Конспект проведения НОД по развитию речи в старшей группе «Осенняя прогулка»

Ирина Баранова
Конспект проведения НОД по развитию речи в старшей группе «Осенняя прогулка»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Коммуникативная деятельность (развитие речи) в старшей группе»

«Детство. Примерная образовательная программа

дошкольного образования» 2016 года)

Тема: «Осенняя прогулка»

Выполнила: Баранова Ирина Владимировна

Воспитатель МБДОУ «Д/С 105»

Цель: Активизация словаря по осенней тематике и развитие связной речи.

Задачи

Воспитательные:

- Воспитывать эстетическое и бережное отношение к природе, умение любоваться ей.

-Воспитывать любовь к родным просторам.

-Воспитывать культуру общения.

Обучающие:

- Учить самостоятельно находить признаки осени,

- Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев,

- Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных и подбирать антонимы,

- Уточнить знания о различных видах транспорта,

-Обогащать словарь словами: моросящий, затяжной (дождь, искристое, жгучее, южное (солнце, резные (листья) и др.

Развивающие

- Устанавливать причинно-следственные связи, решать противоречия;

- Активизировать речевую деятельность детей,

-Развивать диалогическую доказательную речь, приводя примеры из собственной жизни.

- Формировать умение обосновывать свои ответы.

Оздоровительные

-Активизировать детей к активным действиям на образовательной деятельности и играм.

-Регулировать правильное дыхание.

Предварительная работа:

1. Наблюдения за осенними явлениями в природе на прогулках (за солнцем, небом, ветром, дождем, листопадом).

2. Работа с календарём природы.

3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

4. Составление гербария.

Материалы и оборудование:

1. Карта путешествия, на которой символами обозначены остановки (Солнечная, Дождливая, Лиственная, Осенняя).

2. Зонтик, украшенный листьями и дождем.

3. Осенние листья, вырезанные из цветного картона с нарисованными прожилками.

4. Зеркало, изготовленное из картона, фольги и фонарика для игры «Солнечные зайчики».

5. Волшебная шкатулка для сюрпризного момента.

6. Смайлик релаксирующий для активизации детей на речевую игру.

7. Кукла, изготовленная из бросового и природного материала, Девушка-Осень.

8. Экран, проектор, диск с мультимедийной презентацией «Осенняя прогулка».

9. Музыкальный центр, диск с музыкой «Солнечный зайчик» из репертуара Олега Попова(min, «Весёлые Паровозики из Чаггингтона», «Дождик», «Листопад» (min).

Ход занятия.

-Ребята, здравствуйте, меня вы узнали? Я волшебница Осень и очень рада вас видеть!

-Здравствуй, Осень!

-Вы хотите совершить со мной путешествие по осеннему лесу?

-Да, хотим!

-Путешествие не простое, а волшебное.

- Вы увидите то, чего нет на самом деле. Вы согласны?

- Ребята, а что же нам необходимо взять с собой в дорогу, чтобы мы не заблудились?

-Компас, карту…

-Правильно!

-Для нашего путешествия я приготовила карту, которая будет нашим помощником.

(дети рассматривают план,находят на плане остановки: Солнечная, Дождливая, Лиственная, Осенняя)

-Для путешествия нам предстоит выбрать вид транспорта. На чём можно путешествовать?

-На машине, на самолёте, на поезде!

-Замечательные идеи! А давайте отправимся на волшебном паровозике! -Согласны?

-Согласны!

-Итак, вы готовы отправиться в путь?

- Да!

Но прежде чем это сделать, давайте отметим, какая на улице погода?

-Погода пасмурная, дождливая, осенняя.

-Отправляемся в путь.

(звучит музыка «Весёлые Паровозики из Чаггингтона») Дети встают друг за другом, выполняют имитационную ходьбу.

-Первая остановка «Солнечная».

-Ребята, давайте с вами во время нашей Солнечной остановки побеседуем о солнце.

-Давайте.

-Ответьте, пожалуйста,на вопросы: какое сейчас солнце и каким оно было летом?

-Солнце сейчас не яркое, летом оно грело, а сейчас не греет.

-Что стало с солнцем?

-Солнце меньше находится на небе, чем летом, и поэтому стало меньше греть.

-А что бы случилось, если бы солнце светило всегда одинаково?

-Если бы солнце светило всегда одинаково, то не было бы осени, зимы и весны.

-Ребята, а какое солнце будет зимой?

-Зимой солнце будет светить и греть ещё меньше.

-Придумайте, пожалуйста, определения к слову «солнце», какое оно?

-Солнце – яркое, тёплое, искристое, ласковое, жгучее, южное …

-А давайте поиграем в игру «Солнечные зайчики». -Давайте поиграем.

-Вы знаете, как в нее играть? Что для нее нужно?

-Знаем! Нужно зеркало. Его направляют к солнечным лучикам так, чтобы свет от зеркала падал на окружающие предметы. Это – солнечные зайчики. Надо их ловить!

-Есть у меня такое волшебное зеркальце в мое волшебной шкатулке.

(звучит музыка «Солнечный зайчик» из репертуара Олега Попова(min) – физкультминутка.

«Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком-

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей,

Вот, вот, вот - левей, левей!

Прыг – скок, прыг- скок,

Убежал на потолок!»

(с помощью волшебного зеркала с фонариком пускаются солнечные зайчики) Дети стараются поймать солнечных зайчиков.

-Немного отдохнули, поиграли и отправляемся дальше.

(звучит фрагмент первой мелодии)

-Следующая остановка «Дождливая».

Дети имитируют под музыку.

-Ребята, а какой бывает дождь?

-Летний, осенний, грибной, моросящий, затяжной.

-Что значит моросящий?

-Когда много маленьких капелек.

-Что значит затяжной?

-Когда дождь идет и идет, никак не остановится.

-Какой дождь бывает летом?

-Тёплый, грибной.

осенью?

-Моросящий, холодный, затяжной.

-Какой дождь бывает зимой?

-А зимой дождь превращается в снег.

-Зимний дождь бывает со снегом.

-Зимний дождь очень холодный.

-На что похож дождь?

-На воду из душа, из лейки ….

-Какой дождь более важный: летний или осенний?

-Летний и осенний дожди очень нужны!

-Для чего?

-Они питают землю и растения влагой.

-А что есть неприятного у дождя?

-Одежда промокнет, человек может заболеть.

- Чтобы не промокнуть, что нужно предпринять?

-Запастись зонтиком.

-И у меня есть волшебный осенний зонтик! -Хотите с ним поиграть?

-Хотим!

Игра называется «Солнышко и дождик».

-Когда я произношу слово «солнышко», вы спокойно гуляете вокруг меня.

А когда звучит сигнал «дождик», быстро собираетесь под зонтиком.

Дети спокойно ходят

Во время сигнала «дождик» дети прячутся под зонтиком.

-Молодцы, никто не промок!

(звучит фрагмент первой мелодии)

-Едем дальше.

Дети двигаются к следующей остановке.

-Остановка «Лиственная»

-Рассмотрите пожалуйста листья, которые лежат на столе.

-Почему листья желтеют?

Потому что осенью деревьям поступает мало тепла и света.

-Почему листья облетают?

-Листочкам становится очень холодно и сок деревьев уходит в корни, под землю.

-Деревья готовятся к зимнему сну. Литья без сока опадают.

-Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев?

-Листочки замёрзнут, потому что наступит зима и мороз.

-Как называется явление, когда падают листья?

Листопад!

-Молодцы!

-Посмотрите внимательно на листья, они от разных деревьев.

-Девочки, найдите листья берёзы и рябины, а мальчики – клёна и дуба.

-Все ли листья одного цвета?

-Нет, не все.

-Поиграем с листиками.

(звучит музыка «Листопад»» (min)

Имитационная игра «Мы листики осенние».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер - полетели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

Все листочки вверх поднял!

Закружились, полетели

и на землю тихо сели… Дети повторяют движения за Осенью (воспитателем).

- Осенью все любят собирать листья. Давайте, мы с вами тоже соберем осенний букет.

1,2,3,4,5 будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листики клена, листья осины,

Листики дуба мы соберем

И осенний букет принесем!

-Какой замечательный осенний букет у нас получился!

Дети собирают листья в букет.

-Пока мы листочки собирали – на Осеннюю остановку попали.

- Здесь нас ждет очень интересная игра «Назови, какое!»

-Я вам буду передавать весёлый смайлик и говорить слова,а вы мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний»

- Небо какое?

-Осеннее!

- Ветер какой?

-Осенний!

- Солнце какое?

-Осеннее!

- Цветок какой?

-Осенний!

- Погода какая?

-Осенняя!

-Молодцы!

- А теперь игра на внимание!

Отвечайте быстро, все вместе.

-Осенью растут грибы?

- Да!

-Тучки солнце закрывают?

- Да!

-Колючий ветер прилетает?

- Да!

-Туманы осенью плывут?

-Да!

-Ну а птицы гнезда вьют?

-Нет!

-А букашки прилетают?

-Нет!

-Урожай все собирают?

-Да!

-Птичьи стаи улетают?

-Да!

-Часто-часто льют дожди?

-Да!

-Достаем ли сапоги?

-Да!

-Солнце светит очень жарко?

-Нет!

-Можно детям загорать?

-Нет!

-Ну а что же надо делать-

-Куртки, шапки надевать?

-Да!

-Вот и закончилось наше волшебное

Путешествие по осеннему лесу.

Вам понравилась наша прогулка?

-Да, понравилась!

-Мы с вами выполнили все задания и рассказали о самом красивом времени года «Осень».

-Ребята, осень - это время сбора урожая и я вам сегодня принесла свои гостинцы!

-Я рада была с вами познакомиться, до свидания, до новых встреч!

(под музыку осень уходит)

-До свидания!

Публикации по теме:

«Осень в гости к нам пришла. Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в средней группе по теме «Осенняя одежда»«Осень в гости к нам пришла. Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в средней группе по теме «Осенняя одежда» ЦЕЛЬ: 1. Расширить и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит. 2. Закрепить в речи существительное.

Конспект НОД по развитию речи (с использованием интеллектуальной карты) в старшей группе. Тема. «Мой любимый город» Мой любимы город Программное содержание: закрепить знания детей о достопримечательностях города Саки; Продолжать учить детей в составлении.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Осенняя прогулка» Цель: Обобщить и закрепить знания детей об основных признаках осени. Задачи: Образовательные: уточнить и расширить знания детей об осеннем.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием игр В. Воскобовича «Моя семья» Цель: формирование представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Конспект проведения интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Обучение старших дошкольников рассказам – рассуждениям в процессе проведения опытов». Программное содержание. Помочь детям понять, что.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу» Тема: Цель: 1. Развитие воображения: освоение действий детализации; освоение действия включения предмета в различные ситуации. 2. Развитие.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Спасти заколдованную принцессу» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Ёлочка" Тема: «Спасти заколдованную принцессу» Цель: Активизировать словарный запас.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ёлочка» Тема: «Спасти заколдованную принцессу» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Ёлочка" Тема: «Спасти заколдованную принцессу» Цель: Активизировать словарный запас.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Цель: уточнение и расширение словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи:.

Прогулка в старшей группе Тема: «Осенняя пора»Прогулка в старшей группе Тема: «Осенняя пора» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому организация прогулок с детьми.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект проведения НОД по развитию речи в старшей группе «Осенняя прогулка»
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 14:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана на МААМ

Говорят, этот год выдался урожайным на каштановые орехи. Дети любят их собирать, а потом играть с ними. Сейчас самое время для таких занятий! Очередной тематический день предлагаем посвятить этим дарам...

20 октября. Праздник буквы Р на МААМ

«Р» – это особая буква нашего славянского алфавите. Непросто идёт работа над трудным и капризным звуком «Р». Но в конце концов капризный звук сдаётся! Ребята начинают уверенно использовать этот рычащий...


Горячие темочки