Лучший педагог года

Конспект практической работы-занятия «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ»

Зинаида Солодко
Конспект практической работы-занятия «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ»

Конспект практической работы-занятия по теме

«Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ»

Автор разработки : воспитатель семейного детского сада Солодко Зинаида Ивановна.

Название: практическая работа-занятие, по познавательному развитию (трудовая деятельность) «Посадка комнатных растений»

Публикация «Конспект практической работы-занятия „Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ“» размещена в разделах

Методические приемы:

1. Организационный момент

2. Беседа

3. Сюрпризный момент

4. Игровые упражнения

5. Физкультминутка

6. Загадка, стихотворение

7. Подведение итогов

Образовательные области:

1. Познавательная

2. Социально - коммуникативная

3. Речевая

4. Физическая культура

5. Художественно-эстетическая

Возраст детей : 3-5 лет

Цель: дать первоначальные представления о комнатных и уличных растениях, познакомить со свойствами фиалки и алоэ как лечебного растения, познакомить детей и создать представление о многообразии растительного мира, формировать практические знания о посадке растений в землю, сформировать у детей чувство ответственности и обучить первоначальным навыкам по уходу за растениями.

Программные задачи:

образовательные:

-учить пользоваться речевыми формулами;

развивающие:

- уточнить и обобщить знания детей о растениях фиалке и алоэ.

- формировать представление детей о пользе алоэ.

- углубить знания о условиях для комфортного роста растений.

- развивать познавательную активность у детей;

- развивать воображение, память;

- расширять словарный запас.

речевая:

- Совершенствовать диалогическую речь

воспитательные:

- формировать навыки аккуратной работы.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к взрослым.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы :

во время прогулок, наблюдение за растениями, уметь классифицировать их (дерево, куст, трава, уметь выделять и называть составные части растений (ствол, крона, листья, стебель, цветок и пр.)

Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей, организация пространства с учетом размещения и перемещения.

Оборудование: комнатные растения для загадок, игрушка музыкальный цветок в горшочке (сначала без батарейки не поет, грустный, а после высадки растений с батарейкой – веселый, прозрачные одноразовые стаканчики для посадки, листья (рассада) фиалки и алоэ среднего размера для посадки, лейки для полива, земля, вода, перчатки, деревянные палочки, одноразовые ложки для набора земли, подставки на стол по количеству детей, фартуки.

Предварительная работа : загадывание загадок о растениях; беседа о многообразии растительного мира, рассматривание карточек «комнатные растения; рассматривание серии сюжетных картин «Дети пересаживают комнатные растения».

Словарная работа : донце, шипы, колючий, бархатистый, фитонциды, пикирование, корневая система, приспособляемость,температурный режим, полив, недуг.

Этапы занятия Оцениваемые результаты время

организационный момент - Дети, давайте встанем в круг.

Психогимнастика:

звучит припев песни «Жук» из старого советского фильма «Золушка»1956 года.

«Встаньте, дети, встаньте вкруг:

Ты – мой друг и я - твой друг.

Добрый старый друг….»

1мин.

мотивационно – ориентировочный,

Воспитатель: - Дети, к нам сегодня обещал прийти необычный гость. Он сказал, что любит путешествовать, знакомиться с новыми друзьями.

Воспитатель говорит от имени цветочка в горшочке, измененным голосом.

Цветочек: - Ребята, вы узнали меня?

Дети : - Да, ты цветочек.

Воспитатель: - Какой это цветочек?

Ответы детей.

Воспитатель: - Давайте, каждый из Вас познакомится, с Цветочком!

Дети трогают, ощупывают игрушку, нажимают на нее, высказывают свое мнение, о том какое это растение; не колючее, яркое и др. ответы детей.

Воспитатель: - Как Вы думаете, это комнатное растение или уличное?

Дети отвечают.

Воспитатель при формулировании ответа помогает детям, обращает внимание на горшочек.

Вместе делают вывод, что растение комнатное.

Воспитатель: - Но, что случилось, почему ты сегодня такой грустный?

- «Мне грустно, потому что у меня нет друзей. Помогите мне, пожалуйста».

- Ребята, поможем Цветочку найти новых друзей?

3 мин.

Поисковый

- У каждого из нас есть дома комнатные растения.

Воспитатель: - А какие растения Вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: - Что можете про них сказать? Какие они?

Ответы детей.

Загадки. После правильного ответа, демонстрируется отгаданное растение.

1)На окне зимой и летом

Вечно зелен и красив.

Ярко-красным цветом

Горит нежно…бальзамин, огонек.

2)Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей…кактус

3)У садовницы – первой модницы

Платье толи полиняло,

Толи краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое…. Гортензия

4)Плоский, длинный,

А не брус.

Полосат,

А не арбуз… Тещин язык

5) с молоком,

А не коза.

С корой,

А не лоза…. Фикус

6) чтобы солнце сквозь стекло,

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку,

Не крючком плетеную,

Живую и зеленую….традесканция, одно из неприхотливых растений любящих солнце.

7)Зеленое, колючее

Сто лет ему дремучему,

Как только насморк Вас

Застал врасплох, бежите Вы к нему со всех ног….алоэ

5мин.

Практический

Воспитатель:

- Давайте сегодня мы и поговорим о алоэ?

Беседа.

Воспитатель: Почему говорят: «Лук – от семи недуг?»

Ответы детей

Воспитатель: Да, лук помогает лечить людей. А знаете ли Вы что кроме лука существуют и другие растения, которые помогают людям лечиться? У нас есть одно такое растение это алоэ. Он тоже лечит детей и взрослых от недугов? Что такое недуг?

Ответы детей.

Воспитатель: Сок алоэ закапывают в нос, когда бывает насморк, а еще им мажут ранки. Чтобы там не жили микробы. В алоэ есть фитонциды. Это очень полезные вещества, они борятся с микробами как настоящие воины и побеждают.

Воспитатель просит произнести новое слово «фитонциды» и демонстрирует большой куст алоэ.

Воспитатель: Что это? (Алоэ

Дети: Это алоэ.

Воспитатель: Какой он? Какие у него листики?

Дети тактильно знакомятся с растением.

После этого воспитатель предлагает сравнить алоэ с фиалкой и демонстрирует горшочек с фиалкой.

Воспитатель: - Скажите: у какого из этих двух растений листики бархатистые, а у кого колючие?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот сейчас я разрежу лист алоэ, и Вы увидите сок растения. Его и закапывают в нос. В нем содержатся фитонциды. Но они невидимы.

Воспитатель: Сок алоэ горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если листик посадить, то из него вырастет новое растение.

Воспитатель разрезает лист фиалки. Демонстрирует оба разрезанных листика.

Дети осматривают. С помощью педагога делают сравнение двух разрезанных листьев.

Воспитатель: - У растений есть верх. Показывает его, вот отсюда растет. А вот низ у растений – донце, по-другому называется корневая система. Давайте скажем все вместе: «донце, корневая система».

Дети повторяют новые слова.

Воспитатель : Растения нужно сажать донцем вниз. Что необходимо для роста растения?

Ответы детей.

Физкультминутка:

«Вот идет в огород развеселый народ.

Надо цветочки посадить, Маму с папой удивить! (дети ходят по кругу)

Мы лопату возьмем, грядки вскапывать начнем.

Дружно все копаем, цветочки мы сажаем (делают вид, что копают землю лопатой)

Не успели посадить, надо все уже полить.

В ручки лейки мы взяли, дружно поливали (делают вид поливают)

Солнышко, припекай наш цветочек согревай (дети поднимают руки вверх и качаются)

цветок вырастет большой, (поднимают руки снизу вверх)

Будет радовать нас с тобой!

Воспитатель уточняет правила безопасности во время занятия:

- не брать листики и землю в рот

- не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.

Воспитатель предлагает детям надеть рабочую одежду. Помогает завязать фартуки, надеть перчатки.

Воспитатель: - Дети, давайте поможем Цветочку в горшочке, найти еще друзей! Мы сейчас с вами посадим фиалочки и алоэ в землю, чтобы вырастить новых друзей для нашего гостя.

Воспитатель приглашает детей к столу.

Начинается практическая часть занятия. Включается детская музыка:

Мы веселые ребята

Любим бегать и играть,

Но сейчас мы всем покажем

Как умеем мы сажать.

Воспитатель: Возьмите по листику фиалки. Найдите у листика донце. Сажать в землю надо донцем вниз. Делаем углубление палочкой.

Воспитатель показывает прием посадки листа.

Дети сажают каждый свой лист. По желанию тем же способом сажают в другой стаканчик алоэ.

Воспитатель: - А что же теперь надо делать? А теперь, чтобы растения выросли, их следует полить водой. Полейте растения. Поливайте осторожно!

Дети поливают.

10мин.

рефлексивно-оценочный

Игра «Вот какой результат»

Воспитатель: А теперь приготовьте свои пальчики.

- Что мы с вами делали? Сажали комнатные растения, сгибаем пальчики.

- Что мы рассматривали? (алоэ и фиалку)

- Какой формы листья у этих растений? (круглая, овальная)

- Какие они на ощупь? (колючие и бархатистые)

- Как правильно сажать? (донцем вниз)

- Что вырастет? (новое растение)

-Что нужно для роста растений? (Вода, свет)

- И получили вот такой результат (показываем большой палец)

Со всеми детьми группы наблюдаем рост растений, а со старшим ребенком Серафимой, которая умеет писать печатными буквами отмечаем рост растений в календаре.

3мин.

Самоанализ практической работы-занятия по теме : «Посадка комнатных растений на примере Фиалки и алоэ».

Вашему вниманию было представлено мероприятие непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе детей семейного детского сада (с интеграцией задач образовательных областей в контексте ФГОС - социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие).

На НОД присутствовало 3 детей, что является ее полным составом. Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения дружественные, дети прилежны, любознательны с ними приятно и интересно работать.

Цель: познакомить с многообразием растительного мира, на примере фиалки и алоэ, формировать практические знания о посадке растений в землю.

Исходя из цели занятия, поставлены задачи:

Образовательные:

-учить пользоваться речевыми формулами

-познакомить с новыми речевыми оборотами

-стимулировать детей использовать в речи новые слова

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие

- обращать внимание детей на красоту окружающей природы

-вызывать эмоциональный отклик.

- развивать познавательную активность у детей;

- развивать воображение, память;

- расширять словарный запас.

Речевые:

- совершенствовать диалогическую речь

Воспитательные:

- формировать навыки аккуратной работы.

- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми

- уважительное отношение к взрослым.

Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения,с учетом темперамента, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, с учетом биологических особенностей, постоянная смена деятельности помогла младшим детям не терять интерес к занятию.

При выборе темы педагог дошкольного образовательного учреждения руководствовался принципами, которые лежат в основе образовательной программы ДОО.

Запланированное мероприятие состоит из трех взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной. Воспитатель постоянно использует современные методы и педагогические приемы, для создания в детском коллективе комфортной психологической обстановки. В данном случае были использованы элементы психогимнастики.

I-ая часть направлена на мотивацию детей. На данном этапе был вызван положительный психоэмоциональный отклик, простимулировано желание детей, найти новых друзей Цветочка.

II -ая часть строилась на использовании групп методов: игрового, наглядного, практического.

III часть - заключительная. Был подведен итог мероприятия с помощью ответов детей на вопросы.

Непосредственно - образовательная деятельность рассчитана на 20 -25 минут. Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование видов деятельности.

Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательного процесса. Для достижения наилучших результатов педагог ориентировался на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы четко переходили от одного к другому.

Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуаций. Переход от одного вида деятельности к другому позволил вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Опираясь на знания детей, педагог предлагал проблемные вопросы: - Что это? Как вы думаете? В результате грамотного подхода малоактивных детей в группе не наблюдалось. Детский коллектив работал слаженно и дружно.

Всем детям предоставляла возможность выдвигать свои предположения, дополнять высказывания других детей.

В течение практической работы прослеживалась доброжелательная обстановка, заинтересованность детей, желание помочь друг другу, разумное соперничество, утомления не наблюдалось. Дидактический материал соответствует возрасту и замыслу – цепочка сведений организована как «данное» и «новое», и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

Таким образом, цель и задачи, поставленные на занятии – достигнуты.

Тема занятия рассматривалась с нескольких сторон: наглядной, теоретической и практической. Степень активности детей на высоком уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всего занятия.

Автор: воспитатель семейного детского сада Солодко Зинаида Ивановна. 29.09.2017 года

Публикации по теме:

Паспорт комнатных растенийПаспорт комнатных растений Уголок природы в детском саду, как это важно! Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет.

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Мир комнатных растений» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Мир комнатных растений» Образовательная.

Конспект НОД в подготовительной группе «Сансевьерия» (рисование с натуры комнатных растений)Конспект НОД в подготовительной группе «Сансевьерия» (рисование с натуры комнатных растений) Воспитатель: Алимочкина О. В. Цель: Рисование комнатного растения сансевьерии с натуры. Задачи: - Продолжать учить рисовать с натуры комнатное.

Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений»Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений» Тема: «Мир комнатных растений». Цель: Формировать знания о комнатных растениях. Задачи: расширять представление детей о комнатных растениях,.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Мир комнатных растений» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Мир комнатных растений» Цель: расширять представления детей о комнатных.

Конспект занятия «Мир комнатных растений» Конспект занятия «Мир комнатных растений» Цель. Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать.

Конспект занятия «Мытье комнатных растений» Программное содержание: закрепить знания детей о комнатном растении: большой, как дерево, у него большие листья. Закрепить умение поливать.

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Размножение комнатных растений (Фиалка)» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в старшей группе Тема: «Размножение комнатных растений (Фиалка)».

Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений»Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений» Конспект ООД по экологии в средней группе «Мир комнатных растений». Подготовила: воспитатель Зайнашева М. Р. Цель: Обобщить знания детей.

План-конспект занятия по окружающему миру для детей 3–4 лет «Пересадка комнатных растений» План-конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей 3- 4 лет на тему «Пересадка комнатных растений».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект практической работы-занятия «Посадка комнатных растений на примере фиалки и алоэ»
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 20:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД