Наталия Смирнова
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «История земли Московской». Часть 3 «Играть — не устать»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы и Подмосковья, воспитывать нравственно-патриотические чувства, бережное и уважительное отношение к народному наследию, познакомить детей с народными играми и игрушками имевшими распостранение в Московской губернии, активизировать интерес к национальному прошлому своего народа.
Публикация «Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы „История земли Московской“, Часть 3 „Играть — не устать“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Материалы к беседе: слайды и дидактические картинки с видами Москвы в старину и в современности, образцы тканей, платки, кокошники, куклы в народных костюмах, народные куклы.
Ход беседы:
«Играть- не устать, не ушло бы дело»
В семье на Руси всегда было много детей. Шесть, восемь, а иногда и двенадцать ребятишек не были редким явлением. Но дети всегда были под присмотром, даже когда родители занимались хозяйственными делами.
В крестьянских семьях дети большую часть времени проводили с родителями. Старшие дети с малых лет помогали родителям косить траву, пасти скот, убирать хлеб. (показ слайда)
За маленькими всегда присматривала мать, как только маленьким исполнялось три года, за ним начинала присматривать девочка-пестунья, к которой порой приводили малышей со всей деревни. Это был своеобразный прообраз детского сада. Юные няньки придумывали игры, которые были бы интересны малышам и, конечно, им самим. Водили хороводы, пели песни, разыгрывали примитивные сценки.
Очень часто придуманные игры имитировали работу взрослых. Например, в Богородском уезде Московской губернии с давних времен выращивали хмель. Здесь среди детей была популярна игра, которая так и называлась- «Хмель». Чем-то эта игра напоминала игру в салочки.
В начале игры выбирали ведущего- «хмеля», символизирующего вьющиеся растение. Участники игры начинали водить вокруг «хмеля» хороводы, приговаривая шутливые заговоры на рост растения:
… «Расти, наш хмель, по тычинкам вверх!
Без тебя, хмелюшка, хоровод не водится,
Без тебя, хмелюшка, игра не играется!»
Ведущий в это время изображал рост хмеля, сначала он сидел на корточках, постепенно привставая, пока не выпрямлялся в полный рост. Когда «хмель выростал», дети пели «хмельную песню»:
«Расти, расти хмель,
Садовый ты наш хмель,
Расти, прирастайся,
На тын заплетайся!»…
После этого начиналась собственно игра. «Хмель» задавал вопрос, например: «А как меня сажали?»- дети должны были изобразить ответ на заданные вопросы. После такого диалога «хмель» говорил: «Если меня не польют, меня не удержать- ни в дубовых бочках, ни в железных обручах. По двору раскачусь, обручи поснимаю, доски поломаю!»
В ответ звучала новая песня:
«… Мы тебя польем
И плетнем обнесем.
Хмель ты наш хмель,
Садовый ты наш хмель!»
В это время кто-нибудь кричал: «Рвите хмель, теребите!»
После этого «хмель» должен был как можно скорее вырваться из круга и убежать, а остальные игроки старались его догнать. (показ слайда)
Очень любили играть в Московской губернии и в игру «У медведя во бору».
В эту русская народная подвижная игра для детей сотни лет остается любимой. Количество игроков – от двух человек до двадцати-тридцати. Играть можно начинать уже с трехлетними малышами, но роль водящего на первых порах лучше взять на себя.
Сначала надо создать «берлогу» медведю. Это может быть стул, поставленный в углу комнаты, обруч, меловой круг на площадке – все, что угодно. «Медведь-ведущий» находится в своей берлоге. Он там спит.
Остальные играющие отправляются в лес по ягоды. Детки двигаются по площадке, имитируя сбор ягод в корзинку, постепенно приближаясь к «берлоге». Собирая ягоды, дети произносят такие слова:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру
А медведь не спит
И на нас рычит!
После слова «рычит», медведь «просыпается» и с рычанием начинает ловить детей. Кого поймал – тот становится медведем и игра повторяется.
Можно разметить «домик» для детей – черта на площадке, попав за которую ребята находятся в безопасности – там «медведь» не имеет права их ловить.
(показ слайда)
Как и в наши дни, так и в давние времена дети всегда любили играть с куклами. Куклам придавалось большое значение и в них могли играть не только девочки, но и мальчики, до тех пор, пока не начинали носить портки.
Обычно кукла выстругивалась из дерева или вязалась из тряпок. Тряпичная кукла оборачивалась льняным полотном, а из шерсти ей плели косу. (показ народных кукол, воспитатель коротко рассказывает детям о представленных куклах, спрашивает, каких кукол они знают)
В Московской губернии существовала своя разновидность крученых кукол.
(показ слайда)
КУКЛА МОСКОВКА. Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было. Куколку хранили подальше от чужих глаз, пряча в шкафу или на полке.
Примечание: по описанию и найденным мной фотографиям (в интернете можно найти и мастер-классы по изготовлению) кукла очень похожа на куклу «Семья» или «Плодородие», но я не уверенна, что это одна и та же кукла. Как подтверждения, так и отрицания мне найти не удалось.
У подросших детей появлялись новые игры. Одна из них- карточная «Пьяница». «Пьяница» была любима и у подросших детей в семье, и у взрослых. Первые упоминания о ней относятся к концу XVII века, когда карточные игры стали одним из способов проведения досуга у жителей Московской губернии.
(показ слайда)
В завершении беседы воспитатель говорит детям, что в следующий раз они поговорят о том, как отмечали праздники в Московской губернии и предлагает поиграть в подвижные народные игры.