Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Гармонизация отношений в коллективе, профилактика педагогического выгорания»

Алина Хейгетян
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Гармонизация отношений в коллективе, профилактика педагогического выгорания»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ.

Цель:

гармонизация отношений в коллективе, профилактика педагогического выгорания, оптимизация отношений к себе и своей личности.

Когда человек ладит с самим собой,

он ладит и с миром.

Антонии Шефтсбер

1. Вступительное слово.

Жизнь – это увлекательное (или не очень) путешествие от пункта А (где ты находишься сейчас) к пункту Б - твоей большой цели и успеху. Насколько точно ты знаешь координаты конечного пункта? Останавливаешься ли ты в пути, чтобы свериться с картой твоих желаний?

То, к чему ты стремишься, - это действительно твои собственные мечты? Когда ты мечтаешь, ставишь цели и идёшь в этом направлении, ты уверен, что это именно то, что хочешь ты? Умеешь ли ты отделять свои желания от идей, навязанных модой или начальством, друзьями или родными, обществом или собственным чувством долга? Может, тобой управляют желания добиться высокого статуса, соответствовать общепринятым нормам благополучия и состоятельности, удовлетворить свои потребности в славе и деньгах?

Оказывается, что по-настоящему знают и следуют своим желаниям только младенцы. Если они хотят есть, они едят, если им не нравится пища, они её выплёвывают. Они просто громко плачут, требуя своего, до тех пор, пока не получат желаемого. По мере взросления,дети сталкиваются с ограничениями: не выползай из манежа, не ходи по лужам, не толкайся на кухне, не реви, громко не смейся, не испачкайся в краске, не дружи с этой девочкой, поступай в этот институт, не пей пива, не женись, ищи денежную работу, хватит играть, пора браться за ум, нужно заводить детей, когда ты закончишь диссертацию, следи за здоровьем, и т. д. и т. п. И мы следуем наставлениям близких и дорогих нам людей, чтобы не огорчать их и заслужить их любовь и доверие. Или же подчиняемся начальнику, работаем допоздна, без отпуска и выходных, чтобы стать уважаемым и авторитетным человеком на работе, забывая про себя, свою семью и жертвуя своими увлечениями и элементарным отдыхом. Так и живём, крутимся, как белки в колесе, спешим, бежим, хотим многое успеть, чтобы быть успешными, богатыми и не хуже других.

У каждого из нас бывают удачные дни, когда мы чувствуем себя превосходно. И дни, в которые всё валится из рук. Белая полоса… Чёрная полоса… Не зря сравнение жизни с «зеброй» является одним из самых популярных.

Но давайте попробуем сделать так, что бы и полоса неудач оказалась взлётной!

Для этого нам нужно будет научиться:

• расслаблению через дыхание, образ, словесное внушение;

• эффективному использованию своих внутренних ресурсов;

• быстрому восстановлению сил.

Упражнения с элементами релаксации, которые мы с вами выучим, ориентированны на преодоление трудностей.

Релаксация (от лат. relaxatio – расслабление) — означает состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Особенно широко релаксационные техники стали использоваться во второй половине XX века, когда резко возрос темп жизни, стали меняться приоритеты, ценности. Старый уклад жизни сменялся новым, побуждая перестраиваться и подлаживаться под него. Это был стресс для многих людей, которые потеряли стабильность и не знали, что ждёт их завтра.

Но и сейчас, несмотря на то, что большинство людей уже привыкли к такому образу жизни, к стрессам, и даже считают это в порядке вещей, само собой разумеющимся, потребность в снятии напряжения, накопившейся усталости и восстановлению сил по-прежнему высока.

Упражнения с элементами релаксации способствуют:

• снятию утомления и внутренних «зажимов»;

• обретению внутренней стабильности и ощущения покоя;

• умению чувствовать и управлять своим телом;

• умению восстанавливать свои силы и эффективно использовать свой личностный потенциал.

2. Релаксационное упражнение

ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО

Цели: обучение снятию стрессового напряжения.

Материалы: музыка со звуками природы (щебетание птиц).

Описание упражнения:

«Удобно расположитесь в кресле (диван/коврик, руки свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте своёдыхание: вдох-выдох… вдох-выдох…

Хорошо, теперь представьте, что вы на красивой лесной поляне. Вы видите несколько разных деревьев…

И вот, вы начинаете присматриваться к ним… Одно из них вам понравилось больше всех. Вы идёте к этому дереву… Вы трогаете ладонью его кору… Теперь вы подходите к нему вплотную… Нежно обнимаете его…

Вы чувствуете, как бегут соки по стволу… Это целебные соки. Они наполняют Вас энергией. Вы ощущаете, что дерево почувствовало вас, и направило к вам свои соки…

Соки втекают в вас во всём теле… Они целиком пропитывают вас… Каждая клеточка вашего тела наполняется этим целебным соком и радостно разворачивается… Вы наполнены силой дерева… Почувствуйте эту силу… насладитесь ей… Постарайтесь запомнить эти ощущения…

Теперь вы делаете шаг назад… Вы благодарно гладите дерево по коре… Теперь это ваше дерево… Дайте ему имя…

Попрощайтесь с ним. Вы ещё придёте к нему… А сейчас откройте глаза…»

3. УПРАЖНЕНИЕ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ

Цели: снятие мышечных зажимов, восстановление сил.

Описание упражнения:

(звучит спокойная музыка)

Сядьте в удобное кресло или лягте на коврик. Пусть спина опирается на спинку кресла или прижата к полу (если вы сидите в кресле, поставьте ноги на пол, но не скрещивайте их; если ноги не достают до пола, подложите под них подушку.)

1. Начинаем с рук. Сожмите руки в кулаки. Как можно сильнее напрягите мышцы. Представьте ощущение этого напряжения - как сильно натянутую верёвочку. Теперь разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Они шевелятся как листочки дерева на ветру. Встряхните их. Испытайте чувство свободы, успокоения.

2. Теперь переходим к ногам. Напрягите их, включая пальцы. Затем напрягите икры, колени, бедра, всю ногу. Потрясите ногами и пошевелите пальцами.

3. Напрягите туловище - начните с плеч, затем перейдите к груди и животу. Ощутите пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабьте живот. Потом – грудь. Если вы чувствуете напряжение в плечах, мягко положите руки на пол или на подлокотники. Несколько раз глубоко вдохните животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабьте поясницу. Вы чувствуете себя спокойно и расслабленно, как верёвочка, которую перестали натягивать.

4. Теперь наморщите лоб. Плотно закройте глаза. Затем откройте. Наморщите ненадолго нос. Сожмите и разожмите зубы. Погримасничайте, напрягая и расслабляя разные части лица.

5. Проверьте, не чувствуете ли вы напряжения в какой-нибудь части тела. Избавьтесь от него, напрягая и расслабляя мышцы. Сделайте глубокий вдох-выдох. Если вы сидите в кресле, медленно поднимитесь, если на полу, медленно перекатитесь на бок и встаньте.

Примечание: Так как психика полностью отражается в нашем теле, определенные психические проблемы приводят к появлению мышечных зажимов. Выявляя и устраняя их через тело, мы тем самым способны изменять и наше душевное состояние.

4. Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе.

Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр".Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем,в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Мандалы находили в жилищах или хижинах, в пещерах и в мегалитических сооружениях, самый известный пример — Стоунхендж.Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Так, например, шанырак юрты кочевника – мандала, клумба в сквере, радующая глаз - мандала, наша планета Земля, какой она видится из космоса – мандала, компас – мандала, снежинка под микроскопом – и радужка человеческого глаза – также мандалы. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой.

В настоящее время многие специалисты в области искусства, археологии, антропологии, психотерапии и психологии продолжают традицию изучения мандал. Мандалы могу быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса. В некоторых случаях их делают объемными из бронзы или глины, а в наши дни — также с помощью компьютерных программ. В зависимости от сюжета, мандалы могут иметь совершенно разные формы. Хотя в основном они считаются существенными объектами для медитации или молитвы, для некоторых людей они являются высшей формой искусства, формой самовыражения и обнаружения собственной сущности. Существуют бесконечное число мандал, как и форм понимания самого себя.

Еще Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто очень внимательно изучал мандалы и познакомил с идеей мандалы западных исследователей-психоаналитиков.

Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).

Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться.

Кто рисует время от времени карандашом или красками или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество. Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжения, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Даже люди, которые не рисовали с детства или которые считают, что они не креативны, также могут понять, что у них есть творческая жилка.

Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки, выполненные на бумаге, ткани или песке, это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для клиента мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. Это указывает нам, на большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод.

Мандала означает просто «круг». Мандалы помогают человеку почувствовать себя целостным, увидеть, принять и решить внутренние конфликты, одновременно развиваясь и совершенствуясь.

Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определённого количества свободного времени.

Мандала – это зеркало нас самих, в них раскрывается то, что,мы представляем из себя, в данный момент.

При рисовании определённой мандалы, можно сформулировать свои мечты или, другими словами, цели того, чего вы желаете добиться,только помните о следующем:

. Цель должна быть конкретна и сформулирована позитивно – не

«не болеть», а «быть здоровым» и конкретно, в каком месте – «здоровые зубы» или «здоровое сердце». Не просто «домик у моря», а например «домик у Средиземного моря».

. Цель должна быть реальна и вам понятна. Например, «жить хорошо» - не реальная цель. Или «получить к четвергу миллион евро» - тоже может быть не реально.

. Цель должна быть направлена только на вас и зависеть только от вас. Вы не можете хотеть, чтобы кто-то относился к вам лучше, но вы можете хотеть чувствовать себя лучше при ком-то.

. Цель должна быть измерима – например, показатели кардиограммы или количество зубов расскажут о вашем состоянии.

Вы должны понимать, что для того, чтобы что-то получить, надо что-то отдать – время,энергию или деньги, что-то ещё – будьте готовы к этому.

Экологично ли ваше желание? Иногда наши желания не сбываются потому, что мы знаем или догадываемся, что кому-то будет плохо от того, что наше желание сбудется. Плохо может быть природе, делу, которым мы занимаемся или за которое несём ответственность, другим людям. Подумайте о том, как ваше желание отразится на вашем окружении.

5.Практическая часть:

Рисование мандал.

Инструкция: Перед вами цветные карандаши можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку). При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать.

Вывод: Раскрашивая Мандалу, мы решали, какие цвета будем использовать в одних частях рисунка, не беспокоились о том, что мы хотим изобразить и достаточно ли у нас художественных способностей для реализации наших намерений. Работа одновременно увлекла и успокоила. Повседневные заботы и тревожности отошли на задний план. Может быть, кто-то ответил на трудные вопросы.

Рисунок закончен. Если он вам нравится, вы выразили в нем позитивные чувства, он вдохновляет вас — тогда вы можете и в дальнейшем использовать его как «подпитку», например, носить с собой или повесить дома или над рабочим местом. Если же вы в своем рисунке выразили то, что вас тяготит, мучит, какие-то неприятные эмоции или ощущения, то нужно сжечь рисунок, и спустя какое-то время (можно через несколько часов, можно — через несколько дней) провести новый сеанс мандалотерапии, задаваясь тем же вопросом. Тогда процесс получит должное развитие.

5. Психомышечная тренировка «Очищение от тревог» (снятие психоэмоционального напряжения):

(звучит спокойная музыка)

Милый друг, согласись, что иногда ты очень устаешь и тебе хочется отдохнуть. (Пауза.) Ляг удобно, закрой глаза и постарайся представить себе необычное путешествие. Давай собирать мешок.

Положим в него все,что тебе мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи. Завяжем его и отправимся в путь. (Пауза.) Мы вышли из дома, где ты живешь, на широкую дорогу. Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давай так и сделаем.

Снимем мешок, ляжем на землю.Глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 секунды) — выдох (подождать 3 секунды) — повторить 3 раза. Чувствуешь, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю твою усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью (пауза).

Ты встаешь, надо идти дальше. Подними мешок, почувствуй — правда ведь, он стал легче?. Ты идешь по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. {Пауза.) Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Ты наклоняешься к нему, опускаешь ладошки в воду и пьешь с удовольствием чистую и прохладную водичку. Чувствуешь, как она плавно растекается по всему телу, очищает горлышко, животик. Внутри приятно и свежо, ты ощущаешь легкость и свободу во всем теле. Хорошо! Войди в воду. Она приятно ласкает ноги, пяточки, ступни, пальчики… Ты прыгаешь с камушка на камушек, тебе легко, мешок не мешает, он становится легче и легче. (Пауза.) Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Вот здорово!

Ты легко перебрался на другой берег. Никакие препятствия тебе не страшны! (Пауза.)

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает тебя войти. Ты входишь в домик. Перед тобой печка, можно посушиться. Ты садишься рядом с ней и рассматриваешь яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает личико, руки, тело, ноги. (Пауза.) Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все твои печали, усталость, грусть. Твой мешок опустел. (Пауза.)

Ты выходишь из дома. Довольный и успокоенный, ты с радостью вдыхаешь свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Тебе очень хорошо. Ветерок заполняет мешок радостью, добром, любовью.

Все это богатство ты отнесешь домой и поделишься им со своими родными, друзьями, знакомыми. (Пауза не менее 30 секунд.)

Теперь ты можешь открыть глаза и улыбнуться — ты дома, и мы все тебя очень любим.

6. Заключение

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу.

Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале…

Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям,которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.

Публикации по теме:

Обучающий тренинг для воспитателей «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Обучающий тренинг для воспитателей: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Цели: - создание условий, способствующих профилактике.

Профилактика профессионального выгорания Методическое, психолого-педагогическое сопровождение профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях детского дома Е. Ю.

Профилактика профессионального выгорания Профилактика профессионального выгорания. Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов Цель: стабилизация психоэмоционального состояния педагогов. Задачи: • Повышение профессиональной компетентности; • Развитие гибкости, оригинальности.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает.

Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания у современных педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.

Психолого-педагогический практикум для педагогов «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: «БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг с педагогами ДОУ «Полотно счастья». Задачи: 1. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения. 2. Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе. 3.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Гармонизация отношений в коллективе, профилактика педагогического выгорания»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 11:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...