Ольга Осташова
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования. «Пирожки для мишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
• Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;
• Закреплять культурно-гигиенические навыки;
• Прививать любовь к русским народным сказкам.
Публикация «Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования, „Пирожки для мишки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: мини-песочница, набор формочек, совочки, салфетки, подкладные листы для лепки каждому ребёнку, театр картинок (персонажи и декорации к сказке «Маша и медведь», мягкая игрушка медведь, лейка, вода, контейнер, сундучок, маски «воды» и «песчинок», клеёнчатые фартуки, клеёнка на столы.
Предварительная работа
• игры с песком;
• лепка;
• наблюдение на прогулке;
• чтение и драматизация русской народной сказки «Маша и медведь».
Ход занятия
Появляется сказочница.
Сказочница. -Здравствуйте ребятки!
Тихо, тихо рядом сядем, снова сказка входит в дом.
В удивительном наряде, разноцветном, расписном,
Здесь герои оживают, чудеса кругом летают.
Сказку очень я люблю, и её я вам дарю,
Хлопну, топну, повернусь, сразу в сказке окажусь.
Да и вы не отставайте и за мною повторяйте.
(дети хлопают, топают, поворачиваются;
звучит сказочная музыка и сказочница вместе с детьми рассказывает сказку «Маша и медведь», выставляет на ширме персонажей к сказке.
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались её подружки в лес по грибы да по ягоды, и пришли звать её с собой. Дедушка с бабушкой отпустили Машу и велели ей не отставать от подруг. Пришли девочки в лес, стали собирать ягоды да грибы. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Ходила, ходила она по лесу – совсем заблудилась и пришла к лесной избушке.
А в избушке жил медведь. Только его тогда дома не было. Вернулся медведь вечером, увидел девочку и обрадовался.
-Теперь, - говорит, не отпущу тебя, будешь жить у меня!
Поплакала Маша, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в лесной избушке.
Заскучала Машенька по дому. Уговорила она медведя отнести дедушке да бабушке гостинец – пирожки. Согласился Мишка.
(Из-за ширмы появляется грустный медведь)
Миша рассказывает, что отправила его Машенька отнести пирожки дедушке да бабушке, а он потерял корзину с пирожками и не знает, как ему быть (проблема).
Сказочница. – Ребятки, а мы можем, что-нибудь для Мишеньки сделать?
Дети -помочь.
Сказочница. - А как, мы можем помочь ему?
Ребята предлагают варианты решения Мишкиной проблемы :
- пойти в лес и найти корзину с пирожками;
- купить пирожки в магазине;
- нарисовать пирожки;
- слепить из пластилина;
- слепить их из песка.
Сказочница. - Молодцы, ребятки! Вы столько много предложили вариантов. Но что мы можем сделать из того, что у нас есть в группе.
Дети. Песок.
Сказочница. – Может, мы слепим из песка?
Дети. (соглашаются)
Сказочница. (Уточняет у детей, что им необходимо для лепки пирожков из песка).
(Дети самостоятельно берут песок, формочки, подкладные листы).
В ходе практической деятельности сталкиваются с затруднением: пирожки рассыпаются. Приходят к выводу:
пирожки из сухого песка слепить невозможно.
Сказочница. А что же нам надо сделать, чтобы песок лепился?
Дети предлагают добавить в песок воду. Добавляют и рассматривают сухой и сырой песок, сравнивают и делают вывод: вода соединила песчинки, и они не рассыпаются.
Дети лепят пирожки для Мишки и делают вывод :
(Сказочница задаёт вопросы к детям. –Лепить можно только из какого песка?
- Чтобы получить сырой песок, что мы для этого сделали)
- лепить можно только из сырого песка;
- чтобы получить сырой песок, необходимо добавить воду в сухой песок.
Мишка хвалит ребяток за помощь, говорит спасибо.
Сказочница. Ребятки, а Мишеньки хочет с вами поиграть. А вы хотите поиграть с Мишенькой. (дети соглашаются)
Сказочница. Тогда давайте помоем ручки (дети моют руки в заранее подготовленной воде и вытирают салфеткой).
Сказочница. Ребятки, мы находимся в сказке, а в сказке происходят разные чудеса и волшебство. У меня есть волшебный сундучок. А вы хотите узнать, что в нём находится? Тогда хлопнем, топнем, повернёмся, сундучок и откроется, (дети выполняют, достают маски воды и песчинок).
Сказочница. А на что похожи эти маски? (на капельки воды и песчиночки) Выбирайте, кто, чем хочет быть?
Игра «Пирожки для Мишки»
Сказочница. Из сухих песчинок «пытаюсь слепить пирожки для Мишки. Но у меня ни чего не получается. Песчиночки «разбегаются», рассыпаются (дети в масках «песчинок» бегают врассыпную, тогда я зову на помощь «капельки воды» (дети в масках капельки воды) соединяют песчиночки (дети берут друг друга за руки). Соединяя детей в круг, «лепим» большой пирог. Дети водят хоровод, исполняя песню:
Как для Маши и для Миши испекли мы пирожок.
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины!
Из песчинок и водички – дедушке да бабушке!
Сказочница. Чем мы сегодня занимались?
Дети. Пекли пирожки для Мишки.
Сказочница. А из какого песка получились пирожки?
Дети. Из сырого, мокрого.
Сказочница. А из какого песка не получились?
Дети. Из сухого.
Сказочница хвалит всех детей.
Литература:
Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» : Методические рекомендации – М. : АРКТИ, 2008г.
Ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». Издательский дом «Воспитание дошкольника». Москва.