Галина Пульникова
Конспект родительского собрания «Посиделки у самовара»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания «Посиделки у самовара»
Тема: «Посиделки у самовара»
Цель: Способствовать формированию у родителей воспитанников компетентности по проблеме развития у детей познавательного интереса через ознакомление с историей предметов старинного быта.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания „Посиделки у самовара“» размещена в разделах
- День самовара, 17 августа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Родительские собрания в детском саду
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
- Представление родителям воспитанников результатов совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми по технологии «Река времени» и мини – музея группы.
- Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
- Развитие тесного взаимодействия между родителями воспитанников и дошкольного образовательного учреждения.
Форма проведения: собрание – кафе.
Участники: воспитатели группы, родители, воспитанники.
Место проведения: групповая комната ( расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга).
Оборудование: иллюстрации к игре «четвертый лишний», старинные предметы из мини – музея группы (чугунок, сковородник, глиняный горшок, подсвечник, керосиновая лампа, деревянная посуда, самовар).
Методы и приемы: Словесный (беседа, рассказ, напоминание, словесная инструкция, познавательные, наводящие и уточняющие вопросы, наглядный (демонстрация панно «река времени», демонстрация иллюстраций, показ способа действий, игровой (игра – хоровод, дидактическая игра).
Планируемый результат: родители повысили свою компетентность по проблеме развития у детей познавательного интереса через ознакомление с историей предметов старинного быта.
Подготовительный этап:
- Приглашение на родительское собрание.
- Работа с детьми, разучивание стихов, частушек, загадок, танца «ложкарей».
- Подготовить раздаточный материал (буклеты по теме собрания).
Этапы собрания :
1. Вводная часть (1мин.).
Представление воспитателем темы и участников собрания.
2. Основная часть(20 мин).
- Выступление воспитателя, представление родителям воспитанников результатов совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми по технологии «Река времени»
- Представление мини-музея группы, проведение воспитанниками экскурсии по мини-музею группы.
3. Подведение итогов (3-5 мин.).
Заключение. Выдача родителям буклетов по теме собрания. Проведение чае - пития с родителями и воспитанниками группы.
Ход собрания:
Вводная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вам.
Вышли мы гостей встречать!
Хлебом-солью привечать!
Будем мы теперь знакомы!
Чувствуйте себя, как дома!
Нам на радость погостите
Столько, сколько захотите!
Воспитатель: Уважаемые родители, Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Меня зовут: Пульникова Галина Александровна, я являюсь студенткой – практиканткой Камышловского педагогического колледжа.
Сегодня мы с детьми расскажем вам о наших путешествиях по реке времени (показываю панно река времени, в которых мы узнали об истории жилища и его благоустройства, а так же покажем старинные предметы, из нашего мини - музея в группе.
Дети получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян, познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами. Пополнили свой словарный запас названиями предметов русского быта.
Это способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Основная часть
Воспитатель: Ну а сейчас мы немного поиграем, и вы дорогие родители узнаете, по истории каких предметов мы путешествовали с детьми.
Дидактическая игра «4—й лишний»
Воспитатель дает задания по группам, беседует с детьми.
Воспитатель: Сейчас я раздам вам иллюстрации с предметами, а вы должны отгадать какой лишний
Первая группа, какой у вас предмет лишний (на иллюстрации изба, пещера, хижина, кровать)
Ответы детей: кровать
А почему кровать лишняя?
Ответы детей: потому что кровать это мебель, а остальное это жилища.
Ребята, давайте вспомним и назовем, в каких жилищах жили древние люди?
Ответы детей: пещера, хижина, игла
А какое жилище появилось в средневековье, как оно называлось?
Ответы детей: изба
А какие дома существуют в наше время?
Ответы детей: многоэтажные, кирпичные, деревянные.
Воспитатель обращается ко второй группе детей.
Воспитатель: Какой предмет лишний изображен у вас на иллюстрации? ( на иллюстрации: табурет, самовар, лавка, стол)
Ответы детей: самовар
А почему самовар лишний?
Ответы детей: Потому что самовар это посуда, а остальное мебель.
Воспитатель: Давайте все вместе вспомним и назовем, что служило в качестве мебели древнему человеку?
Ответы детей: камень, пень.
Воспитатель: А какая мебель стояла в избе, назовите.
Ответы детей: деревянная
Какие предметы мебели появились в наше время и есть в каждом доме?
Ответы детей: диван, кресло, стол, табурет, стул, шкаф, кровать и. т. д.
Воспитатель обращается к третей группе детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на изображения предметов, какой из них лишний (Самовар, тарелка, кресло, ложка)
Ответы детей: кресло
А почему кресло лишнее?
Ответы детей: Потому что кресло – это мебель, а остальное посуда.
Воспитатель: Ребята, помните что древние люди использовали в качестве посуды? Назовите.
Ответы детей: камень, палку, листья.
А какую средневековую посуду вы знаете?
Ответы детей: Самовар, чугунок, горшок, деревянные ложки и чашки.
А какие предметы посуды мы используем сегодня?
Ответы детей: чайник, кастрюля, поварешка, вилки, ножи, ложки, кружки и. т. д.
Воспитатель: Да сегодня очень много разнообразной посуды.
Воспитатель обращается к четвертой группе детей.
Воспитатель: А какой предмет лишний у вас на картинке? (на иллюстрации свеча, лампочка, факел, чайник).
Ответы детей: чайник
А почему чайник лишний?
Ответы детей: Потому что чайник относится к посуде, а остальные предметы нет.
Воспитатель: Что общего у остальных предметов?
Ответы детей: они дают свет
А с помощью чего освещали свои пещеры и хижины древние люди?
Ответы детей: с помощью костра
А как освещали в средневековье замки и избы?
Ответы детей: с помощью свечей, факела, лучины, керосиновой лампы.
А что освещает наши дома?
Ответы детей лампочка
Что помогает лампочке работать?
Ответы детей: электричество
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательными, столько древних, старинных и современных жилищ и предметов запомнили, теперь вы знаете об истории жилища, мебели, посуды, электричества и можете делиться со своими знаниями с другими.
Воспитатель: Ну вот пришло время немного отдохнуть и развлечься.
Эй веселый народ, становись ка в хоровод!
Воспитатель проводит игру хоровод с родителями и детьми.
Давайте встанем в круг, следите за моими движениями и повторяйте их. Сейчас я напевая песню ищу себе «друга», подхожу к нему и на слова «вот ты, вот я» выполняются хлопки. Дальше мы уже вместе двигаемся в рассыпную и ищем себе новых «Друзей» напеваю песню и все повторяется.
Хороводная игра «Я по горенке иду»
Дети расходятся по залу врассыпную и говорят слова.
Я по горенке иду (идут)
Друга милого найду
Вот ты, вот я (хлопки)
Вот компания моя (кружатся вместе, сцепившись локтями).
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Вот и кончилась игра! Вы можете присаживаться на свои места.
Пение детьми частушек (звучит русская народная мелодия)
Воспитатель:
Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте – ка частушки,
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей!
1 ребенок:
Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе!
2 ребенок:
Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
3 ребенок:
Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.
4 ребенок:
Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.
5 ребенок:
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие молодцы!
Воспитатель: В нашем мини – музее есть предметы быта, которые служили русскому народу. Сейчас я передаю слова детям, они будут вам загадывать загадки и рассказывать о старинных предметах.
Воспитатель: А сейчас я передаю слово детям, они проведут для вас экскурсию по нашему мини – музею группы.
6 ребенок:
Ели люди в Древней Руси из деревянной посудой, посмотрите какая она яркая и красивая.
7 ребенок:
Били, мяли, в огне сжигали; остался невредим и людям послужил, что это? (горшок)
8 ребенок:
Первой кастрюлей в Древней Руси служил глиняный горшок, горшки были разные и большие и маленькие.
9 ребенок:
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля (Чугунок)
10 ребенок: Потом появилась металлическая посуда – из чугуна. В чугунной посуде готовили пищу в печах. Потому что она очень прочная
11 ребенок: Что бы было удобно доставать сковороду из печи, использовали сковородник.
12 ребенок:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар).
13 ребенок: а вместо чайника в средневековье пользовались самоваром.
14 ребенок: самовары делали из металла, в них вода закипала очень быстро, а остывала медленно.
15 ребенок:
Оно мне поможет просеять муку,
Я с мамой воздушный пирог испеку. (сито)
16 ребенок:
Для того что бы просевать муку люди использовали деревянное сито.
17 ребенок:
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
18 ребенок
Электричества в Древней Руси не было, избы освещались свечами, которые ставили в разные красивые подсвечники.
19 ребенок:
На смену свечке пришла керосиновая лампа, которая горела при помощи керосина.
20 ребенок:
Керосиновые лампы были разными: подвесную лампу использовали как люстру.
21 ребенок: А еще была настольная керосиновая лампа, возле которой хозяюшки шили, вязали и вышивали.
Воспитатель: А теперь встречайте наш оркестр ложкарей!
Дети играют на ложках и трещотках под русско – народную мелодию.
Заключительная часть
Воспитатель приглашает детей и родителей на чай – питие.
Воспитатель: Мы показали вам то, что есть в нашем мини музее «Быт крестьян на Руси», старое уходит, но его нужно беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это Мы тоже желаем вам добра!
Чаепитие у самовара.
А сейчас мы приглашаем
Всех на чаепитие.
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Воспитатель:
Ну вот и закончились наши задушевные посиделки у самовара!
Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому, До новых встреч, до новых праздников!
Выдача родителям буклетов по теме собрания.
Самоанализ проведенного родительского собрания :
Родительское собрание разработано на тему : «Посиделки у самовара».
Актуальность темы вполне оправдана, ведь старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития познавательного интереса, который способствует формированию миропонимания, мировоззрения, мироощущения, расширению кругозора детей и формированию предпосылок учебной деятельности.
На родительском собрании были представлены результаты совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми по технологии «Река времени» и мини – музея группы.
Содержание родительского собрания состояло из трех взаимосвязанных между собой частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть была направлена на организацию родителей в ходе которой я постаралась заинтересовать на совместное решение проблемы рассказав об ее актуальности.
В ходе основной части мною проведена дидактическая игра с детьми, в ходе которой, дети продемонстрировали полученные знания в ходе занятий по технологии «Река времени», а так же проведена совместная с детьми и родителями игра – хоровод, экскурсия детьми по мини музею группы, в ходе которой дети рассказали о старинных предметах русского обихода.
В ходе заключительной части были подведены итоги встречи и розданы информационные буклеты на тему родительского собрания.
Проведению родительского собрания предшествовала качественная подготовка: Подготовлены удобные стулья для посадки родителей, расставленные полукругом, проведена работа с детьми, занятия с использованием технологии «Река времени», разучивание слов детьми, загадок, частушек, танца «ложкарей».
Следует отметить, что использование нетрадиционной формы родительского собрания, вызвало большой эмоциональный отклик и способствовало развитию тесного взаимодействия родителей воспитанников и дошкольного образовательного учреждения.
К недостаткам работы следует отнести: недостаточно живую и насыщенную беседу с родителями.
Таким образом, родительское собрание прошло на достаточном уровне, так как было насыщенным, не превышало 1 часа, широко использовались наглядные пособия, беседа, создание информационных буклетов. Все это способствовало усвоению родителями материала который я пыталась до нести до каждого и решению поставленных задач.