Наталия Боровикова
Конспект родительского собрания «Давайте поиграем». Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня наше родительское собрание будет посвящено играм. Да, да, не удивляйтесь- сегодня мы с вами будем учиться играть. Я прекрасно понимаю ваш ропот и возражение- дескать «мы взрослые, занятые, уставшие люди будем тратить свое драгоценное время, некогда нам играть, у нас и так своих дел хватает, а тут еще и вы».
Публикация «Конспект родительского собрания „Давайте поиграем“, Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Предвижу ваши возражения, но все же- «давайте сегодня побудем немного детьми, а для начала вспомним игры своего детства. Вспомните и перечислите, пожалуйста игры, в которые вы, будучи беззаботным ребенком, играли? (Родители перечисляют).
Замечательно, вы даже немного улыбнулись, вспомнив те времена. Итак, к чему я хотела вас подвести этими воспоминаниями?
К тому, что детство, неразрывно связано с игрой, движением.
Игра – это самое первое слово, которое ассоциируется у нас со словом «детство». Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Именно игра помогает маленькому человеку приблизиться к миру взрослых, только вспомните, как ваши малыши порой копируют вас: ваши слова и поступки.
Значением игры в жизни ребенка занимались и занимаются очень умные, знаменитые ученые, педагоги. Позвольте привести вам высказывание замечательного педагога А. С. Макаренко, он писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»
Говоря, о пользе игры для развития детей хочу привести вам две притчи:
-«Я пытался достичь сердце ребенка словами, но они часто проходили мимо него неуслышанными.
Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу ребенка?» воскликнул я.
Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
-«Один лама со своими учениками играл в игры. Тому, кто выигрывает вручал что-нибудь сладкое и сразу же какое-то наставление давал.
Другие ламы проводили со своими учениками долгие занятия, и осуждали любителя игр. Но когда стали проверять знания учеников, оказалось, что те, кто играл в игры знали материал глубже и полнее.»
Неправы те родители, которые смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»- девиз таких родителей. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра, повторим, имеет чрезвычайно большое значение в развитии ребенка.
А теперь скажите, во что играют ваши дети дома, каковы сюжеты их игр?
Есть не в пример наукам хитрым
Совсем нехитрая одна:
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна.
К сожалению, информационная среда, в которой мы все с вами находимся, не лучшим образом влияет на наших детей. Наши дети все чаще становятся в своих играх человеками-пауками, трансформерами и т. д., уходят от реального мира в виртуальный. Компьютерные игры с насилием и безнаказанностью пагубно влияют на неокрепшее сознание детей, приводят к необратимым ужасным последствиям. Мой опыт показывает, что наши дети, к сожалению, становятся более равнодушными, а порой даже жестокими. Я нисколько не призываю вас отказаться от благ современности, это невозможно, но снизить риск их пагубного влияния на детей в наших силах. Контролируйте, пожалуйста, в какие компьютерные игры, с каким содержанием играет ваш ребенок!
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Овладение речью – важный этап в жизни ребенка: речь необходима для общения со взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы. Развитие речи включает разные компоненты: становление звукопроизношения, обогащение словарного запаса, формирование грамматического и лексического строя речи, развитие общеречевых навыков и связной речи.
Достичь этой цели помогают игры, в которые мы играем с детьми.
В наш век интернета и компьютерных технологий я хочу предложить вам ряд простых, но очень полезных с точки зрения развития речи ребенка, игр.
Данные игры не требуют от вас никаких материальных затрат, что, конечно, тоже имеет большое значение. Эти игры призваны лишь способствовать развитию речи, умственному развитию вашего ребенка и более тесному вашему общению с ним. Ведь, как известно, одной из потребностей человека является потребность в общении, а для современных детей удовлетворение потребности в речевом общении со взрослым особенно актуальна.
«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения»-сказал А. Де-Сент Экзюпери.
В предлагаемые вам игры можно играть в любом месте, в любое удобное для вас и ребенка время.
Итак, начнем мы с игр, способствующих развитию словаря. Для этой цели хорошо подходят игры -соревнования «Кто больше назовет» (птиц, животных жарких стран, рыб, предметов мебели и т. д., «Назови предмет другими словами» (животное, которое сторожит дом)
«Подбери слова»(Лиса (какая….)
«Что на что похоже и почему?»
«Назови одним словом» (девочка с голубыми волосами-Мальвина)
«Отвечай, но цвет не называй»
(Какого цвета небо? Как незабудка)
«Кто самый внимательный». Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т. д
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым?» На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т. д.
«Я дарю тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый- незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
«Придумай новое слово» (девочка много капризничает, значит она …капризная.)
«Назови семью» (папа –баран, мама-, детеныш.)
«Скажи наоборот» –активизация словаря антонимов
«Большое и маленькое»
«Назови ласково»
Очень хорошо если к своим играм с ребенком вы добавите несложный атрибут: мяч. Использование мяча в речевых играх способствует улучшению координации движений, т. к. в данном случае будут задействованы не только речевые, но и двигательные зоны головного мозга.
«Интеллектуальный теннис»
Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море- синее; солнце- яркое; дождь- грибной.
«Чей, чья, чьё» (образование притяжательных прилагательных)
«Какой, какая, какое» (образование относительных прилагательных)
«Скажи правильно»
Игры, способствующие развитию грамматического строя речи
«Один и много»
«Много чего»
«Куда и откуда», «Кто, где»
«Посчитаем»
«Живое предложение»
Игры, способствующие развитию фонематического слуха
«Угадай, что звучало»
«Жмурки»
«Ушки на макушке»
Вы будете произносить самые разные слова. Если в них слышится определенный звук, например [с], или тот же звук, но мягкий, то ребенок должен немедленно встать. Если же вы произносите слово, где этот звук отсутствует, то ребенку следует оставаться на своем месте.
Игра «Угощение».
Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т. д. ; Б- банан, бутерброд и т. д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т. д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
Конечно, это далеко не все игры для развития речи ребенка, но, даже играя в предложенные игры, мы с вами сможем добиться хороших результатов в развитии речи
И напоследок, для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, обратите внимание на следующие рекомендации:
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем лёгкому и успешному обучению ребёнка в школе.
Поверьте, играя с ребенком, вы лучше узнаете своего малыша, он никогда не забудет тех замечательных моментов близости, общения с родными людьми. Именно эти моменты общения с близкими остаются с нами самыми теплыми, светлыми воспоминаниями.
«Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Играйте со своим ребёнком!
На этом наша сегодняшняя встреча подходит к концу, благодарю вас за внимание, всего вам доброго!