Конспект проведения фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующего вида «Родственные слова»

Ханбике Кисматуллаховна
Конспект проведения фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующего вида «Родственные слова»

Цели: Закрепить понятие в родственных словах.

Коррекционно – образовательные задачи:

• формирование словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи;

• уточнять и обогащать словарь по теме «Зима»;

• введение в речь синонимов и антонимов, слов с переносным значением;

• совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, употребление падежных форм существительных) ;

• дать понятие орфограммы «чередование согласных в корне слова»;

• совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложносочиненные предложения с союзом а);

• расширять словарный запас путем подбора однородных определений и слов;

• учить выбирать родственные слова из потока слов;

Коррекционно – развивающие задачи:

• формировать динамическую организацию двигательного акта («кинезиология»): координацию, переключаемость движений;

• активизировать фонационный выдох;

• совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность, логическое мышление;

• развивать фонематическое восприятие;

• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности;

Воспитательные задачи:

• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость - оказать помочь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению;

• совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;

• воспитывать навыки культуры поведения.

Ход занятия

Организационный момент

Общее расслабление (под мелодию «Новогодняя сказка»)

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Открывайте глазки,

Мы оказались в сказке!

Основная часть

Логопед: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим об одном удивительном зимнем явлении природы, отгадайте, о чем пойдет речь:

Пухом землю замело –

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

ИЛИ: Белое покрывало всю землю укрыло.

Дети: Это снег.

Логопед: - Молодцы! Это снег! Мы с вами вспомним не только о снеге, но и обо всех его родственниках – словах, очень похожих на слово «снег». Этими родственными словами мы укроем от морозов вот это дерево, назовем его «родственное дерево», у корней которого мы поставим самое главное слово в этой «снежной семье»слово «снег».

Подбор слов-признаков к слову снег.

Логопед: Ребята, вы видите снег каждый день на улице. А какой он? Давайте опишем его с помощью слов-признаков.

Дети: (холодный, сыпучий, белый, чистый, липкий, мягкий, пушистый, колючий, скрипучий).

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Логопед: Игра: «А что вчера»

Сегодня снег блестит, а вчера тоже блестел.

Сегодня снег падает, а вчера.

Сегодня снег сверкает, а вчера.

Сегодня снег тает, а вчера.

Сегодня снег хрустит, а вчера.

Сегодня снег идёт, а вчера.

Логопед: Игра «Закончи предложение» (изменение существительного снег по падежам)

Зимой часто идет … (снег)

А летом не бывает … (снега)

Все дети зимой рады … (снегу)

За окном мы видим … (снег)

Зима богата … (снегом)

Летом мы мечтаем … (о снеге).

Логопед: Что общего у предметов которые я сейчас вам назову? (снег, сметана, сахар, мел, молоко).

Дети: Все эти предметы белые.

Логопед: Правильно. А что такое снег? Из чего же он состоит, угадайте.

Что за звездочка такая

На пальто и на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А сожмешь – вода в руке,

Так похожа на пушинку,

А зовут ее ….

Дети: (снежинка)

(«снежинку» кладём на дерево)

Развитие общей моторики. Логоритмика.

«Ты похлопай вместе с нами».

Логопед: Скажите, а как ласково назвать снег?

Дети: (Снежок).

Логопед: А еще что называют снежком?

Дети: (маленькие комья, вылепленные из снега).

Логопед: А вы любите играть в снежки? Давайте сыграем.

Развитие мелкой моторики.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили.

(Лепят, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(Показывают шар, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком)

Логопед помещает снежок у дерева.

Логопед: Чем любят заниматься дети на улице зимой?

Дети: (кататься на санках, лепить снеговика)

Логопед: - Из чего сделан снеговик?

Дети: (из снега)

(Поставить «снеговика»).

Игра «Что забыл нарисовать художник?» (упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи)

Логопед: Какой же красивый снеговик.

Его нарисовал художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать братьев-снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Помогите, пожалуйста, художнику – дорисуйте братьев-снеговичков.

Логопед: (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей.)

Снеговик: Спасибо, ребята. Теперь мои братья тоже очень симпатичные.

Логопед: Говорят, что одна снежинка еще не снег. А две? (тоже не снег). А когда можно сказать, что идет снег? Когда снежинок много, как такое явление называется? (снегопад). Эту картинку прикрепляет логопед к дереву.

- Из каких двух слов составлено слово «снегопад»? (Снег падает). А давайте еще поиграем в такую игру.

• Игра «Четвертый лишний»

На доске картинки: лебедь, утка, снегирь, журавль.

Логопед: Ребята подумайте и выберите ту картинку которую необходимо поместить на наше волшебное, снежное дерево (снегирь).

- Какое слово спряталось в названии этой птицы? (снег)

Слово СНЕГИРЬ помещаем на «дерево».

- Вспомните первый весенний цветок, который тоже родственник слову снег? (ПОДСНЕЖНИК) .

- Когда он появляется? (Появляется он тогда, когда снег еще весь не растаял, под снегом начинает распускаться) .

- Да, он появляется под снегом, поэтому называется ПОДСНЕЖНИК.

Выставляется картинка под дерево.

- Если зимой очень много снега, то зима, какая? (снежная)

Игра «Доскажи словечко»

Логопед: Давайте еще раз вспомним, с какими «родственными словами слову снег мы сегодня познакомились». Подойдите к дереву.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть

Они об одном говорят.

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

Логопед: Молодцы ребята. Посмотрите, сколько новых родственных слов к слову снег мы сегодня нашли. Все они образованы от одного слова снег. И все эти слова имеют один смысл. Кто мне скажет, во всех этих словах говорится о чём?

Дети: Во всех этих словах говорится о снеге.

Логопед: Правильно. Молодцы ребята. Эти слова имеют один смысл. В них говорится о снеге. Поэтому они и называются родственными словами.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня на занятии меня порадовали. Все хорошо работали. А сейчас рефлексия. У вас на столах лежат красные и жёлтые круги. Если вам понравилось занятие и вы получили удовольствие, поднимите красный круг, а если вы не получили удовольствие на занятии и думаете, что могли бы заниматься лучше, то поднимите жёлтые круги. Я вижу, что всем понравилось занятие. Вы сегодня все заработали флажки.

До свидания!

Карта анализа открытого занятия

«Родственные слова»

МКДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида»

Дата проведения занятия 27 февраля 2014 года.

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности №12.

Количество детей:12

Ф. И. О. учителя-логопеда Саакян Армида Николаевна

Начало занятия 9.00 Окончание занятия 9.30

Программное содержание занятия: Закрепить понятие в родственных словах.

п/п Критерии оценки Уровни оценки

высокий средний низкий

Работа учителя-логопеда

1. Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры.

2. Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными способностями детей)

3 Подготовка к занятию

* Подбор демонстрационного и раздаточного

материала

* Рациональное размещение материала

* Предварительная работа с детьми (беседы, организации наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы)

4. Санитарно-гигиенические требования

* Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)

* Соблюдение санитарно- гигиенических требований на занятиях.

* Смена деятельности в течение занятия

5. Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)

6 Использование разнообразных приёмов работы с детьми

* Игровых

* Привлечение и сосредоточения внимания детей

* Обеспечение эмоциональности, интереса детей

* Активизация самостоятельного мышления детей

* Подача нового с опорой на имеющиеся у детей знания

7. Оправданность и рациональность выбора приёмов работы с детьми (имеются или нет) имеются

8. Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей в течение всего занятия

9. Индивидуальная работа с детьми

Деятельность детей

1. Поведение детей в процессе занятия

* проявление инициативы;

* сохранение интереса на протяжении занятия;

* активность слухового внимания, сосредоточённость при выполнении заданий

2. Проявление творчества детей во время занятия

3. Усвоение детьми программного содержания

Выводы и рекомендации:

Учитель-логопед владеет методикой проведения занятий с детьми старшего возраста. Особое внимание педагог уделяет использованию ТСО, что повышает интерес и активность ребёнка в работе. Все цели и задачи поставленные педагогом были реализованы. Опыт работы учителя-логопеда Саакян Армиды Николаевны использовать в работе педагогам детского сада. Ходатайствовать перед администрацией ДОУ о подаче документов для защиты учителя-логопеда Саакян А. Н. на первую квалификационную категорию.

Заведующая МКДОУ№6 Л. В. Миляева

Старший воспитатель И. А. Батенёва

Ознакомлен учитель-логопед А. Н. Саакян

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р] «Путешествие в цирк» Цель: автоматизация звука [ р] в словах и предложениях. Задачи: Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и предложениях. Развивать.

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Овощи» Тема: «Овощи» Цели: Уточнить обобщение овощи. Расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме, обратив особое внимание на.

«Насекомые и пауки». Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе у детей с ОНР (III уровень) Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе у детей с ОНР (III уровень) по лексической теме «Насекомые и.

Конспект фронтального занятия для детей в подготовительной группе с общим недоразвитием речи «Овощи. Огород» Конспект фронтального занятия для детей в подготовительной группе с общим недоразвитием речи на тему «Овощи. Огород» Цель: Развивать лексико.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект проведения фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующего вида «Родственные слова»
Опубликовано: 13 декабря 2018 в 17:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...