Получи документы

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями в зимний период»

Людмила Остапенко
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями в зимний период»

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Наблюдение за деревьями в зимний период»

Воспитатель: Остапенко Л. Н.

План – конспект

проведения прогулки в старшей группе

«Наблюдение за деревьями в зимний период»

Цель:

Публикация «Конспект прогулки в старшей группе „Наблюдение за деревьями в зимний период“» размещена в разделах

- Наблюдение за деревьями в зимний период.

- Закрепить названия деревьев лиственных пород (тополь, клен, платан, берёза).

- Закрепление основных видов движений в подвижных играх.

- Закрепление понятий «длинный», «короткий», «тонкий», «толстый».

- Закрепление количественного, прямого и обратного счета, понятия «больше», «меньше».

- По особенностям ствола, расположения веток, научиться различать тополь.

- Расширить и систематизировать знания детей о тополе.

- Расширение словарного запаса детей, используя знания о легенде, сказке.

- Развивать мышление, воображение, творческие способности, тактильные ощущения, умение применить теоретические знания на практике. Воспитывать интерес к природе ближайшего окружения.

Словарь: клен, тополь, платан, берёза, широкий, узкий, гладкий, шероховатый, короче, длиннее, светолюбивый, влага, влаголюбивый, быстрорастущий, холодно, зима, пальто, шапка, перчатки, сапоги.

Оборудование: дидактический материал – карточки с изображениями различных видов деревьев, их листьев и плодов, мел, природный материал (веточки, игрушки.

Подготовительная работа: сказка «Тополиный пушок» (приложение 1); легенды: «О тополе», «Тополь, гранат и кипарис» (приложение 2). Закрепить правила игры «Белый тополь, зеленый тополь» (Узбекская игра).

Ход прогулки

I. Подготовка к прогулке

Воспитатель дает детям подробную установку на предстоящую деятельность - группа должна быть приведена в порядок перед выходом; напоминаются правила поведения в раздевальной комнате.

Воспитатель контролирует последовательность одевания, перед выходом на прогулку при этом стоит обратить внимание детей на их внешний вид. Воспитатель устраняет ошибки детей в процессе одевания.

В процессе одевания закрепляются названия отдельных деталей одежды, идет активизация словаря на тему "Одежда".

Воспитатель:

- Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Сони я завяжу поясок потуже, чтобы холодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу.

Всё надели?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Дима, посмотри, надеты ли варежки у Карине?

Воспитатель:

- Ну, если все готовы, тогда можем идти, ведь впереди у нас с вами необычная прогулка!

Дети:

- А какая?

Воспитатель:

- А вот выйдем на улицу и узнаете!

Воспитатель выводит детей на улицу.

II. Основная часть прогулки

Выходят на территорию д/с идут на свой участок.

Наблюдение

Воспитатель подводит детей к тополю и загадывает загадку:

Почки - пахучие,

Листья - липучие,

Плоды - летучие.

Дети:

- Тополь!

Воспитатель:

- А что вы знаете о тополе?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Тополь очень интересное дерево, которое раскроет вам сегодня свои секреты.

Воспитатель:

- Какой у тополя ствол?

Ответы детей:

- Широкий!

Воспитатель:

- Правильно, тополь дерево высокое с широким стволом. Тополь - растение светолюбивое и влаголюбивое. Давайте разберемся, что это значит.

Как, по-вашему, какое растение называют светолюбивым?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Вслушайтесь в слово, оно само все вам расскажет. Светолюбивым называют то растение, которое любит свет. Тополь любит расти в хорошо освещенных, светлых местах. Еще тополь – влаголюбивый. А это что значит?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Тополь любит влагу. Влага – это что?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Правильно, вода. Смог бы тополь расти в пустыне?

Ответы детей:

- Нет.

Воспитатель:

- А почему?

Ответы детей:

- В пустыне мало воды, а тополь любит воду.

Воспитатель:

- У молодого тополя бледная бархатистая кора, а у старых тополей – шершавая, глубоко растрескавшаяся кора. Посмотрите на наше дерево и определите, старое оно или молодое.

Ответы детей:

Воспитатель:

- Почему вы пришли к такому выводу?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Есть несколько видов этих деревьев.

У белого тополя одна сторона листка темно-зеленая, а другая сторона пушистая и снежно-белая. Вот потому он и тополь белый.

А корни у этого тополя такие сильные, и так быстро растут, что могут разломать и тротуар и дорогу.

А у нас на площадке растет тополь пирамидальный. Ствол, как столб. Очень высокое дерево. А листья у него треугольной формы.

У тополиного листка ножка-черешок длинная. Потому на ветру дрожит тополиный листок. Дрожит, как будто от страха. В старину в некоторых странах (Греция, Рим) подарить мужчине ветку тополя значило обвинить его в трусости.

Воспитатель:

- А сейчас я вам загадаю загадку?

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка?

Летом снег!

Просто смех!

Снег по городу летает –

Почему же он не тает?

"Тополиный пух"

Ответы детей:

Воспитатель:

- Правильно, а помните мы с вами читали сказку «Тополиный пушок»?

Ответы детей:

- Да!

Воспитатель:

- Как помог паучок тополю?

Дети пересказывают воспитателю содержание сказки.

Воспитатель:

- Молодцы, не забыли сказку!

В конце мая на дереве созревают коробочки с семенами. Они лопаются, и тополиная метель заметает город: пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает землю и деревья, залетает в раскрытые окна.

Белый тополиный пух состоит из тонких волосков-ворсинок, которые хорошо впитывают влагу и создают условия для прорастания семян.

Почему в начале лета в городах метет тополиная метель?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Как же можно ругать тополя за пух. Без семян не будет новых тополей. А пух легкий, на нем, как на парашюте, тополиные семена разлетаются во все стороны и прорастают новыми тополями.

Оказывается, тополя бывают женские и мужские. И пух бывает только на женских тополях. На мужских тополях его вовсе не бывает.

Но тополь не всегда приносит пользу, бывает и вред здоровью.

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это –

Мы от этого чихаем.

Да, действительно, люди часто чихают и кашляют по вине тополиного пуха. Ведь он не только затрудняет дыхание и засоряет глаза, он вызывает аллергию. И если у кого-то аллергия, то лучше поменьше выходить на улицу, когда летает тополиный пух.

Тополь – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете это слово – «быстрорастущее»?

Ответы детей:

- Быстро растет.

Воспитатель:

- Тополь действительно растет быстро и очень легко размножается. Упадет на землю крошечное летучее тополиное семечко и вскоре прорастет молоденьким топольком. А то от корня росток землю пробуравит и вот вам – еще одно новое деревце на свет божий появилось. Обратите внимание, вокруг большого, взрослого тополя всегда рядом тополиная детвора – молодые деревца. Даже если спилить тополь, от пенька начнут расти побеги.

А как вы думаете, какую пользу приносит тополь?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Из древесины тополя раньше делали бочки, корыта, мосты, деревянную посуду. А из тонких и гибких ветвей крымских тополей плели корзины для винограда и изгороди-заборы. Древесина тополя легко загорается. Когда горит, почти не дымит. Поэтому сейчас из тополиной древесины делают бумагу, фанеру, спички, щепки, пускают ее на топливо.

Ветви и листья тополей охотно едят дикие и домашние животные.

Почки и кора тополя обладают лечебными свойствами, умеют лечить некоторые болезни, а также почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

С листьев и почек тополей пчелы собирают клейкое вещество, из которого потом делают очень полезный для здоровья человека прополис. Густая крона тополей защищает окна домов от пыли. Тополя не боятся выхлопных газов и других вредных веществ. Тополя выделяют в воздух огромное количество кислорода, очищают воздух от грязи и пыли. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.

Тополь, растущий возле дома, ещё и служит прекрасным громоотводом. Гором и молния ударят в тополь, а дом не пострадает.

Высокие стройные тополя с зеленовато-серыми гладкими стволами и густой зеленой кроной украшают площади и улицы, скверы и парки нашего города.

Скажите так почему же тополя сажают в городах?

Ответы детей:

Воспитатель:

- Что делают из древесины и почек тополя?

Ответы детей:

Воспитатель:

- В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю, либо положить на больное место тополиный брусок. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение.

А давайте, и мы испытаем эту старинную примету?

Дети:

- Давайте!

Проводится дидактическая игра для развития эстетического восприятия природы «Беседы с деревьями».

В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом наблюдения, прикосновении к дереву должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного или жестокого отношения людей к растениям.

Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Ход игры

Воспитатель:

- Девочки подойдут к одному тополю, а мальчики к другому, обнимем руками дерево и постоим несколько минут с закрытыми глазами, и оно принесет нам облегчение и прогонит печаль, а еще послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, вы знаете, как деревья называются, как они выглядят, а самое главное вы понимаете, что деревья тоже живые и их нужно беречь.

А вы знаете, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.

Вот мы с вами полечились, а теперь давайте поиграем в подвижную игру «Белый тополь, зеленый тополь»

Подвижная игра «Белый тополь, зеленый тополь» (узбекская игра)

Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:

– Белый тополь, зеленый тополь! От нас кто вам нужен?

Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участников игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.

Правила игры. Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.

Воспитатель:

- Молодцы, вам понравилось игра про тополь?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Хотите ещё поиграть?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда мы сейчас перейдем во внутренний дворик и продолжим подвижные игры, а по дороге вспомним, какие еще деревья растут на территории нашего детского сада.

Возвращаются во внутренний дворик для проведения подвижных игр.

Воспитатель:

- Мы с вами вспомнили, какие деревья растут на территории нашего детского сада, и повторили, как они называются. Вот только мы не увидели, ни листьев на них, ни плодов. Интересно куда они подевались?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно ребята, сейчас зима и листьев на деревьях нет, потому-то они опали осенью, а вот плоды, на некоторых деревьях, остались.

А давайте представим себе, что сейчас лето или осень и наши деревья стоят во всей своей красе!

Дети:

- А как это?

Воспитатель:

- А мы сейчас поиграем в игру «Найди своё дерево».

Давайте разделимся на три команды – одна команда будут «деревья», вторая «листья», третья команда «плоды».

Подвижно-дидактическая игра ««Найди своё дерево».

Воспитатель мелом размечает на площадке несколько кругов, диаметром 30-40 см на разном расстоянии (по количеству карточек с изображением деревьев, и в каждом ставит букву, соответствующую названию дереву. Названия деревьев необходимо выбирать так, чтобы их название не начиналось с одинаковой буквы.

Всех детей необходимо поделить на три равных команды, если не делится, то увеличить количество «деревьев». Дети стоят на исходном рубеже в три шеренги. Воспитатель раздает по командам раздаточные карточки, изображением вниз, в соответствии с командой – деревья – «деревьям», листья – «листьям» и плоды соответственно. При этом необходимо акцентировать внимание, чтобы дети без команды не переворачивали карточки.

Ход игры

Воспитатель:

- Чтобы дерево выросло его нужно посадить, сейчас наша команда «деревьев» будет искать свои «лунки». Для каждого дерева я приготовила свою «лунку» и обозначила первой буквой его названия, и вы должны посадить свое дерево именно туда.

Затем наши листочки, почти как в сказе или в кино, должны будут прилететь к своему дереву, а потом и «плоды» вернуться на свои деревья.

Когда вы все вместе соберётесь, то каждый по очереди назовёт, какое дерево сажал, какой листочек с него упал, и какой плод на нём был.

Всем понятно?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А теперь будем сажать наши деревья!

Команда «деревья» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать свою «лунку» в соответствующий круг.

Воспитатель:

- Раз, два, три листочек на дерево - лети!

Команда «листочки» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать своё «дерево».

Воспитатель:

- Я считаю до пяти, плод на дерево - лети!

Команда «плоды» переворачивает карточки, дети смотрят на изображение и бегут искать своё «дерево».

Игру повторить три раза поменяв детей в каждую команду.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, мы замечательно с вами поиграли!

А давайте представим, что мы с вами в лесу.

Дыхательная гимнастика "Шум леса".

Воспитатель:

- Сейчас идем по широкой дорожке парами. Теперь друг за другом по узкой тропинке. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Перепрыгиваем по камушкам через ручеек. Идем под низкими веточками (наклоняясь). Идем босиком по колкой траве. И остановились на лесной опушке (дети становятся в круг).

1. "Подышим свежим воздухом" :

- вдох через нос (". животик стал круглым",

- выдох ртом (". животик - плоский").

2. "Вдруг подул сильный ветер" :

- вдох через нос,

- выдох на -с-с-с-.

3. "Зашумели листвой деревья" :

- вдох через нос,

- выдох на -ш-ш-ш-.

4. "Пролетел жук и зажужжал" :

- вдох через нос,

- выдох на -ж-ж-ж-.

5. " Запищал комар:

- вдох через нос,

- выдох на -з-з-з-.

6. " Застрекотала стрекоза:

- вдох через нос,

- выдох на -ц-ц-ц-.

7. "Вдоль леса едет лошадка" :

- цокают языком.

Воспитатель:

- Молодцы ребята, а теперь отправимся на нашу площадку.

Переход на свой участок.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что с нашими тополями сделал сильный ветер?

Дети:

- Обломал сухие ветки!

Воспитатель:

- Да, не выдержали наши тополя такой стихии, и прибавили работы нашему садовнику. А давайте поможем ему и соберем опавшие веточки!

Дети:

- Давайте!

Воспитатель:

- Сейчас вы соберёте веточки и принесёте их на нашу площадку.

Дети собирают веточки и приносят воспитателю:

Воспитатель:

- Ребята, а посмотрите какие у вас в руках веточки.

Дети:

- Длинные и короткие, толстые и тонкие!

Воспитатель:

- А давайте сравним у кого какие ветки!

Воспитатель выбирает любых двух детей мальчика и девочку с ветками разной длины и предлагает остальным детям по очереди провести сравнительный анализ с образцами по схеме: «У меня ветка короче, чем у Саши, но длиннее, чем у Алены, но тоньше чем у Алены, и толще чем у Саши».

Воспитатель:

- А следующее задание будет таким – каждый посчитает, сколько он насобирал веточек.

Дети считают и отвечают.

Воспитатель:

- Карине, а скажи, на сколько у тебя больше веточек, чем у Сони?

Карине:

- На две!

Воспитатель опрашивает детей закрепляя количественный счет, прямой и обратный счет, понятия «больше», «меньше».

Воспитатель:

- А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать!

Раз, два, три, четыре, пять

Воспитатель:

- Ребята, а давайте с нашими веточками поиграем!

Воспитатель предлагает выложить детям из веточек, что они захотят (рисунок, букву, фигуру и т. д.). После выполнения задания все смотрят у кого, что получилось, а авторы презентуют свои творческие произведения (ТРИЗ). Коллективно выбирают лучшую или оригинальную работу.

Воспитатель:

- Да, какие вы молодцы, все как один творческие личности!

А теперь давайте разделимся на четыре команды – две команды - девочки и две команды – мальчики, и я предлагаю вам из ваших веточек сейчас построить то, что вы захотите по вашему желанию!

Коллективно выбирают лучшую или оригинальную постройку (колодец, плот, домик, забор и т. д.).

Воспитатель:

- Ну, вы и молодцы, какие прекрасные работы у вас получились!

У нас осталось еще немного времени до возвращения в группу, и вы можете самостоятельно поиграть, в любые игры.

Самостоятельная деятельность детей

В процессе прогулки воспитатель наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться.

III. Заключительная часть

Перед уходом с прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность привлекаем детей к уборке участка в порядок до входа в группу.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений в ясельной группе «Наблюдение за деревьями зимой» Основная цель: Познакомить детей с миром растений – деревьями в зимний период, вызвать желание бережно относиться к природе. Ожидаемые результаты:.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за листопадом» Конспект прогулки «Наблюдение за листопадом». Цели: • формировать представления об осеннем явлении природы – листопад; • развивать наблюдательность,.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за рябиной» Тема: «Наблюдение за рябиной» Цель: продолжать знакомить детей с рябиной; развивать цветовое восприятие, наблюдательность и зрительную.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за одуванчиком»Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за одуванчиком» Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за солнцем» Программное содержание: Познавательное развитие 1. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе. 2. Развивать умение.

Конспект прогулки в старшей логопедической группе «Наблюдение за осенним лесом» №7, МДОУ №6 «Здоровье» 1. Тема: «Наблюдение за осенним лесом». Цель: формировать обобщенное представление об осени как о времени.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за солнцем» Интеграция образовательных областей: - Социально-коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Речевое развитие - Художественно-эстетическое.

Особенности организации прогулки детей раннего возраста в зимний период Наступила Зимушка - зима, подарившая нам пушистые сугробы, морозный ледяной воздух, предвкушение предстоящих новогодних праздников. А малыши.

План-конспект целевой прогулки в старшей группе «Наблюдение за погодой весной» ЦЕЛЬ: 1. Развивать наблюдательность, учить видеть красоту весенней природы; 2. Побуждать самих детей к составлению речевых логических задач.

Сценарий прогулки в старшей группе «Наблюдение за ветром» Цель: - продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер; - познакомить со свойствами ветра; - учить давать характеристику ветру:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями в зимний период»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 02:36
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД