а к нам кто- то в гости пожаловал! Входит мальчик и девочка, одетые в русские национальные костюмы.

Фото №1 Конспекты занятий

Воспитатель: Здравствуйте, красна девица, да добрый молодец! Так называли раньше молодых парней и девушек. Проходите гости дорогие, добро пожаловать. Дайте мы на вас посмотрим. Какая девица – краса – длинная коса. Посмотрите, ребята, во что одета русская девушка? (сарафан, расшитый по краям, рубашка или лента, повязанная на голову). А добрый молодец в рубашке – косоворотке, тоже расшитой по краям, а подпоясан он кушаком. А обуты раньше все были от мала - до велика в лапти. Вот это и есть русская народная одежда.

Мальчик:

Раз, два, три, четыре!

Круг поужу, круг пошире!

На носочек и на пятку,

Веселей пляши вприсядку,

Влево, вправо повернись,

И задорно улыбнись!

Дети встают в круг, и под фонограмму исполняется «Русская пляска».

Фото №2 Все конспекты Конспект познавательного занятия ко Дню толерантности для старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Молодцы, хорошо плясали, а теперь немного отдохнем и продолжим дальше нашу беседу. Вы сейчас с нашим «добрым молодцем» исполнили русскую пляску. Но так как мы сегодня знакомимся с культурой Пензенского края, то должны послушать музыку другой национальности.

Дети слушают музыку татарского и чувашского танца.

Ребята, а что –то наша «красна девица» загрустила. Не хочешь ли ты нам что- то сказать?

Девочка:

Развеселый народ,

Становись в хоровод!

Не хотите ль поиграть,

Свои косточки размять?

Воспитатель: Ребята, как одежда, как традиции, как музыка, танцы, так и игры у разных народов разные. Сейчас мы поиграем в русскую народную игру

«Башмачник».

Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

- Хорошие ножки, примерьте сапожки, примерьте сапожки!

В это время играющие быстро ходят по кругу, выставляя одну ногу вперед, произнося следующие слова:

- Примеряй, примеряй!

После этого «башмачник» должен, не вставая с места и не передвигая скамейки, потянув руки вперед, поймать кого – нибудь. Пойманный и «башмачник» меняются местами.

Воспитатель: А теперь, поиграем в мордовскую народную игру

«Узелок».

Для игры необходим платок, завязанный узлом Один из игроков – водящий. Остальные участники, образовав круг, садятся или становятся на колени, не небольшом расстоянии друг от друга. Водящий стоит за кругом с «узелком». По сигналу он бросает «узелок» одному из игроков, сидящих в кругу. А сам отходит на один шаг назад. Игроки, которые сидят, начинают быстро передавать платок от одного игрока к другому. Водящий бежит за узелком, чтобы перехватить его. Если ему это удается, то он меняется ролью с игроком. («узелок» не перебрасывают через круг).

Воспитатель: Ребята, а вы запомнили, как выглядит русская национальная одежда.

Сейчас мы попробуем раскрасить русские рубахи – косоворотки, и русские сарафаны, а кто – то будет делать символы Москвы и нашего г. Сердобска.

Творчество детей.

Фото №3 Народная культура фольклор Народная культура Пензенского края Фото №4 Тема Народная культура Фото №5 Пензенская область Пенза Пензенского края

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А теперь вернемся в наш родной город Сердобск. Сейчас мы посмотрим фильм об истории нашего города, о его традициях и его культуре.

Дети смотрят презентацию «Мой любимый город Сердобск».

Воспитатель: А сейчас мы с вами встанем в большой и дружный хоровод.

Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют «Дружный хоровод».

Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди Земли с нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит – только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края» Дидактическая настольная игра «Природа родного края» для детей старшего дошкольного возраста. ЦЕЛЬ ИГРЫ: уточнить и обобщить знания детей.

Дидактические игры для формирования познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры для формирования познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Птицы Ярославского края» .

Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Конспект познавательного занятия ко Дню Матери с детьми старшего дошкольного возраста Конспект познавательного занятия Ко дню матери С детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Ты есть, и на душе моей тепло, моя единственная.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Традиционная народная кукла» униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 Конспект интегрированной непосредственной.

Конспект занятия на тему: «Русская народная культура». Старшая группа Цели: Формировать представление о культуре народного творчества; познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок; расширить словарный.

Сценарий физкультурно-познавательного досуга «Мы будущие олимпийцы» для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий физкультурно-познавательного досуга «Мы будущие олимпийцы» для детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развивать у детей.

Тематическое развлечение посвященное празднованию 75-летия Хабаровского края для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание у детей любви и привязанности к родному городу, краю. Задачи: 1. Формировать знания о природе родного Хабаровского края.

Экологический проект: «По страничкам родного края». (Для детей среднего-старшего дошкольного возраста) Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края»
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 08:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия для старшего дошкольного возраста «Народная культура Пензенского края»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бурмистрова (УИ 1042285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД