Беспальченко Татьяна
Конспект прогулки в старшей группе «Лекарственные растения летом на участке детского сада»
Конспект прогулки в старшей группе
«Лекарственные растения летом на участке детского сада»
1. Наблюдение за подорожником.
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях летом.
Публикация «Конспект прогулки в старшей группе „Лекарственные растения летом на участке детского сада“» размещена в разделах
- В мире растений. Конспекты
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето. ВСЕ материалы на летнюю тему
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Прогулка. Лекарственные растения
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель. Какое сейчас время года? (лето) Летом можно узнать и увидеть много интересного. Я предлагаю вам встретиться с героями всем знакомой русской народной сказки «Колобок»
Воспитатель использует сказочных героев (у меня пальчиковый театр) : дед, бабка и колобок.
Бабка.
Вот уже и устала,
А раньше, бывало,
Я этих слов и вовсе не знала.
Дед.
А меня, видать, продуло-
Знобит так, что мочи нету.
То ноги, то живот, то голова.
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные
Мне пить непривычно…
Мне отвары растений целебных
Помогают отлично.
Бабка.
Нет у меня сил за травами идти.
Ты, старик, лечись, чем есть,
И не ворчи.
Колобок.
Не гоже мне без дела летом отдыхать,
Нужно деду и бабушке лечиться помогать.
Ну-ка спрыгну я с окошка,
Да покачусь вдоль дорожки.
Лечебные растения отыщу,
А чтобы быстрее собрать всё, что надо,
Возьму с собой ребят из детсада.
Воспитатель. Ребята, вы готовы отправится с Колобком? (ответы детей)
Воспитатель читает детям стихотворение о подорожнике.
Ты найдёшь его всегда,
Летом, вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи,
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!
Колобок предлагает детям найти подорожник на участке.
Рассказ воспитателя о том, что подорожник встречается почти по всей территории России, растёт вдоль дорог, на полях; он считается лекарственным растением, отваром из листьев подорожника можно промыть глаза, если вы упали, то чистый лист можно приложить к ране или к месту укуса насекомых. Только собирать подорожник лучше подальше от проезжей части дорог, так как проезжающие машины выбрасывают вредные для здоровья вещества.
Вопросы:
• Почему подорожник так назвали?
• Из каких частей состоит растение? (листья, стебель, корень)
• Где надо собирать подорожник?
2. Исследовательская деятельность: назвать форму листа (овальная; можно через лупу рассмотреть, как расположены жилки листа (жилки выпуклые, выступают наружу, их можно прощупать)
Сбор подорожника для составления гербария.
Цель: развивать исследовательскую деятельность по изучению природы.
Колобок прощается с детьми до следующей встречи, чтобы познакомить с лекарственными растениями на участке детского сада.
3. Подвижные игры
«Попрыгунчик»
Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.
Дети делятся и становятся в две колонны. Для каждой колонны на дорожке в шахматном порядке выкладываются 6-8 обручей, в конце дорожки флажок. Задание: прыжками на двух ногах из обруча в обруч достигнуть флажка, помахать им и вернуться бегом в свою колонну. Игра повторяется 2 раза.
«Не попадись»
Цель: закреплять умение ловко увёртываться и попадать в игрока мячом.
Дети делятся на две команды. Одна команда становится в середину круга (диаметр 4 м, другая команда за кругом на расстоянии 3 м со средними мячами в руках. По сигналу воспитателя «Не попадись!», дети с мячами стараются попасть в детей в кругу. До кого дотронулся мяч, выбывает из игры. Затем команды меняются местами. Игра повторяется 2 раза.
4. Трудовая деятельность: уборка сухой травы на участке.
Цель: формировать желание трудиться сообща.
5. Индивидуальная работа: «Не упади»
Цель: упражнять в ходьбе по бревну.
6. Упражнение «Назови одним словом»
Цель: закрепить умение называть обобщающие слова.
Прогулка №2 (продолжаем знакомить с лекарственными растениями на участке)
1. Наблюдение за мать-и мачехой.
Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях летом.
Колобок приветствует детей и загадывает загадку.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твёрдыми, холодными,
То мягкими и тёплыми… (ответы детей)
Это растение называется мать-и мачеха (подойти к растению, если нет в естественных условиях-показать фото) Это тоже лекарственное растение, которое растёт в оврагах, на открытых участках. Лекарственными свойствами обладают только листья мать-и-мачехи. Люди делают настой из листьев и применяют, как отхаркивающее средство от кашля. Но не забываем, что собирать растение нельзя возле проезжих дорог. У этого растения есть одна довольно редкая особенность-его цветки появляются ранней весной, раньше листьев.
Вопросы:
• Как вы думаете, почему это растение назвали мать-и-мачеха? ( русское название возникло из-за особенности листьев мать-и-мачехи: нижняя сторона листа пушистая и мягкая- «мать», а верхняя гладкая и холодная- «мачеха»)
• Из каких частей состоит растение? (листья, стебли, листья)
• Какой формы листья? (по краям зубчатые)
• Где можно собирать мать-и-мачеху?
2. Исследовательская деятельность: приложить нижнюю сторону листа, то она тёплая, мягкая- «мать», а если приложить верхнюю сторону листа-она гладкая, холодная- «мачеха»
Сбор мать-и-мачехи для составления гербария.
Цель: продолжать развивать исследовательскую деятельность по изучению природы.
Колобок прощается с детьми и спешит к деду и бабке.
3. Подвижные игры.
«Ловишка с лентами»
Цель: развивать у детей ловкость. Упражнять в беге в разном направлении и умении увёртываться.
Играющие становятся по кругу и каждый закладывает сзади за пояс или за ворот ленту. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Раз, два, три беги» дети разбегаются в разные стороны, а ловишка стремится вытащить ленту. Кто остался без ленты отходит в сторону. По сигналу «раз, два, три в круг беги», дети становятся в круг и идёт подсчёт пойманных лент. Игра повторяется 2-3 раза с новым ловишкой.
«Водяной»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Дети становятся по кругу. Ведущий-водяной сидит в кругу с завязанными глазами. Играющие идут по кругу со словами:
Водяной, водяной
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку…
Круг останавливается. Водяной с завязанными глазами подходит к любому игроку и определяет кто стоит перед ним. Если водяной угадал игрока, то они меняются местами. Игра повторяется 2-3 раза.
4. Дидактическая игра «Назови лекарственное растение»
Цель: развивать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.
5. Самостоятельная деятельность. Предложить цветные мелки для асфальта, восковые мелки или цветные карандаши, бумагу, чтобы нарисовать подорожник и мать-и-мачеху.
Цель: развивать у детей творческую активность, желание передать отличительные особенности растений в своих рисунках.
6. Трудовая деятельность: мытьё игрушек в тёплой воде на участке.
Цель: учить видеть результат своего труда, воспитывать трудолюбие, использовать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.