Румянцева Татьяна Геннадиевна
Конспект познавательного занятия в старшей группе для детей с ОНР «По следам Урал-батыра»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:
- Формирование первичных представлений о малой родине;
- закрепление пространственного представления: слева, справа, вверху, внизу;
- воспитание интереса к устному народному творчеству башкирского народа.
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой.
Задачи:
- Формировать и совершенствовать связную речь;
- развивать литературную речь;
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе для детей с ОНР „По следам Урал-батыра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры, чувств и переживаний;
- развитие памяти, мышления, воображения.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Здоровьесберегающие технологии.
Цель дыхательного упражнения:
- Активизировать работу стволовых отделов мозга;
- Ритмировать правое полушарие, энергетизацию мозга.
Цель глазодвигательного упражнения:
- Развивать межполушарное взаимодействие;
- Формировать сканирование пространства.
Цель ходьбы по «камешкам»:
- Профилактика плоскостопия.
Оборудование: «Пещера», скамейка, напольная дорожка «камешки», картинки белки, мухомора, ромашек, божьей коровки, жёлтые и красные мячи, цветы жёлтые и красные из картона, корзины для мячей, «сухой дождь» из атласных ленточек (цвета радуги, минеральная вода в бутылке. Методы: Дыхательная гимнастика, игра «Пчёлки и мёд», релаксация «Волшебный сон», загадки, гимнастика для глаз, ходьба по «камешкам».
Предварительная работа: Чтение богатырских сказок, беседы по прочитанному, рассматривание снимков с видами природы Башкирии, иллюстраций наскальных рисунков Каповой пещеры.
Ход занятия:
О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ.
Взгляни на глобус:
Вот он шар земной
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
На глобусе страна не велика-
Размер обыкновенного листка.
А если вглубь веков заглянешь ты-
Узришь народного величия черты.
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,
И горе их - на дне башкирских рек.
Они - история!
Они ушли в века,
И подпись их -
На скалах след клинка.
Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа - это легенда «Урал Батыр».
(Под тихую мелодию). В стародавние времена, когда еще не было ни Урал-тау, ни Агидели, обитали, говорят в степи старик со старухой. Долго прожили они со старухой, а потом старуха умерла, и остался старик с двумя малолетними сыновьями, которых звали Шульген и Урал. (Музыка утихает).
И мы сейчас с вами находимся в той самой степи, где стояла юрта, в которой жил старик со своими сыновьями.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое степь?
Дети: Да, это огромное пространство, где нет лесов, гор. Это бескрайняя равнина, где растут разные травы, цветы. Очень красиво колышется под ветром ковыль. Давайте поиграем в игру «Ветерок».
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Урал вырос батыром, которому не было равного на белом свете. (Под тихую музыку) Случилось так, что в ту самую пору, когда он начал ходить на охоту, землю постигла страшная беда: высохли реки и озера, пожухли травы, пожелтели листья на деревьях, трудно стало дышать. И тогда дал старик алмазный меч сыну своему Уралу и сказал: «Говорят, где-то очень далеко отсюда есть живая вода. Добудь её и всё снова оживёт».
Урал взял отцовский меч и пошёл, куда глаза глядят. Шёл он, так шёл, пока не вышел перекрёстку семи дорог. Там повстречал седобородого старика и обратился к нему с вопросом: «Как найти родник с живой водой?»
Старик указал дорогу и добавил, что по дороге встретится ему табун лошадей, и будет среди них конь Акбузат. Вскочи на него и мчись дальше верхом.
Говорят, стоял Акбузат
Узды не ведавший никогда:
Камышинками уши торчат,
Грива - как девичья коса;
Грудь соколиная, узки бока,
Крут и легок в копытах он,
Ноздри - как дольки чеснока
Шея тонкая, как змея,
Двойная макушка, впалые щёки,
Словно вытянутые ноги, Как у хищного волка глаза,
Веки над ними - туч полоса;
А помчится, вспорхнув как птица,- Только следом пыль заклубится.
Воспитатель: Кто такой Акбузат?
Дети: Это волшебный крылатый конь Урал-Батыра
Воспитатель: Да, это волшебный крылатый конь Урал-Батыра.
