Наталия Комина
Конспект занятия «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №125»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
«Путешествие по русским народным сказкам»
Подготовила:
Воспитатель
Комина Н. В.
Тема: Путешествие по русским народным сказкам
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
Закреплять умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
Закрепить навыки детей пересказа сказок;
Расширить словарный запас;
Закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие:
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка-имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр презентации «Загадки кота ученого»
Игры-инсценировки по русским народным играм.
Методы и приемы:
Словесные:
Сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные:
Демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические:
Моделирование сказки, решение проблемной ситуации, поисковые действия, драматизация сказки, дидактические игры, физминутка, мимическое упражнение, дыхательная гимнастика.
Ход занятия:
Дети заходят, становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли все страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо одной из страниц – письмо. От кого оно может быть? Давайте прочтем.
«Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта страна сказок- мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? (ответы детей). Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки» : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. ( Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказки). Давайте закроем глаза и 3 раза скажем : «1-2-3, в сказке окажись, страна сказок покажись!» Вот мы и попали в страну сказок!
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок : «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят». Дети называют сказку, героев).
Воспитатель: И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.
Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где0нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз)
Гимнастика для глаз:
Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз нарисуем глазами клубок.
Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (дети идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться им помочь.).
Игра «Помогите!».
«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
«Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка Ряба»)
«Помогите, я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите, у меня оторвался хвост» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)
«Помогите, я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят.
Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Физкультминутка «Сказки»
1 ребенок: Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
2 ребенок: вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка- не знаю! Поможем, ребята? (проводится игра «Собери сказку по картинкам». Дети кратко передают содержание сказок. Находим зеленую страницу)
Воспитатель: вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше
(Дети вместе с воспитателям подходят к столу с загадками)
Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
Загадки:
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)
2. У Аленушки- сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят (Гуси-лебеди)
3. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была (Репка)
4. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей (Колобок)
5. Жили были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла, перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла (Козлята)
Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (голубого)
Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажите нам отрывок из сказки.
( шапочки: волка и лисы «Лисичка сестричка и серый волк»; заяц и петух «Заюшкина избушка»; мышка и лягушка «Теремок»; волк и коза «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: вот и синяя страница нашлась! Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).
Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. (Называют). Что вам напомнили ти цвета? (Цвета радуги). Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, Снап,Снуре!» Чтобы чудо произошло, нужно эти волшебные слова произнести 3 разными способами:
Удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
Лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
Весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери.
(Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказака. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям.