Нина Михайловна Пащенко
Конспект психолого-педагогического занятия направленного на развитие эмоциональной сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации и проведения
психолого-педагогического занятия – тренинга
направленного на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с использованием арт-терапии
«На день рождения к Воздушным шарикам»
педагог-психолог Муниципального
казенного дошкольного образовательного
учреждения Борисоглебского городского округа Центра развития ребенка - детского сада №11
Публикация «Конспект психолого-педагогического занятия направленного на развитие эмоциональной сферы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Пащенко Нина Михайловна
Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи: развивать психические процессы : восприятие, произвольное внимание, долговременную память, творческое воображение; наглядно образное, словесно-логическое мышление, речь. Продолжать формировать умение распознавать эмоции : радость, грусть, удивление, страх, обида, объяснять их возможные причины; изображать эмоции при помощи мимики, жестов, позы, движений, графически. Развивать у детей способность понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека, стремление оказать помощь в различных ситуациях, развивать эмпатию.
Тренировать умение изменять свое эмоциональное состояние под воздействием музыки, речевых установок, смоделированных и произвольных ситуаций.
Социализировать ребенка, через совершенствование коммуникативных навыков, способствовать развитию умения получать эмоциональное удовлетворение от своих успехов и достижений других членов коллектива. Продолжать формировать умение чувствовать своего партнера, умение работать в парах, в коллективе и самостоятельно.
Способствовать здоровьесбережению дошкольников через снятие психоэмоционального напряжения с помощью приемов релаксации, психогимнастики, развитие мелкой моторики и двигательной активности всего тела. Совершенствовать тактильные, кинестетические ощущения (ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий, способность умению детей концентрироваться на них, различать и обозначать словами.
Воспитывать умение и желание детей договариваться, общаться, действовать коллективом, уважать и учитывать мнение всех участников.
Активизация словаря: чувства, настроение, радость, печаль, конструктор Кукуруктор.
Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность, физкультура, музыка, труд.
Методы: арт-терапия: рисование, конструирование; песочная терапия, телесно-ориентированные методы, релаксация, психогимнастика, куклотерапия.
Оборудование: бумага, «пальчиковые краски», влажные салфетки, обручи, цветной песок, конструктор из кукурузной муки «Кукуруктор», влажные губки, фетровый конструктор, колпачки, воздушные шары. Аудио аппаратура для музыкального сопровождения, CD диски с записями: песня «Паровоз Букашка» ансамбль «Семицветик»; песня «С днем рождения» ансамбль «Барбарики», песня «Воздушные шары» группа «Талисман», Музыка для релаксации- Midori «Gentle Slumber».
Ход занятия:
До начала занятия готовлю необходимое оборудование, размещаю раздаточные материалы по «блокам».
1. Приветствие.
Предлагаю детям привести себя в порядок, занять места на модулях. Сообщаю детям о том, что у нас сегодня будет очень интересная встреча. Говорю: «Я очень рада всех вас видеть! У меня сейчас очень хорошее настроение. А у вас какое настроение? ( Предполагаемые ответы детей: хорошее, веселое, радостное). – Ребята, что делают люди, когда встречаются? (здороваются). И я хочу предложить вам сейчас поздороваться необычным способом».
Упражнение «Необычное приветствие». Предлагаю детям поздороваться друг с другом плечами, лбами, коленями, ушами, носами.
2. Разминка.
«Ребята, сегодня я получила необычное письмо, в нем приглашение для нас на праздник День рождения Воздушных шариков! Что бы попасть на праздник нам нужно отправиться в страну Воздушных шариков. Вы согласны пойти со мной? (да). Я знаю, что в этой стране у всех жителей хорошее настроение, они веселятся и радуются. Ребята, скажите, а когда вам бывает весело? (когда солнышко, когда мама рядом, когда праздник).
А какое еще бывает настроение? (грустное, плохое) Я вижу, что сегодня у нас хорошее, радостное настроение».
Рисунок Пальчиковыми красками «Радостное лицо»
Я предлагаю вам нарисовать радостное настроение. Пройдите, пожалуйста, за стол, здесь у нас есть краски и бумага. Выберите краску любого цвета и нарисуйте веселое радостное лицо! Краски необычные, они не растекаются и легко вытираются влажной салфеткой. Но я предлагаю выполнять задание аккуратно». После рисования проводится обсуждение: у кого что получилось? Уточняю, по каким признакам, можно понять, что лицо радостное. предлагаю детям устроить выставку отличного настроения
«Друзья мои, вы просто молодцы! Но нам пора отправляться в путь. Как вы думаете, на чем можно путешествовать?» (машина, самолет, лодка, велосипед). Я предлагаю вам начать путешествие на поезде!»
Телесно-ориентированное упражнение «Веселый паровозик»
Дети садятся на стульчики друг за другом и я предлагаю им «нарисовать» и «раскрасит» пальчиками и ладошкой на спине у впереди сидящего то, что делает наше настроение веселым и радостным. Звучит музыкальная композиция «Паровоз Букашка». Дети рисуют. После игры уточняем с детьми, что они рисовали и угадал ли сосед что было нарисовано. «По вашим лицам я вижу, что после этой игры у вас замечательное настроение! Что вы можете сказать о нашем поезде? (было весело, здорово «рисовать» пальчиками на спине, щекотно).
«Ребята, наш поезд остановился и мы попали в настоящую мастерскую художника - скульптора! Давайте и мы с вами создадим скульптуры! Из чего можно вылепить скульптуру? (пластилин, тесто, гипс, глина). Я предлагаю лепить сегодня из глины!»
3. Основная часть.
Упражнение «Скульпторы»
Дети самостоятельно выбирают себе пару. И определяют, кто будет «скульптором», а кто «глиной». Каждой паре даю задание: лепить скульптуру человека, который радуется, печалиться, злится, боится, удивляется, думает. Во время выполнения упражнения при необходимости помогаю детям. После выполнения задания, предлагаю рассказать о своей скульптуре.
Релаксация «На лесной полянке»
«Наш паровозик снова сделал остановку, и мы попали на солнечную полянку покрытую цветами. Предлагаю детям превратится в волшебные лепестки. Даю установку лечь на спину, так что бы ноги были направлены к обручу (сердцевине цветка, руки расположить вдоль туловища, свободно, ладонями вверх. Затем предлагаю глубоко вдохнуть и выдохнуть. «Я досчитаю до пяти и вы закроете глаза». Читаю детям текст релаксации-визуализации «На лесной полянке» (текст релаксации и музыкальное сопровождение прилагается). «Молодцы, ребята! Мы с вами прекрасно отдохнули и теперь давайте продолжим наш путь.»
Рисунок на цветном песке «Хорошее настроение»
«В нашем путешествии в страну Воздушных шариков мы попадаем на песчаный пляж. Песок здесь необычный, а волшебный, цветной». Приглашаю детей сесть за стол, рассмотреть песок, потрогать. Ответить на вопрос: какой он? (твердый, сыпучий, липкий) «Давайте нарисуем на песке то, что может вызвать у вас хорошее настроение!» В процессе выполнения работ уточняю, кто что изображает. После завершения детьми своих работ, я предлагаю каждому ребенку рассказать группе, что у него получилось и что больше всего вызывает хорошее настроение.
Творческое задание с использованием конструктора Кукуруктора «Подарок»
«Мы идем на день рождения. Что мы обязательно должны взять с собой? (подарок, хорошее настроение). А что дарят на День Рождения? (конфеты, игрушки, цветы). Давайте сделаем вот из такого необычного конструктора-кукуруктора подарок!» Самостоятельное выполнение творческого задания детьми. Рассматривание и анализ выполненных работ. «А сейчас, мы со своими подарками оказались в стране Воздушных шариков. Но почему то здесь никого нет? Наверно все уже собрались на празднике и ждут нас! Куда же нам идти? Дорогу подсказать может кукла Фетровичок!
Куклотерапия – «Кукла Фетровичок»
Предлагаю детям вместе собрать из фетрового конструктора красивую куклу. Дети подбирают детали для нее, проявляя эмоциональные реакции, договариваются, советуются друг с другом.
«Замечательная получилась у нас кукла и она приготовила для нас веселые колпачки! Наденьте их и вперед на встречу с Воздушными шариками!»
Динамическая психогимнастика «Воздушные шарики»
Дети танцуют и играют с воздушными шариками. Обнимают и подбрасывают их.
Ритуал прощания. Упражнение «Пирамида любви»
«Каждый из нас что-то или кого-то любит. Я люблю праздники и свою семью. Расскажите и вы, кого и что вы любите?». (маму, животных, путешествия, праздники, солнышко, конфеты). «А сейчас давайте построим пирамиду любви из наших рук. Я назову то, что люблю и вытяну свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что любит он и класть свою руку сверху». (Дети выстраивают «пирамиду любви»). «Вы чувствуете тепло наших рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Давайте поделимся со всеми своей любовью!»
Рфлексия. Беседа с детьми (обмен мнениями о нашем путешествие).
Предполагаемый результат: создание у детей благоприятного эмоционального фона, снятие психоэмоционального напряжение, сплочение детского коллектива, повышение коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, развитие креативности и устойчивых навыков и действий в процессе выполнения творческих практических заданий.