Папки-передвижки

Конспект познавательного занятия «Симфонический оркестр»

Елена Ермишкина
Конспект познавательного занятия «Симфонический оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы

Симфонический оркестр

Тема: В мире музыкальных инструментов.

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.

Программные задачи:

1. Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.

2. Дать определение оркестра.

Публикация «Конспект познавательного занятия „Симфонический оркестр“» размещена в разделах

3. Познакомить с определениями : классическая, народная и эстрадная музыка.

4. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.

5. Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.

6. Расширять музыкальные впечатления детей.

7. Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.

8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

9. Познакомить с расположением симфонического оркестра.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его.

Звучит "Вальс цветов" П. И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

- Правильно, оркестр.

А на сцене будто праздник:

Серебро и медь,

Сколько труб и скрипок разных –

Трудно рассмотреть.

Кто-то вдруг из полумрака

Вышел медленно на свет.

Дирижёр, он в чёрном фраке,

Он, как ласточка одет.

Всё блестит в сиянье света

Не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем – это

Симфонический оркестр!

- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная. /

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т. д.

Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Показ и рассматривание схемы оркестра.

- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.

В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации. /

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.

Звучит "первый концерт" П. И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П. И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. Музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив

Его названье … скрипка.

- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.

Прослушивание звучания балалайки.

- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.

Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.

"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.

Прослушивание звучания гитары.

- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра. Слушание эстрадного оркестра.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

- А теперь я приглашаю вас потанцевать.

- Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.

Публикации по теме:

«Здорово жить!» Конспект познавательного занятия в старшей группе Конспект познавательного занятия в старшей группе «Здорово жить!». Цели: Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской.

Конспект познавательного (итогового) занятия «В поисках клада» Конспект (итоговой) непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникации», «Приобщение к чтению» детей.

Конспект познавательного занятия «Что такое соль?» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о соли, её происхождении. Задачи: Познакомить детей с химическим названием соли – хлористый.

Конспект познавательного занятия «Детям о чае» Программное содержание: Образовательные задачи: обобщить и систематизировать занятие детей о чае, его происхождении. Познакомить с историей.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Фрукты» цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления с фруктами. Задачи: 1. Создавать условия для знакомства детей.

Конспект познавательного занятия «Волшебная сосулька» .

Открытый урок по музыке в 4 классе «Симфонический оркестр» План-конспект открытого урока по музыке в 4а классе 3 четверть: «Знаменитые театры мира» Урок №18 Срок проведения: январь Дата: ТЕМА.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Одежда» Борисова Елена Леонидовна Задачи: систематизировать представления детей старшей группы об одежде, её назначении; знакомить с разнообразными.

Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов» Тема урока во 2 классе: «Оркестр русских народных инструментов» Тип урока: «Урок изучения новой темы». Цель урока: 1. 2. Знакомство с понятием.

Конспект занятия «Веселый оркестр» Тема: «Веселый оркестр» Программное содержание. 1. Учить узнавать песни по вступлению, различать изобразительные моменты (капельки дождя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Симфонический оркестр»
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 19:48
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия «Симфонический оркестр»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ермишкина (УИ 805890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД