Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный костюм»

Антонова Клара
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный костюм»

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный костюм»

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Одежда наших прабабушек: Чувашский национальный орнамент».

Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте.

Задачи:

1. Развивать у детей толерантное отношение к людям других национальностей.

2. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

3. Развивать у детей умения создавать элементы чувашского орнамента; развивать мелкую моторику рук.

4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; способствовать их индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности.

5. Развивать социально-коммуникативные навыки детей посредствам игровой деятельности.

Методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, вопросы поискового характера, рассказ воспитателя, показ способов действия, индивидуальные указания и пояснения, анализ детских работ.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Предлагаю вам немного поиграть. Я знаю интересную игру (разъясняет правила игры).

Игра на объединение «Дружные сердца»

Разложить обручи (по количеству детей). Под звуки музыки дети начинают резвиться, скакать по площадке. При остановке музыки дети встают в обручи. При каждой остановке музыки ведущий убирает 1-2 обруча. В конце игры остается два обруча, а дети, обнявшись, стараются не падать за пределы обручей.

Гость: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Роза Сергеевна Павлова, я бабушка Насти Корниловой. Мы приехали в Воротынец не так давно из города Чебоксары чувашской республики. Я проходила, мимо вашего детского сада и мне захотелось, посмотреть как вы живёте.

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать, мы рады вас видеть у нас в гостях. Ребята, а вы заметили какой красивый наряд у Розы Сергеевны.

Слайды 2,3.

Роза Сергеевна: Это наш национальный чувашский костюм.

Слайд 4

Женский костюм состоит из холщевой рубашки «кепе» показывает кусочек холста.

Передняя и задняя ее части состоят из одного полотнища, перегнутого в плечах пополам. Ворот разрез и плечевой шов декорируется узкими полосками орнамента. Нагрудную часть украшает узор сунтх и кске. Узор сунтах имеет форму ромба. Розетки кеске вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки.

Слайд 5

Роза Сергеевна: Рубашка подпоясана плетеным поясом с крупными кистями, полосками кумача, покрытыми вышивкой, аппликацией. С пояса свисает набедренные украшения «яркач» и поясные украшения «сара». Их носят как в праздничные дни, так и в будни. При движении они оживляли весь костюм женщины.

Слайд 6

Воспитатель: Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Они покрывали голову полоской белого холста, концы которого украшали тканым узором, кружевами.

Воспитатель: Ребята, кто подскажет, как называется это головная полоска? Показывает иллюстрацию.

Дети: Сурпан.

Воспитатель: Правильно. А как называется повязка с помощью, которой закреплялась полоска?

Дети: Масмак.

Роза Сергеевна: Молодцы, правильно отвечаете. А ещё ребята также есть праздничная шапочка замужней женщины и называется «хушпу». Она имеет форму конуса с наушниками и пришитой сзади полосой, спускавшейся на спину. Головным убором девушки называется «тухъя» – шлемовидная шапочка, которую иногда делали с шишаком наверху. Тухъя плотно облегала голову и закрывала лоб, иногда до самых бровей.

Оба головных убора обильно украшают монетами, мелкими раковинами. Они играют роль не столько украшений, сколько оберегов (т. е. защищали, оберегали). Монеты крепятся в несколько рядов. К остову их пришивают плотно, а по краям и к наушникам – свободно, чтобы при движении они издавали мелодичный звон. Для этого используют разные монеты – и крупные, и мелкие. Предпочтение отдавали серебру, но если достаток не позволял, использовали их имитацию, круглые металлические бляшки – нухратки.

Воспитатель: Очень интересно. Давайте повторим названия головных уборов.

Дети: «Хушпу», «Тухья»

Воспитатель: Правильно. А как называются металлические бляшки?

Дети: Нухратки.

Роза Сергеевна: Молодцы, как вы быстро запомнили. Может быть, вы мне расскажите, чем ещё славиться наша чувашская республика.

Воспитатель: Конечно, расскажем. Ребята поделимся нашими знаниями?

Дети: Да

Воспитатель: Кто хотел бы рассказать?

Слайд 7

Дети: Дуб считается – чувашским национальным деревом.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что чуваши сильные и стойкие как могучий дуб.

Воспитатель: Я согласна с вами, ребята. Чем ещё славится чувашская республика?

Слайд 8

Дети: Хмелем. Его выращивают в колхозах.

Роза Сергеевна: Как вы думаете, где его можно использовать?

Дети: В приготовлении лекарственных препаратов, косметики, духов, шампуней.

Слайд 9

Роза Сергеевна: А ещё в древние время, когда царствовал Петр 1, он строил Русский флот, для этого ему нужен был строительный материал. И этот материал был найден в Чувашии. Это дерево - сосна.

Ребята, спасибо вам большое, за ваши знания. Я рада, что вы знакомитесь с культурой других народов.

Роза Сергеевна: Я хочу предложить вам, ребята, нарисовать чувашский орнамент. Основной узор чувашской вышивки – узор «кеске». В основе орнамента лежат геометрические фигуры: квадраты, ромбы и треугольники, круги, овалы, разные углы и т. д.

Воспитатель: Вы знаете, Роза Сергеевна, наши ребята уже знакомы с этим орнаментом. И сейчас мы вам это продемонстрируем.

Дети: рассаживаются по своим местам. Выполнение работы.

Воспитатель: вывешивает детские работы в центре художественно- творческой деятельности. Посмотрите, какие чудесные работы получились у нас. Рассматривает работы детей и анализирует их. Рефлексия занятия.

Роза Сергеевна: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Были активны и внимательны. Роза Сергеевна предлагает детям взять свои работы домой и показать их своим родителям, бабушками, дедушкам. Рассказать, что нового и интересного они узнали о чувашской республике, чем она славиться.

Воспитатель: Спасибо вам, Роза Сергеевна, за интересный рассказ. Ждем вас ещё в гости. Дети прощаются с Розой Сергеевной.

Дети: До свидания, Роза Сергеевна. Приходите к нам в гости.

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в песочную страну»Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в песочную страну» Ритуал выхода Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и непроницаемо, проявляя творческую.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательной сфере для детей старшего дошкольного возраста Цель: коррекция и развитие психических процессов у детей, имеющих нарушения в развитии познавательной сферы. Коррекционно-развивающие задачи:.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Животные наших лесов» Цель: познакомить детей с жизнью растений и животных осенью. Задачи: 1. Образовательные: формировать навыки связных речевых высказываний,.

Конспект развивающего занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста Конспект развивающего занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски «Путешествие в.

Конспект развлечения «Чувашский национальный праздник Акатуй» Цель: закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ,.

Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм»Конспект занятия по рисованию «Мордовский национальный костюм» Программное содержание: продолжать знакомить детей с элементами мордовского орнамента. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы,.

Конспект открытого подгруппового коррекционно-развивающего занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста Конспект открытого подгруппового коррекционно-развивающего занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей.

План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6л.) с применением личностно-ориентированной,.

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Развивайка» Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия. 2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности. 3. Развитие слуховой и.

В Каменск-Уральске отметили национальный чувашский праздникВ Каменск-Уральске отметили национальный чувашский праздник В Каменск-Уральске отметили национальный чувашский праздник. Старшая группа "Б" детского сада №59, поздравила клуб чувашской культуры с.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный костюм»
Опубликовано: 3 мая 2018 в 09:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Конспект занятия по ФЭМП «В гости к зайчику» во второй младшей группе
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе « В гости к зайчику» Цель: Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Совершенствовать...
День здоровья в детском саду в старшей группе №7
День здоровья в детском саду – это праздник для детей. Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых развлечений, шумных праздников, соревнований,...
Взаимодействие детей и родителей 2–3 лет «Чудо — дерево»
Семья -это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и...