Долго пришлось ехать Урал-Батыру к источнику живой воды, и тут он увидел, что путь к роднику закрывает ужасный девятиглавый дэв. Урал-Батыр долго сражался с ним и, наконец, победил. И на том месте, где упал побеждённый дэв, образовалась гора Яман-тау.
- Яман-тау в переводе на русский значит «Ужасная гора».
- Что значит Яман-тау?
И вот открылся источник живой воды, всё вокруг зацвело, зазеленело, зажужжали пчёлы, стали носить янтарный мёд в свои ульи.
- Давайте и мы поиграем в игру «Собери мёд».
Игра «Собери мёд».
Ход игры: Дети делятся на две команды. И по команде: - «Раз, два, три - начни!», дети переносят «нектар» (мячи разного цвета, в свои «ульи». (Под музыку).
Воспитатель: Много лет прошло с тех пор, как Урал победил дэва. Жизнь стала хорошей, стало селиться много народа. Урал женился, и родилось у них трое сыновей: Идель, Яик и Хакмар. Много стало народа в этих местах и вскоре стало не хватать питьевой воды. И, однажды, Урал батыр выхватил свой меч, трижды взмахнул им над головой и глубоко рассек землю. И отправил он своих сыновей искать большую реку. Долго шли сыновья, не оглядываясь. Но вот обернулся назад Идель и увидел, что вслед за ним широкой лентой движется белая вода. Так родилась река Агидель. Так же родились реки Яик и Хакмар.
- Вот и мы с вами дошли до следа Иделя, по его следам течёт река Агидель. Давайте переберёмся на другую сторону реки по камушкам.
«Переход» через «реку» по «камушкам». (Профилактика плоскостопия).
Релаксация «Волшебный сон». (Музыка для релаксации)
Воспитатель: Устали? Давайте сделаем привал, приляжем на «травку».
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляются
Дышится легко, ровно, глубоко,
Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
- Ну, что пойдем дальше? Ой, какой дождь пошёл сильный!
«Сухой дождь». (Идем под «сухим дождём»)
- Скорее все в пещеру. А вы знаете, говорят, именно здесь на берегах Агидели, в глубокой пещере находился крылатый конь Урал батыра - белогривый Акбузат.
- Сейчас эту пещеру называют Каповой пещерой. Когда-то в Каповой пещере была стоянка древних людей, которые на стенах рисовали животных: мамонтов, лошадей и даже отпечатки рук. Давайте и мы с вами оставим отпечатки своих рук.
- Посмотрите, здесь, наверное та самая «живая вода». Хотите пить?
- А сейчас нам нужно подняться на ту самую Уральскую гору.
«Уральская гора» (подъём на скамейку).
Воспитатель: Давайте оглянемся вокруг, как прекрасна природа Урала, как много красивых цветов, растений.
Гимнастика для глаз.
Сейчас я загадаю вам загадки, ответы на которые вы должны отыскать глазами, отгадать их и сказать где они находятся: вверху, внизу, справа или слева.
Отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево).
Загадки:
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен ядовит.
(Мухомор).
Стоят в поле сестрички-
Жёлтые глазки, белые реснички.
(Ромашки).
«Спинка в веснушках, Ах, как неловко!»
И покраснела.
(Божья коровка).
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно это.
(Белка).
Вот молодцы! А сейчас давайте спустимся с горы и вернёмся в свой любимый д. /с. (Под тихую музыку) «Вместе весело шагать по просторам».
Легенда про Урал-Батыра, по следам которого мы сегодня прошли, говорит, что Уральские горы появились на месте могилы Урал-Батыра.
«Шли дни, месяцы, годы, но не прерывался поток людей к этому священному месту. И каждый человек бросал туда землю, пока над могилой Урала не образовалась огромная гора. Ту гору назвали Уральской.»
- Ребятки, как образовались Уральские горы?
- Как звали богатырского коня Урал-Батыра?
- Как называется река Белая на башкирском языке?
- Что дал Уралу отец и куда отправил?
- С кем пришлось сражаться Урал-Батыру, чтобы добыть «живую воду»?
- В какой пещере мы с вами сегодня оставили свои отпечатки пальцев?
- Какую сказку вы сегодня услышали? Как она называется?
Используемая литература: Козлова С. А. «Мой мир» Кор- рекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000 г. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва Мозаика-Синтез 2005 г., Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988 г.