Папки-передвижки

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей 3–4 лет» в младшей группе

Лариса Беляева
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей 3–4 лет» в младшей группе

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи:

• познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития;

• познакомить родителей с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома;

Публикация «Конспект родительского собрания „Развитие речи детей 3–4 лет“ в младшей группе» размещена в разделах

• способствовать развитию коммуникативных качеств детей;

• воспитывать культуру общения;

• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (воспитатель, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавать новое, открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» : «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенок всесторонне развивался. Только вместе мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии детей.

Сегодня мы поговорим об одном из важнейших познавательных процессов человека – речи.

1. Выступление воспитателя Беляевой Л. А. по вопросу "Особенности развития речи ребенка младшего дошкольного возраста, методы и приемы ее развития ".

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

• речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослым и сверстниками;

• речь становится основой перестройки и мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей :

1) Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста.

2) Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Основу речевого развития ребенок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так же как и не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста большой проявляют интерес к речи : создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывание ребенка не столько свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрос, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

К 4 годам:

• ребенок правильно произносит отдельные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения;

• через слово овладевают основными грамматическими формами речи (появляется мн. Число, винительный и родительный падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы);

• осваивает навыки разговорной речи, выражает свои мысли простыми и сложными словами.

В речи детей этого возраста отмечаются некоторые особенности:

• дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие «ш», «ж», «ч», «щ», сонорные «р», «рь», «л», «ль» звуки, а некоторые их них пропускают;

• дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета, части тела;

• требует совершенствования интонационная сторона речи;

• необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса;

• не все дети могут согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• при построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений;

• детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи;

• дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

Вот вы и познакомились с требованиями к речи ребенка 4-летнего возраста.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях, вне занятий – в игровой и в процессе наблюдений за природой.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги.

Отправляясь на прогулку с ребенком, мы можем:

1) поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано;

2) в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением, повадками;

3) посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

4) загадать загадку и найти отгадку;

5) поискать приметы времени года;

6) познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;

7) прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

8) поиграть в игры: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию».

Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нашей жизнью, беречь и любить все живое.

Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких.

Особенное значение для развития речи ребенка играет чтение детям книг, особенно сказок. Сказка нужна всем – и взрослым и детям. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка может скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей, разрешить конфликт. После прочтения всегда задавайте вопросы, обсуждайте поступки героев, объясняйте значение слов, которые, возможно, ребенок не понял.

А сейчас я хотела бы вас познакомить с речевыми играми, с которыми полезно играть с детьми дома.

2. Выступление воспитателя Ивановой С. С. по вопросу: «Речевые игры, в которые полезно играть с детьми дома».

Игры на активизацию словаря:

1) Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

2) «Отгадай, что это?»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3) Игра «Что для чего?»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

4) Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)

5) «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«кислые», «соленые», «горькие» слова.

6) «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? и пр.

7) «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

Игры на речевое обобщение:

1)«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

2) Игра «Найди дерево» ( выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза:

1) Игра «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.

2) «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи :

1) Игра «Веселый счет»

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)

2) Игра «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.

3)Игра «Все сделал»

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.

4) Игра «Ты идешь, и я иду»

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

5) «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

6) «Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

«7) «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

8) «Упрямые слова»

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.

Игры на развитие связной речи :

1) Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на (что)

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на…

День похож на…

2) Потому что…

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…

Почему ты идёшь спать? и т. д.

3) Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была телёнком.

Бабочка была гусеницей.

Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом.

Лёд был водой и т. д.

4) Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки".

ПРИНЯТЫ РЕШЕНИЯ:

1. Воспитателям совместно с родителями уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играми с мозайкой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозайку.

3. Посетить вместе с ребенком зоопарк, театр, цирк, выставку.

4. Больше бывать на природе, знакомить детей с ее красотой и многообразием.

5. Принимать активное участие в жизни детского сада.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста» Конспект родительского собрания «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста» Воспитатель: Хлюстова Е. Л. Цель:.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт- Петербурга.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Влияние малых фольклорных форм на развитие речи детей 2–3 х лет» Цель: показать значение устного народного творчества в развитии речи детей 2-3х лет. Задачи: 1. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает.

Конспект родительского собрания в младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей с особенностями.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Развитие связной речи старших дошкольников»Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Развитие связной речи старших дошкольников» Тема «Развитие связной речи старших дошкольников» Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной.

Презентация для родительского собрания «Развитие устной речи дошкольников» Хочу вас сегодня познакомить с развитием устной речи дошкольников. Слайд 2 Развитие устной речи зависит от сформированности фонематического.

Протокол родительского собрания во 2 младшей группе «Речевое развитие» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №68» города Ставрополя Протокол №2.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет» Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3-4 лет» Воспитатель: Потапова Надежда Геннадьевна.

Сценарий родительского собрания «Развитие речи ребёнка третьего года жизни» во второй группе раннего возраста Собрание - диспут во второй группе раннего возраста «развитие речи ребёнка третьего года жизни» Цель: познакомить родителей с особенностями.

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе Тема : «Развитие речи младших дошкольников» Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем.

Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей 3–4 лет» в младшей группе
Опубликовано: 22 мая 2019 в 09:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД