Получи документы

Конспект родительского собрания «Кризис 3-х лет»

Ирина Соколова
Конспект родительского собрания «Кризис 3-х лет»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 комбинированного вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

Конспект родительского собрания

«Кризис 3-х лет»

Разработала:

воспитатель Соколова И. А.

2018 г.

Санкт - Петербург

Цель: Обогащение родительских представлений о кризисе 3-х лет., сплочение родительского коллектива.

Задачи:

Публикация «Конспект родительского собрания „Кризис 3-х лет“» размещена в разделах

1 Раскрыть понятие «кризис трех лет».

2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.

3. Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризиса.

4. Сплочение родительского коллектива.

Предварительная работа:

1. Размещение консультации в родительском уголке «Возрастные особенности детей 2-3 лет»;

2. Анкетирование родителей «Какие трудности вы испытываете в воспитании своего ребенка?» и обработка результатов;

3. Подготовка памятки «Кризис трех лет» для раздачи родителям на собрании.

Повестка дня:

1. Вступительное слово.

2. Возрастные особенности развития детей 3лет.

3 Проблемные ситуации и их решение.

4. Советы родителям

5. Заключение.

Ход собрания.

1. Вступительное слово

Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников встречи.

Педагог спрашивает у родителей, слышали ли они когда-нибудь про «кризис 3 лет», какими отрицательными качествами обладают дети в данный период, может это встречается у вашего ребенка или при наблюдении с другими детьми?

2. Возрастные особенности развития детей 3лет.

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3 лет начинается четкое осознание ребёнком кто он и какой он. Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». Это период «кризиса 3 лет». Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых, идёт противоречие между «хочу и могу». Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире, формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом. Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок.

Кризис 3 лет –один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:

Упрямство

Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

Строптивость

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

Своеволие

Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т. д.).

Симптом обесценивания

Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

Деспотизм

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

Негативизм

Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Протест-бунт

Эмоциональное состояние похожее на состояние войны с окружающим миром. У взрослых бывает так, что делаешь что-то долго и все не получается, а потом как разозлишься, и как сделаешь все просто превосходно. В этом эмоциональном состоянии очень много энергии. Протест-бунт дает ребенку энергию на свершения, для того, чтобы сделать все то, что ему предстоит, а именно, отделиться от родителей и начать многие вещи делать самому.

3 Проблемные ситуации и их решение.

Родителям предлагают разделиться на подгруппы. Каждой группе предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации и каждая группа разыгрывает эту ситуацию и вырабатывает способ решения данной проблемы.

Что делать, если.

1. Оля, девочка 2,5 лет одеваясь на прогулку, категорически отказалась от помощи взрослого обуть ее, хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, которая, невзирая на протесты девочки, обула ее, Оля со слезами на глазах заявила: «Все равно я не буду твоими ботиночками гулять, развяжу, завяжу сама и буду гулять своими».

- Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее позитивное отношение к ребенку и отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. Слова «неумеха», «растяпа» больно ранят его, причиняют ему боль. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, гасят любознательность. В таких случаях следует ребенка подбодрить и помочь. Когда ребенок слишком упрям, не вступайте с ним в бесконечные споры. Вы мудрее его, помогите ему справиться с самим собой. Если это возможно, давайте ему право самому выбрать.

2. Вечер. Мама и папа готовятся ко сну. Девочка Катя 3 лет сидит на полу и играет в игрушки. На просьбу убрать игрушки девочка продолжает играть не обращая внимания на родителей.

-Яркому проявлению строптивости способствуют: авторитарное воспитание в семье;

частые приказы и запреты. Предоставьте ребенку право на собственное решение, чтобы он чувствовал себя более самостоятельно, свободно. Например, вместо приказа “Иди, почисти зубы”, задайте вопрос ребенку содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: “Ты сначала почистишь зубы или оправишь кроватку?”. Также можно применить фразу: “Давай вместе!”.

Например, ребенок говорит: “Не буду умываться!”. А вы предложите ему: “Давай вместе будем умываться!”. А дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться.

3. Мама вместе с сыном Антоном 3 лет пошли в магазин за продуктами. Антон в магазине проявлял большой интерес к покупкам и сам старался брать и класть продукты в корзину. Мама и мальчик взяли все необходимое, и подошли к кассе. Мальчик подойдя к кассе не даёт выложить продукты, расплатиться маме, крича «Мама, я хочу сам! Я большой! Дай мне!»

-Самый лучший способ в данном случае — компромисс (“Давай, я понесу тяжелую

сумку за эту ручку, а ты — за другую”). Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации самому, конфликт с родителями быстро исчерпает себя. И наоборот, любой жесткий запрет приведет к усилению негативных проявлений. В том что, что малыш еще не может сделать, но чему его можно научить, помогайте ему, но не делайте все за него. Пусть с каждым днем прибавляется дел, с которыми он может справиться, растет его уверенность в собственных силах.

Что могут сделать родители:

-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

-Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка.). «А что это там за окном ворона делает» - подобные отвлекающие маневры заинтригуюткапризулю, он успокоится.»

4. Советы родителям

«Развиваем самостоятельность малыша».

1. В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.

2. Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.

3. Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.

4. Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.

5. Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).

6. Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).

7. Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).

8. Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.

9. Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.

10. Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!

5. Заключение.

Итак, период «кризиса трех лет» — это время, когда ребенок из беспомощного, полностью зависимого от взрослого существа, постепенно превращается во все более самостоятельного человека. Он учится ходить, говорить, играть, стремиться исследовать окружающий мир, овладевает умениями, действовать с предметами. И всегда рядом с ним идет взрослый, обучая и воспитывая своего малыша.

Успешное прохождение этого периода очень важно, т. к. закладывается фундамент ваших отношений и в будущих кризисах (особенно подросткового возраста). Также в этом возрасте закладывается базовая характерологическая характеристика: Независимость, самостоятельность в случае успешного прохождения кризиса и стыд, и постоянные сомнения в противном случае.

Кризиса бояться не надо. Любой ребенок должен его пережить, т. к. происходит становление личности. Плохо, когда кризис "забивается" во внутрь ребенка, что может приводить к различным неврозам. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений. Кризис трехлетнего возраста никогда не проходит за пару дней, это тяжелый период и для родителей, и для самого малыша. Наберитесь терпения и анализируйте с ним каждый конфликт, объясняя при этом, где и в чем малыш был не прав. Создавайте в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности. Играйте и разговаривайте с малышом – подобные манеры отвлекут его от капризов. Относитесь к ребёнку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость. А самое главное, любите его таким, какой он есть.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Игрушки для детей» Актуальность: На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка преобладает игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий.

Конспект родительского собрания на тему «Кризис 3-х лет» Тема: "Кризис 3-х лет" Форма мероприятия: Собрание. Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных.

Конспект родительского собрания «Скоро в школу» Конспект родительского собрания "Скоро в школу" Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по подготовке детей к школе. Задачи: 1.

Конспект родительского собрания «Секреты общения» Родительское собрание-квест «Секреты общения» Каждая семья – целый мир, мир своеобразный, С культурой, традициями, приоритетами разными.

Конспект родительского собрания в детском саду на тему «Кризис трех лет» План родительского собрания: 1. Вступительное слово воспитателей Ивановой С. В., Сусловой С. Ю. 2. Выступление заведующей д/с 39 Ельцовой.

Конспект родительского собрания «В гостях у сказки» МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ.

Конспект родительского собрания «Минутка безопасности» Родительское собрание: «Минутка безопасности» Цель родительского собрания: добиться синхронности воспитателя и родителя в профилактике.

Конспект родительского собрания «Адаптация детей к ДОУ» Здравствуйте. Сегодня на нашем первом родительском собрании хотелось бы поговорить об адаптации детей к ДОУ. И так Адаптация — это способность.

Конспект родительского собрания «Семья» «Семья» Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады, что вы, несмотря на бесконечные дела и заботы, пришли сегодня к нам.

Конспект родительского собрания «Воспитание и Любовь!» Тема собрания: «Воспитание и Любовь!» Цели: 1. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями; 2. Помочь родителям проанализировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Кризис 3-х лет»
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 13:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД