Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. Посиделки»

Филенко Юлия
Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. Посиделки»

Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русского народа.

Задачи:

-формировать интерес детей и взрослых к произведениям устного народного творчества, особенностям быта и традиций русского народа;

-формировать нравственные представления на эмоционально-чувственной основе;

-развитие творческих способностей детей, активизация речи детей;

-доставить радость от полученного результата.

«Хозяйка» посиделок - находится в музыкальном зале.

Звучит мелодия русской народной песни.

Хозяйка :

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач

или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И,чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Под русскую народную мелодию «Во горнице во новой.» на середину зала

выходят дети в русских народных костюмах.

Дети :«Наши прадеды любовно топором тесали бревна,

Гвозди крепко забивали, песни громко распевали».

«Что избе – капризы моды, что ей годы непогоды.

В ней хозяевам не тесно, и для гостя хватит места»

«Ухмыляются иные,а изба стоит и ныне:

Не сломалась, не сгорела, лишь немного постарела»

- На пиру большом и малом, на веселье небывалом, мы вам скажем без

утайки: не прожить нам без хозяйки!

- Дорогих гостей встречает, добрым словом привечает! И так вышло, что на

днях у неё мы все в гостях!

- Принимай, хозяйка, нас! Начинаем! В добрый час

Хозяйка: Здраствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Рада вас видеть у себя в гостях, в своей горнице.

Будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе.Здесь они: пряли, пели,, вязали, вышивали, плели лапти и корзины,играли в разные игры, рассказывали сказки, обменивались шутками- прибаутками.

Такие вечера назывались посиделками.

Хозяйка:

Посиделки не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать

загадки?Давайте отгадаем загадку и узнаем, что же в избе было самым

главным?

Я люблю на ней лежать,

Только это не кровать.

А избы моей сердечко Русская большая (печка)

(Ответы детей)

Ребенок: Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь- это сердце

дома. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и

уютно.

Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили

продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики, зимой под

печкой держали кур. Как встанет поутру хозяйка, так

первым делом начинает растапливать печку. Топят печь дровами и лучшими

считаются берёзовые и дубовые. Печка — деревенская кормилица.

Хозяйка

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(Ответы детей)

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйка

Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

(Ответы детей)

Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка

со скалочкой»,

Хозяюшка: Ребята посмотрите, а это, что за предмет такой дивный?

Дети: Это прялка.

Хозяюшка: Для чего она нужна?

Ребёнок. Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было

столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка.

Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали

учиться прясть с детства. Прялка была одним из самых почитаемых

предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего

мастера ко дню свадьбы в подарок. Прялки были разных форм и размеров.

Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же

донца, на которое садится пряха. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней

пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пели песни, а вы хотите послушать?

Дети:да:

Хозяюшка: Давайте послушаем песню.

Песня «Прялица»

1. У меня в светёлке прялка у оконца,

Буду прясть я утром лучики из солнца.

Пусть согреют землю золотые нити,

Вы меня, подружки, только попросите,

Вы меня, подруженьки, только попросите.

2. Днём дожди косые буду прясть из тучи,

Травы под дождями зеленеют лучше!

По лугам ручьями разбегутся нити,

Вы меня, подружки, только попросите,

Вы, меня, подруженьки, только попросите

Хозяюшка: Дети понравилась Вам песенка?

Дети-да!

Хозяюшка: Играть в игры любите?

Дети: Да!

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.

Выходите ладушки- красавицы покажите своё мастерство

Как музыка начнёт играть, надо ниточку в клубочек намотать.

А как закончит музыка играть, значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание? Начинаем соревнование

Игра «Смотай клубочек» .

Хозяйка : Молодцы девочки, настоящие мастерицы какие красивые клубочки смотали, потрудились вы хорошо.

А теперь я вас всех приглашаю поиграть в

р. н. и. «Иголка и ниточка»(куда иголка потянется, туда и ниточка, главное чтобы ниточка не оборвалась).

Хозяйка: Молодцы поиграли мы на славу, а теперь присядем рядышком. Дальше «Бой Скороговорок» разрешите мне начать.

Кто –то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Ребёнок: Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам её повторить, что комара

словить.

Хозяйка: Слушайте, запоминайте да складно, быстро повторяйте.

-

Три сороки тараторки тараторили на горке!

Дети по очереди соревнуются.

Хозяйка хвалит детей. Ну что же продолжаем,туесок мой открывайте,

скороговорки вынимайте.

Прочитайте –ка скорей да скажите веселей.

Ребята по очереди достают скороговорки из туеска и

проговаривают их.

1. Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

2. Маша Ромаше.

Дала сыворотки из

под простокваши.

3.Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

4. Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

5. Семь суток соpокa стapaлaсь, спешилa, себе сaпоги сыpомятные сшилa.

6. Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Просторочены в срок –

Сразу поссорились,

Сразу поссорились,

Сразу поссорились

Сорок сорок!

7. Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Хозяика : Ай да молодцы ребята. Славно, славно у вас получается.

А наши посиделки продолжаются.

Есть таланты на Руси

Говорю уверенно.

Раз народ ещё поёт

Знать, не всё потеряно!

Дети, а вы знаете частушки?

Дети: Да, знаем!

Хозяюшка: Ну, тогда может быть, порадуете нас частушками?

Частушки

Вот га

рмошка заиграла, Мы частушки запоём.

И пустились ноги в пляс. Запоём мы громко.

Мы весёлые частушки Затыкайте ваши уши,

Пропоём сейчас для вас. Лопнут перепонки.

Не хотела я плясать Если б не было воды,

Стояла и стеснялася, Не было б и кружки.

А гармошка заиграла, Если б не было девчат,

Я не удержалася. Кто бы пел частушки?

Девочки беляночки,

Где ж вы набелилися?

Мы вчера коров доили

Молоком умылися.

У берёзки, у сосёнки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы

как конфеточки.

Мы пропели вам частушки.

Вы скажите от души:

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши

Хозяюшка: Спасибо вам девочки за такие веселые частушки. Ребята а какие же русские посиделки без веселья? А какое же веселье

без настоящей народной игры!

Игра «Бой петухов» - это не драка, а именно старинная русская забава.

Правила игры:

Петухи становятся в круг на одной ноге, другую подгибают руки держаться спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги.

Хозяюшка: Ай, да молодцы! Позабавили нас и себя повеселили!

Хозяюшка: Сяду рядышком на лавке, вместе с Вами посижу.

Раньше, в старину, на посиделкахлюбили играть в разные игры: и в словесные, и в подвижные, давайте с Вами поиграем в р. н. и»Плетень»

Игра «Плетень»

Хозяйка :Вот и подошли к концу наши посиделки. Нам пришла пора прощаться, но я вас буду ждать в гости.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

«Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект развлечения для подготовительной группы «Обычаи и традиции русского народа. Посиделки»
Опубликовано: 27 января 2021 в 16:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Весна идет» Образовательная область «Познание» Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция...
Конспект НОД в средней группе «Мамин праздник»
Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие» в средней группе Тема: «Мамин праздник» Программные задачи: 1. Обогащать и активизировать словарь...