Дарья Гликина
Конспект работы творческой мастерской «Белый лес. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект работы детской лаборатории «Белый лес».
Образовательные области. Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Программное содержание. Актуализировать, систематизировать и дополнить представления детей о свойствах воды, о превращениях, происходящих с ней в природе.
Формировать умение строить предположение относительно причин наблюдаемого явления, его сути, при помощи педагога подбирать условия для проверки.
Публикация «Конспект работы творческой мастерской „Белый лес, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Учить выбирать техники рисования, в наибольшей мере соответствующие поставленной задаче, применять освоенные умения.
Материалы. Оборудование для экспериментов, кисти, гуашь, акриловые краски, зубная паста, пластилин, яичная скорлупа, образцы работ, выполненных в различных техниках.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Дедуктивное наблюдение «Что где и как».
Педагог обращает внимание детей на белый узор на стекле, на то, как он сверкает золотом и серебром. Кто же нарисовал этот узор?
Дети высказывают предположения. Если предположения были близки к истине, педагог предлагает их проверить. Если дети не могут достаточно последовательно пояснить суть и происхождение явления, им предлагается найти ответ, на вопрос в ходе наблюдений и экспериментов. Уровень представлений детей определяет формулировку задачи предстоящей работы.
Проверить предположение о том, что узор на стекле образовался из воды, превращающейся на морозе в иней.
Выяснить, как и из чего образовался узор на стекле.
Поисковый этап.
В рамках поиска путей решения поставленной задачи, вне зависимости от того, какой уровень понимания наблюдаемого явления, продемонстрировали дети, организуется обсуждение: как проверить догадки детей, или как найти ответы на вопросы. Может быть составлен такой план работы :
Узнать (проверить) из чего состоит узор.
Выяснить, как они возникли (кто их «нарисовал»)
Попытаться самостоятельно выполнить подобные узоры.
Практический этап.
Рассматривание картины «Белой краской кто-то»
На прогулке, педагог обращает внимание детей на то, что и ветви деревьев и некоторые предметы покрыты «белой краской», похожей на ту, которой «нарисованы» узоры на окне. Какое же явление наблюдают дети?
В белом бархате деревья:
И заборы, и деревья.
И не снег, и не лед-
Серебром все уберет. (Иней)
Педагог знакомит детей с данным явлением, предлагает сравнить иней, снег и лед, убедиться в том, что они отличаются.
Опыт1. Чем «нарисован» узор
Организуется обсуждение, как можно узнать (проверить) из чего состоит узор. Аккуратно соскоблим «белую краску», которой он «нарисован». Очень скоро она превратится в воду.
Таким образом, на один из вопросов, найден ответ, предложим сформулировать его детям: морозные узоры на стекле, состоят из воды.
Но откуда взялась эта вода и почему она превратилась в белый узор?
Опыт 2. «Вода в воздухе» или «Как образуется иней».
Педагог рассказывает детям, что в воздухе есть вода. Но мы её не видим, так как она находится там в виде пара. Как же её обнаружить, если водяной пар прозрачен, невидим? Чтобы доказать, что в воздухе есть вода, нужно внести в комнату холодный предмет. В теплом помещении, он мгновенно покроется каплями воды. Это явление называется выпадение росы.
Если на улице резко холодает (это нередко происходит зимой с наступлением ночи, вода быстро оседает на различных предметах и замерзает превращается в иней.
Как можно проверить это утверждение? Обобщая высказывания детей, можно предложить им нарисовать цветной водой на стекле узор и отнести стекло в холодное помещение.
Опыт 3. «Рисуем узоры» или «Зимние» техники.
Ожидая окончания предыдущего опыта, дети могут поэкспериментировать с различными материалами, чтобы определить как можно выполнить узор, похожий на рисунок на окне. Можно рисовать на темной бумаге белой гуашью или зубной пастой, зубной пастой, клеем, мукой, пластилином украшать рисунок различными материалами. Дети могут выполнять произвольный рисунок или продолжать геометрический узор, изображать в «зимнем» стиле различные предметы, обводить контурные изображения и т. д.
Рефлексивно-оценочный этап.
По завершении эксперимента, ознакомившись с его результатом, дети делают выводы в соответствии с планом. Важно не только помочь детям сформулировать ответы на поставленные ими вопросы, но и подвести к выводу о том, как можно проверить предположения или узнать найти ответы на вопросы.
Последующая работа.
1. Детям предлагается придумать обозначения для явления с которыми они познакомились отмечать появление, отмечать появление инея в дневниках наблюдений.
2. Организуется актуализация, дополнение, и применение знаний детей о свойствах снега и льда в ходе разгадывания загадок.