Получи документы

Конспект родительского собрания «Как развивать мелкую моторику ребёнка»

Наталья Кочурова
Конспект родительского собрания «Как развивать мелкую моторику ребёнка»

Конспект родительского собрания по теме : «Как развивать мелкую моторику ребёнка

Цель: повышение компетенции родителей в вопросе важности работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. раскрыть понятие мелкой моторики;

2. рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;

Публикация «Конспект родительского собрания „Как развивать мелкую моторику ребёнка“» размещена в разделах

3. познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

Предварительная работа: анкетирование родителей : «Что вы знаете о развитии мелкой моторики

Наглядный материал: выставка пособий и игр для развития мелкой моторики, выставка творческих работ детей по развитию мелкой моторики

Список литературы:

1. Лопухина, И. С. Логопедия «Речь. Ритм. Движение», Корона-Принт, Санкт –Петербург 2014г.

2. Рымчук, Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/ Д: Владис; М. : РИПОЛ классик, 2008.

3. Савина, Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», пособие для родителей и педагогов, М. : Издательство: АСТ: Астрель, 2007г.

4. Серебрякова, Н. В. «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста», КАРО Санкт –Петербург, 2014г.

5. Светлова Инна «Развиваем мелкую моторику рук и координация движений рук», М. : Эксмо-Пресс, 2001г.

6. Тимофеева, Е. Ю., Чернова, Е. И. «Пальчиковая гимнастика». Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. Издательство: «Корона-Век», 2008г.

7. Цвынтарный, В. В. «Играем с пальчиками и развиваем речь», Издательство: СПБ. :Лань, 1997г.

8. Янушко, Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Издательство «Мозайка-Синтез», 2007г

План проведения.

1. Вступление (вопросы-ответы для активизации родителей).

2. Презентация «Развитие мелкой моторики».

3. Показ мягких книг из фетра для развития мелкой моторики, изготовленных своими руками. Мастер – класс по изготовлению этих пособий.

4. В заключении родителям предлагаются памятки по развитию мелкой моторики и буклет с примерами пальчиковой гимнастики.

Ход собрания:

Уважаемые родители! Тема нашего собрания «Как развивать мелкую моторику ребёнка

Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

Работая с анкетами, которые я попросила вас заполнить, я поняла, что не все родители понимают как, и для чего нужно развивать мелкую моторику.

Вопрос к родителям : А как вы понимаете, что это такое мелкая моторика? Почему её надо развивать? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога. Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.

Кроме того, доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Как сказал Василий Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев»

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.

Вопрос к родителям : Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую. Что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Существуют разные способы для развития мелкой моторики рук. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Чтобы подробно и наглядно познакомить вас с тем, как можно развивать мелкую моторику, я подготовила презентацию.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей», которая включает:

1. значение развития мелкой моторики;

2. как можно развивать мелкую моторику дома;

3. фото детей (как мы развиваем мелкую моторику в детском саду).

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей»

Значение развития мелкой моторики :

- повышают тонус коры головного мозга.

- развивают речевые центры коры головного мозга.

- стимулируют развитие речи ребенка.

- согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

- способствуют улучшению артикуляционной моторики.

- развивают чувство ритма и координацию движений.

- подготавливают руку к письму.

- поднимают настроение ребенка.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям : Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры? Предложить показать игры. (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

«Капуста».

Мы с вами познакомились с двумя играми, а их великое множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете.

Существует многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка. Развитие возможно только в игровой форме. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценировки. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить). Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям : Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества. Развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Возможно, вам несколько раз придется показать тот или иной прием, прежде чем ребёнок поймёт и сделает правильно.

3. Аппликация – ещё один эффективный способ развития мелкой моторики рук.

Вопрос родителям : Из каких материалов можно сделать аппликацию? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, нитки, крупа, вата, бисер, ткань и т. д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики рук салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками дети сминают их кончиками пальцев в комочки. И заполняют ими контуры рисунка. Со временем пальчики становятся более ловкими, а выполненные аппликации более сложными.

Так же полезна для пальчиков обрывная аппликация. Разрывание бумаги на мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Примером обрывной аппликации была коллективная работа «Аллея в парке», которая висела у нас в раздевалке.

4. Игры с крупами, бусинками, пуговицами, прищепками и другими материалами - это тоже способ развития мелкой моторики рук. Опираясь на ответы ваших анкет, я поняла, что не все родители позволяют своим детям играть с такими предметами.

Вопрос родителям : Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится. Далеко не каждая мама готова проводить в доме уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

В нашем детском саду есть пособия для развития мелкой моторики рук детей, которые я сделала своими руками это «Фантазии с прищепками», «Собери по образцу», «Найди игрушку», «Чудесный сундучок», «Пальчики здороваются», «Резиночка», «Рисунок на крупе», «Спрячь платочек», «Упражнения с пробками», «Упражнения с бигудями-липучками», «Крутись, карандаш».

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

- рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

- мозаика, пазлы, конструктор, шнуровки – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

А сейчас на слайдах я покажу вам фотографии ваших деток и вы увидите, как мы развиваем мелкую моторику рук в детском саду.

В анкетах я увидела, что почти все родители готовы принять участие в выставке пособий для развития мелкой моторики рук у детей. Я предлагаю вам изготовить пособия для наших детей. Сейчас я покажу вам мягкие книжки из фетра, которые я изготовила для детей сама и расскажу, как их можно сделать. Детям очень нравится играть с этими книгами.

Когда мы сделаем выставку, вы все посмотрите, какие игры получились и, таким образом наша группа пополнится новыми пособиями для развития мелкой моторики рук.

И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

И в заключении хочу поблагодарить вас за то, что вы нашли время и пришли на собрание. Надеюсь, что вам понравилось наше общение, и вы получили много новой и интересной информации. Также хочу предложить вам памятки по развитию мелкой моторики и буклеты с примерами пальчиковых игр.

Публикации по теме:

Как развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет Как развить мелкую моторику рук Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий. Большинство детей при поступлении в школу испытывают.

Как развивать мелкую моторику рук ребенка Мелкая моторика — это точные согласованные мелкие движения кистями и пальцами рук и ног. Согласованность этих движений достигается с помощью.

Конспект родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Конспект родительского собрания «Как развивать память с самого раннего возраста» Родительское собрание в 1 младшей группе. Как развивать память с самого раннего возраста Все люди рождаются с разными способностями к запоминанию.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовим ребёнка к школе» Айдаркина Л. А. Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: «Готовим ребёнка к школе»Сценарий собрания Цель: организация.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развиваем мелкую моторику». Цель: - познакомить родителей с понятием мелкая моторика, рассказать о ее значении в развитии всех психических процессов ребенка, показать.

Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.

Круглый стол с родителями по теме «Как развивать мелкую моторику рук дома» Круглый стол с родителями по теме «Как развивать мелкую моторику рук дома.» Цель: Донести до сведения родителей, что очень важно, развивать.

Консультация для воспитателей «Очень важно, очень нужно развивать мелкую моторику рук детям с речевыми нарушениями» Вот мы и выросли и скоро в школу, а пальчики нас не слушаются, капризничают. Что же делать? Вообще-то работу по развитию мелкой моторики.

Консультация для родителей «Играя, познаем мир. Почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка?» «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Как развивать мелкую моторику ребёнка»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 19:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД