Получи документы

Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР «Знакомство с воздухом»

Ирина Герасева
Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР «Знакомство с воздухом»

Цель: Обобщение и систематизация представлений детей о воздухе.

Образовательные задачи:

• формировать у дошкольников представления о значении воздуха в природе и в жизни человека

• расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, имеет вес.

• продолжать знакомить детей со способами обнаружения воздуха.

• обучать детей отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи:

Публикация «Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР „Знакомство с воздухом“» размещена в разделах

• упражнять в умении сравнивать, анализировать; формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

• активизировать словарь.

• Развивать общую и мелкую моторику у детей.

Воспитательные задачи:

• формировать коммуникативные навыки в работе парами;

• воспитывать любовь к природе;

• развивать умение видеть необычное в обычном;

• формировать основы экологической культуры.

поведения на занятиях.

Материал: Лист бумаги, воздушные шары (по количеству детей, стеклянные ёмкости с водой, салфетки, стаканчики, трубочки и ёмкости, наполненные водой, баночки, бутылочки разного размера, 1 шарик, 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воздуха для всего живого «Для чего нам нужен воздух?». Наблюдение за рыбками «Как рыбки дышат в воде», дидактическая игра «Живое – неживое».

Ход занятия

Вводная часть

- Ребята, сегодня в детский сад почтальон принёс посылку для вас.

- А тут еще открытка с загадкой:

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)

- А как вы догадались?

- Да, воздух не видим, но он существует вокруг нас.

- Давайте откроем посылку и посмотрим, что там.

- А там ничего нет.

- Тогда, что же нам прислали? (Воздух)

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха - не больше 5 минут.

- А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям)

- Правильно всему живому.

- Воздух называют «Воздух-невидимка». Почему? Как вы считаете? (Потому что он не видим)

- У нас возникла проблема: если воздух невидим, как же нам его увидеть, услышать и почувствовать? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию исследовать воздух. Там, мы будем вместе искать ответы на наши вопросы.

- Посмотрите на эту модель (на слайде 3 модели: глаза, руки, уши). Глядя на неё, скажите пожалуйста, на какой вопрос мы будем искать ответ? (Как можно увидеть воздух)

- А на эту? (Как можно почувствовать воздух)

- На эту? (Как можно услышать воздух)

- Для работы в лаборатории мы с вами перевоплотимся в научных сотрудников. Одевайте халаты. (Дети одеваются)

- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным). В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Основная часть:

- Давайте подойдём к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.

Через чудо - дверь пройдём

В лабораторию попадём.

Будем всё на свете знать.

На наши вопросы ответы искать.

- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь вокруг первого стола.

- Посмотрите на модель. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

- Как можно почувствовать воздух? Молодцы.

- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)

- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)

Эксперимент №1 «Чувствуем воздух при помощи шарика»

Цель: познакомить детей со способом обнаружения воздуха – чувствуем воздух, определить, что воздух есть в шаре, его можно почувствовать.

Материал: воздушные шары.

Ход:

- Почувствовать воздух можно с помощью шарика. Посмотрите на меня. Я проделаю эксперимент, а затем коллеги вы проделаете. Надуваем шарик немножко и направляем отверстие шара на ладонь, выпускаем струю воздуха, но шарик из руки не выпускаем.

- Что вы чувствуете? (Воздух, холодок)

- Возьмите веера. Помашите ими. Что чувствуете? (Воздух, холодок)

- А теперь подуйте себе на ладошки. Что вы чувствуете? (Воздух, струю воздуха)

- Воздух перемещается с одного места на другое, когда воздух перемещается можно сказать, что дует ветер.

Вывод: обнаружили воздух – почувствовали его, при помощи воздушного шарика.

- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки, воздушного шарика)

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

- Располагайтесь вокруг второго стола коллеги. Посмотрите на модель. На какой вопрос мы с вами будем искать ответ) Как можно увидеть воздух?

- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?»

Цель: определить, что воздух есть в стаканчике. Познакомить детей со способами обнаружения воздуха – видим воздух.

Материал: трубочки и ёмкости, наполненные водой, алгоритм действия эксперимента.

Ход:

Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент – ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

- Уважаемые коллеги эксперимент закончен.

- Коллеги скажите, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос: Как же можно увидеть воздух? (Да)

- А что нам помогло увидеть воздух? (Когда дули в трубочки видели пузырьки воздуха).

- Отправляемся дальше.

- Коллеги, располагайтесь вокруг стола.

- На какой вопрос, мы будем сейчас искать ответ? (Дети смотрят на модель «Ухо»)

- Как можно услышать воздух?

Эксперимент №3 «Слышим воздух разными способами»

Цель: обнаружить, что воздух можно услышать, разными способами: если подуть в баночку или бутылочку и если надуть шарик и выпускать воздух.

Материал: баночки, бутылочки, шарик.

Ход:

- Возьмите по баночке, бутылочке и подуйте в горлышко, с краю. Дети берут баночки, бутылочки и дуют в горлышки с краю.

- Что вы слышите, коллеги? (Воздух, звук).

- А ещё можно услышать звук при помощи шарика. Если надуть шарик, а затем, растягивая отверстие шарика сдувать воздух, что мы услышим? (Звук, писк). Педагог сам проделывает эксперимент с шариком.

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

- На нашей планете Земля есть воздух, поэтому мы слышим звуки, а на Луне воздуха нет, поэтому, если бы мы туда отправились, и издавали бы разные звуки, мы бы их не слышали.

- А еще, уважаемые коллеги, мы можем слышать воздух, когда слушаем звучание различных духовых инструментов. Вот послушайте (Слушают запись игры на трубе)

- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, нашли мы ответ на вопрос:

- С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

- Давайте пойдем дальше.

- Уважаемые коллеги, скажите мне, пожалуйста, а воздух имеет вес.

- А мы сейчас проверим.

Эксперимент №4 «Живой пластилин»

Цель: выявить, что воздух имеет вес.

Материал: 2 стакана (один с чистой водой, второй с газированной, небольшие кусочки пластилина.

Ход:

- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан – чистую воду, во - второй стакан – газированную.

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

- Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? (В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве)

- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

- Какой можно сделать вывод, коллеги?

Вывод: воздух имеет вес.

- Ну что же, время наше в научной лаборатории закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.

- Подойдите к волшебной «Чудо – двери». Играет музыка.

- Вокруг себя повернись, в детском саду окажись. (Дети проходят через дверь)

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР «Идем в гости к Маше и Мише» Задачи: Закрепление правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Закрепление умения.

Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе «Осторожно, огонь!» Конспект интегрированного занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе «Осторожно, огонь!»Автор работы: Ярославцева.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Предлог «На» Цели: -познакомить детей с пространственным значением предлога «НА», его схемой; -научить слышать предлог «НА» в речи, составлять с ним.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «В волшебной лаборатории воздуха» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «В волшебной лаборатории воздуха» Воспитатель: Гертнер.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Жить.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Знакомство со звуком [ы]» Цель: знакомство со звуком [ы]. Задачи. Образовательные: Познакомить с гласным звуком [ы]. Формировать умение выделять данный звук в слове;.

Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) «Удивительные свойства воздуха» Цель: развитие поисково-исследовательской активности дошкольников. Программное содержание: Образовательная область «Познание»: Продолжать.

Конспект занятия (НОД) по познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Тайны воды» Продолжительность: 1 занятие (25 мин). Группа: старшая группа детского сада. Технологии: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук,.

Конспект занятия с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Огонь» Конспект занятия по ОБЖ с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Огонь» Цели: с помощью опытов показать детям, как.

Конспект занятия в старшей группе «Зимушка-зима» для детей с ТНР Коррекционно-образовательные цели: 1. Уточнить т расширить представление детей о зиме, ее приметах. 2. Активизировать словарь по теме, развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия (с элементами экспериментирования) в старшей группе для детей ТНР «Знакомство с воздухом»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 18:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД