Конспект родительского собрания «Как развивать мелкую моторику ребёнка»

Наталья Кочурова
Конспект родительского собрания «Как развивать мелкую моторику ребёнка»

Конспект родительского собрания по теме: «Как развивать мелкую моторику ребёнка

Цель: повышение компетенции родителей в вопросе важности работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. раскрыть понятие мелкой моторики;

2. рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;

3. познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

Предварительная работа: анкетирование родителей: «Что вы знаете о развитии мелкой моторики

Наглядный материал: выставка пособий и игр для развития мелкой моторики, выставка творческих работ детей по развитию мелкой моторики

Список литературы:

1. Лопухина, И. С. Логопедия «Речь. Ритм. Движение», Корона-Принт, Санкт –Петербург 2014г.

2. Рымчук, Н. «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Савина, Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», пособие для родителей и педагогов, М.:Издательство: АСТ: Астрель, 2007г.

4. Серебрякова, Н. В. «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста», КАРО Санкт –Петербург, 2014г.

5. Светлова Инна «Развиваем мелкую моторику рук и координация движений рук», М.: Эксмо-Пресс, 2001г.

6. Тимофеева, Е. Ю., Чернова, Е. И. «Пальчиковая гимнастика». Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. Издательство: «Корона-Век», 2008г.

7. Цвынтарный, В. В. «Играем с пальчиками и развиваем речь», Издательство: СПБ.:Лань, 1997г.

8. Янушко, Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Издательство «Мозайка-Синтез», 2007г

План проведения.

1. Вступление (вопросы-ответы для активизации родителей).

2. Презентация «Развитие мелкой моторики».

3. Показ мягких книг из фетра для развития мелкой моторики, изготовленных своими руками. Мастер – класс по изготовлению этих пособий.

4. В заключении родителям предлагаются памятки по развитию мелкой моторики и буклет с примерами пальчиковой гимнастики.

Ход собрания:

Уважаемые родители! Тема нашего собрания «Как развивать мелкую моторику ребёнка

Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

Работая с анкетами, которые я попросила вас заполнить, я поняла, что не все родители понимают как, и для чего нужно развивать мелкую моторику.

Вопрос к родителям: А как вы понимаете, что это такое мелкая моторика? Почему её надо развивать? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога. Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плохо работают ножницами. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.

Кроме того, доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Как сказал Василий Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев»

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, с какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога. Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую. Что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Существуют разные способы для развития мелкой моторики рук. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Чтобы подробно и наглядно познакомить вас с тем, как можно развивать мелкую моторику, я подготовила презентацию.

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей», которая включает:

1. значение развития мелкой моторики;

2. как можно развивать мелкую моторику дома;

3. фото детей (как мы развиваем мелкую моторику в детском саду).

Презентация «Развитие мелкой моторики рук у детей»

Значение развития мелкой моторики:

- повышают тонус коры головного мозга.

- развивают речевые центры коры головного мозга.

- стимулируют развитие речи ребенка.

- согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

- способствуют улучшению артикуляционной моторики.

- развивают чувство ритма и координацию движений.

- подготавливают руку к письму.

- поднимают настроение ребенка.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры? Предложить показать игры. (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

«Капуста».

Мы с вами познакомились с двумя играми, а их великое множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете.

Существует многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка. Развитие возможно только в игровой форме. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценировки. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить). Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.

2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества. Развиваются творческие задатки, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций. Возможно, вам несколько раз придется показать тот или иной прием, прежде чем ребёнок поймёт и сделает правильно.

3. Аппликация – ещё один эффективный способ развития мелкой моторики рук.

Вопрос родителям: Из каких материалов можно сделать аппликацию? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, нитки, крупа, вата, бисер, ткань и т. д. Но, особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики рук салфеточная аппликация. При работе с бумажными салфетками дети сминают их кончиками пальцев в комочки. И заполняют ими контуры рисунка. Со временем пальчики становятся более ловкими, а выполненные аппликации более сложными.

Так же полезна для пальчиков обрывная аппликация. Разрывание бумаги на мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Примером обрывной аппликации была коллективная работа «Аллея в парке», которая висела у нас в раздевалке.

4. Игры с крупами, бусинками, пуговицами, прищепками и другими материалами - это тоже способ развития мелкой моторики рук. Опираясь на ответы ваших анкет, я поняла, что не все родители позволяют своим детям играть с такими предметами.

Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится. Далеко не каждая мама готова проводить в доме уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

В нашем детском саду есть пособия для развития мелкой моторики рук детей, которые я сделала своими руками это «Фантазии с прищепками», «Собери по образцу», «Найди игрушку», «Чудесный сундучок», «Пальчики здороваются», «Резиночка», «Рисунок на крупе», «Спрячь платочек», «Упражнения с пробками», «Упражнения с бигудями-липучками», «Крутись, карандаш».

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

- игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

- рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.

- мозаика, пазлы, конструктор, шнуровки – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

А сейчас на слайдах я покажу вам фотографии ваших деток и вы увидите, как мы развиваем мелкую моторику рук в детском саду.

В анкетах я увидела, что почти все родители готовы принять участие в выставке пособий для развития мелкой моторики рук у детей. Я предлагаю вам изготовить пособия для наших детей. Сейчас я покажу вам мягкие книжки из фетра, которые я изготовила для детей сама и расскажу, как их можно сделать. Детям очень нравится играть с этими книгами.

Когда мы сделаем выставку, вы все посмотрите, какие игры получились и, таким образом наша группа пополнится новыми пособиями для развития мелкой моторики рук.

И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.

И в заключении хочу поблагодарить вас за то, что вы нашли время и пришли на собрание. Надеюсь, что вам понравилось наше общение, и вы получили много новой и интересной информации. Также хочу предложить вам памятки по развитию мелкой моторики и буклеты с примерами пальчиковых игр.

Публикации по теме:

Как развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет Как развить мелкую моторику рук Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий. Большинство детей при поступлении в школу испытывают.

Как развивать мелкую моторику рук ребенка Мелкая моторика — это точные согласованные мелкие движения кистями и пальцами рук и ног. Согласованность этих движений достигается с помощью.

Конспект родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Конспект родительского собрания «Как развивать память с самого раннего возраста» Родительское собрание в 1 младшей группе. Как развивать память с самого раннего возраста Все люди рождаются с разными способностями к запоминанию.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовим ребёнка к школе» Айдаркина Л. А. Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: «Готовим ребёнка к школе»Сценарий собрания Цель: организация.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развиваем мелкую моторику». Цель: - познакомить родителей с понятием мелкая моторика, рассказать о ее значении в развитии всех психических процессов ребенка, показать.

Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.

Круглый стол с родителями по теме «Как развивать мелкую моторику рук дома» Круглый стол с родителями по теме «Как развивать мелкую моторику рук дома.» Цель: Донести до сведения родителей, что очень важно, развивать.

Консультация для воспитателей «Очень важно, очень нужно развивать мелкую моторику рук детям с речевыми нарушениями» Вот мы и выросли и скоро в школу, а пальчики нас не слушаются, капризничают. Что же делать? Вообще-то работу по развитию мелкой моторики.

Консультация для родителей «Играя, познаем мир. Почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка?» «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Как развивать мелкую моторику ребёнка»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 19:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Праздничная стенгазета к Дню защитника Отечества
Всегда на первом месте будут такие восхитительные человеческие качества, как доблесть, честь, смелость и отвага. Мужчины, которые готовы прийти на помощь по...
Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба»
Конспект экскурсии в мини –музей «Русская изба» Составила: воспитатель старшей группы Яшина Н. А. Цель: формировать представления детей о жизни и быте...
Дидактическая игра «Органы чувств»
Дидактическая игра «Органы чувств» Задачи игры: Простая и доступная игра, которая поможет закрепить, систематизировать представление и знание детей об...