Конспект практикума «Использование пальчиковых игр в развитии детей»

Алла Кузнецова
Конспект практикума «Использование пальчиковых игр в развитии детей»

Цель:

- повысить компетентность педагогов, в значимости пальчиковых игр и упражнений, для детей дошкольного возраста.

Задачи:

- раскрыть актуальность пальчиковых игр в развитии детей,

- познакомить педагогов с методами и приемами проведения пальчиковых игр,

-закрепить знания педагогов о видах упражнений, направленные на развитие мелкой моторики, для использования в условиях детского сада.

- изготовить совместно с воспитателями пособия из бросового материала для работы с детьми.

Предварительная работа:

- подготовить бросовый материал;

- вспомнить и продемонстрировать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;

- подготовить памятку для педагогов «Методика проведения пальчиковых игр», анкету.

-подготовить презентацию «Использование пальчиковых игр в развитии детей».

Оборудование:

Прищепки, нитки мулине,фасоль, перловая крупа, мука, карандаши, фломастеры, воздушные шары, ножницы, воронка, проектор, ноутбук

Ход мероприятия:

1 слайд

Уважаемые педагоги!

Тема нашего практикума: «Использование пальчиковых игр в развитии ребёнка"

Конспект практикума «Использование пальчиковых игр в развитии детей»

2слайд

- Как вы понимаете выражение «Ум ребенка – в пальчиках»? (ответы воспитателей)

3 слайд

Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Пальчиковые игры - это, наверное, самые древние игры, которые только придумало человечество. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры.

4 слайд

Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

5 слайд

Пальчиковые игры - это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга, в дальнейшем формирования навыка письма в школе и адаптирования в практической жизни.

.В наши дни одним из показателей и условий хорошего психологического и физического развития ребёнка является развитие мелкой моторики его пальцев рук. Так как пальчиковая игра решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

тактильную чувствительность;

- снимает тревожность, стимулируют творческие способности, фантазию.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях используется основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

- систематичность проведения игр и упражнений. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

-последовательность - (от простого к сложному). Вначале на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно т. е. должны развивать обе руки.

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Любое достижение ребёнка должно быть утилитарным и оцененным;

- недопустимо переутомление ребенка в игре, которое может привести к негативизму.

- А в какие пальчиковые игры вы играете с детьми? (ответы педагогов, с их показом).

6 слайд

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми играми и мы с вами в них поиграем.

Группа игр с предметами.

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

а) - игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:

7 слайд

-выкладывание узоров на готовые шаблоны (метод наложения);

8 слайд

-продолжить узор воспитателя;

- выполнить узор после выкладывания его взрослым;

9 слайд

- по схеме;

10 слайд

- по картинке;

11 слайд

- выкладывание букв и цифр из палочек,веточекусложнить задание: переложить заданное количество палочек, превратить в другую цифру;

- по словесной инструкции.

12 слайд

б) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания:

13 слайд

-прокатывание карандаша по поверхности стола поочерёдно пальцами обеих; катать карандаш по стол пальцами обеих рук ;

14 слайд

- катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

15 слайд

- вращать карандаш вокруг своей оси пальцами обеих рук;

16 слайд

- скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки.

17 слайд

- вращать карандаш на столе указательным и большим пальцами (указательным и средним).

в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:

18 слайд

- нанизывание на проволоку, шнурок: бусин, трубочек, пуговиц в произвольном порядке, по демонстрации действия,

19 слайд

- по образцу,

20 слайд

- по цвету;

- по словесной инструкции;

21 слайд

- сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей) одной рукой; двумя руками одновременно или поочерёдно;

22 слайд

- растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);

23 слайд

- вкладывание формочек одна в другую; складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;

24 слайд

- пальчиковый театр;

25 слайд

- «рисование» картин на манной крупе, песке;

26, 27, 28 слайды

- выкладывание из круп, пуговиц, разнообразных рисунков;

- «рисование» картин семенами, листьями деревьев, крупами;

29 ,30 слайды

- сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т. д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу).

). Игра с педагогами «Золушка»;

Загадка. «Она красива и мила,

А имя её от слова «зола».

/Золушка/.

«Злая мачеха перемешала крупу и фасоль и велела Золушке перебрать это, а сама, со своими дочерьми, уехала на бал. Давайте поможем Золушке – разложим фасоль и горох по разным баночкам. Вначале будем делать захват двумя пальцами правой руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и безымянным, затем левой рукой. Следующий приём:делаем захват большим и указательным (при необходимости средним) пальцами берём одну за другой фасоль и удерживаем их в руке как при сборе ягод. Вы быстро справились с этим заданием.

31 слайд

Группа игр с речевым сопровождением.

32 слайд

1. Игры и упражнения, основанные на использовании различных стихотворений, потешек. Это хорошо знакомые нам“Ладушки-Ладушки”, “Сорока-сорока», “Пальчик- пальчик, где ты был?”, “Мы делили апельсин”.

Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или инойобраз.

33, 34 слайды

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы, мебели, диких и домашних животных, деревья.

3. Упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальчики каждой руки друг с другом, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:

«Песенка язычка”

- Ла – ла “– лалала, лололо – ло – ло – ло….

35 слайд

4. Пальчиковыекинезиологические упражнения («гимнастика мозга»- это связь, взаимодействие и влияние в процессе обучения друг на друга трех элементов: мозга, тела и эмоций). Эти упражнения были предложены Полом Деннисоном и его женой Гэйл Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенностиони улучшают мыслительную деятельность, стессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Например: «Кулак -ладонь».Давайте выполним это упражнение. Правая рука сжимается в кулак, левая- прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая- сжимается в кулак.

5. Упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Регулярный массаж рук, способствует повышению работоспособности коры головного мозга у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения:

36, 37 слайд

-разминание, растирание, надавливание,

38 слайд

- пощипывание,

39 слайд

- постукивание.

Сейчас мы с вами выполним массаж прищепками.

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого пальца) на каждый ударный слог. Начинаем массаж с указательного пальца.

Левая рука

Вот проснулся, встал гусёнок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

-Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

6. Театр в руке позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Упражнение «Бабочка».

Пальчиковые игры мы можем использовать в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх детей, на музыкальном занятии.

Сейчас предлагаю изготовить пособия для развития мелкой моторики своими руками «Мякиш».

41 слайд

Пособие «Мякиш»

Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы, воронка.

Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью карандаша.

Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных фломастеров глазки, носик, ротик. И у нас получается забавный «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

С удовольствием хочу отметить, что цель нашего практикума достигнута. Я обратила ваше внимание на то, что такое взаимодействие даст возможность вам радовать малышей и одновременно развивать речь и мелкую моторику, внимание и способность сосредоточиться, фантазию, эстетический вкус, упорство и трудолюбие. Я дарю вам памятку «Методика проведения пальчиковых игр» и прошу ответить на вопросы нашей анкеты.

Хочу закончить своё выступление небольшим стихотворением.

Две руки

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

43 слайд

Благодарю за внимание

Публикации по теме:

Использование физминуток и пальчиковых игр в работе с детьми Здравствуйте уважаемые родители! В нашем логопедическом детском саду в промежутках между занятиями, педагогами активно используются физминутки.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. «Источники способностей и дарований.

«Роль пальчиковых игр в развитии речи» Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений.

«Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики детей» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал.

Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов.

Конспект занятия «Пришла весна». Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста Формирование словаря и грамматического строя речи. Цели:1. Систематизировать знания детей об весенних приметах, о жизни птиц и диких зверей.

Использование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятияхИспользование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятиях Тантамареска — это стенд для фотографирования. Когда-то тантамарески украшали практически каждый фотоальбом после летнего отдыха на курорте.

Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» "Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста" Слайд 1,2. Уважаемые председатель и члены жюри, разрешите.

Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Содержание. Ведение 3 ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольникаРоль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект практикума «Использование пальчиковых игр в развитии детей»
Опубликовано: 13 мая 2016 в 13:26
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный театр в детском саду
Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать на моей страничке, спасибо, что нашли минутку, чтобы зайти ко мне в гости! Сегодня я хочу вам расказать и...
Мастер-класс. Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ...
Мастер - класс. Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ОВЗ «Увлекательный семицветик». Подготовила воспитатель: Назарова Т. А....
Конспект проведения труда в природе «Уход за комнатными растениями»
Тема: «Уход за комнатными растениями». Возрастная группа детей: средняя Цель: Продолжать расширять представление детей о труде, систематизировать знания о...
Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего...
Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро....
Сценарий 1 сентября 2018 «Здравствуй, школа!»
Торжественная линейка 2018 «Здравствуй, школа! » Звучит музыка Выход детей 1. Внимание! Внимание! Сегодня 1 сентября! Мы говорим школе: « Здравствуй! »...