Конспект родительского собрания в младшей группе «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста»

Наталия Кулагина
Конспект родительского собрания в младшей группе «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в младшей группе

«Песочная терапия

в развитии детей дошкольного возраста»

Цель и задачи:

- дать определение песочной терапии;

- познакомить родителей с песочной игротерапией как методом развивающей и обучающей деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- ознакомить родителей с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем;

- научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться;

- расширить контакт между педагогами и родителями;

- повысить педагогическую культуру родителей.

Оборудование: световой стол для игр и рисования песком, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

Ход собрания :

Воспитатель: Дорогие родители, бабушки и дедушки наших детей! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании, потому что мы понимаем, что без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание и создание для них уютной и благоприятной обстановки в детском саду- невыполнимая задача. Каким должен быть наш союз, что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в группе была радостной и интересной? Об этом пойдёт конкретный разговор на этой встрече. Но вначале, мы с вами поближе познакомимся.

Тренинговое упражнение «Клубочек». Воспитатель держит в руках клубочек и предлагает родителям немного рассказать о себе, о ребенке, о том, что они ждут от детского сада, какие пожелания воспитателям они хотели бы озвучить. Сначала воспитатели говорят о себе, наматывают на палец нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок возвращается к воспитателю, получается замкнутый круг.

Воспитатель: Уважаемые родители! Посмотрите, мы с вами тесно связаны и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.

Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Воспитатель: Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дети играют в разные игры с разнообразными игрушками: дидактические, развивающие, ролевые, настольные. Любая игровая ситуация для ребенка увлекательна. Мы в детском саду организовываем различные виды игр, но, пожалуй, самым увлекательным для детей занятием остаются игры с песком.

Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге.

В нашей группе мы его используем на речевых занятиях, на занятиях по математике. Кроме того, песок помогает нам в играх-развлечениях.

А сегодня я хочу показать, как можно использовать песок в работе с детьми.

Вспомните, как вы были маленькими. Как вы любили летом на морском берегу или просто в песочнице играть с песком и водой. Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды. И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?

Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа с песком - песочная терапия.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении.

Песочные игры бывают трёх видов:

- Обучающие игры:

*моделирование игр-сказок,

*игры на развитие мелкой моторики рук,

*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

- Познавательные игры:

*игры на знакомство с окружающим миром.

*географические игры.

*фантастические игры.

*исторические игры.

- Проективные игры используют психологи и психотерапевты.

Игры с песком хороши своей универсальностью. Для ребенка любого возраста найдется интересная песочная игра. Особое обаяние, присущее песку как игровому материалу, привело к рождению отдельного метода психотерапии - песочная терапия. Но магия песка и сама по себе оказывает нужное воздействие.

Перечислим все положительные эффекты игр с песком:

- развитие мелкой моторики (при манипуляциях с мелкими предметами, фигурками, песком);

- развитие творческого потенциала, фантазии (ребенок придумывает целый мир на песке);

- развитие речи (игра часто сопровождается комментариями, историями, воображаемыми диалогами);

- развитие целенаправленного действия (создаю план-реализую задумку);

- развитие коммуникативных и социальных навыков (когда ребенок играет не один, он взаимодействует с партнерами по игре);

- развитие и гармонизация эмоциональной сферы (в игре находят воплощение волнующие ребенка ситуации, что дает эмоциональную разрядку);

- балансировка психических процессов (возбужденных успокаивает, вялых активизирует);

- по мнению эзотериков, песок имеет способность «заземлять» негативную энергию.

Детям особенно нравится рисовать песком. Податливость песка, его природная магия притягивает детей с первых минут. Я изготовила для работы с детьми световой стол. Рекомендации по изготовлению такого стола я Вам предлагаю как памятку. (см. в Приложении)

Рисование песком - это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Рисование песком - отличный способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосно-вение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.

Создание картины песком- увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно. Мягкийколорит природных оттенков, контраст песка и света, плавность контуров и линий создают Волшебство.

Как правило, используют очищенный песок, который тонкими слоями наносится на подсвеченное стекло. Нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзажии портреты, натюрморты и абстракции. Главное- дать волю воображению и не бояться экспериментировать.

Способы рисования песком:

1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;

2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;

3. Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг;

4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;

5. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами;

6. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и

привычнее;

7. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;

8. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;

9. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). Это занятие особенно рекомендуется специалистами для гиперактивных и сверхвозбудимых детей,ведь оно помогает лучше понять свои чувства и чувства других людей, получить необходимые навыки социального общения, выработать позитивное отношение к себе и окружающим.

Рисуя песком, человек, будь то ребенок или взрослый, задействует и пальцы, и кисти рук. Рисование развивает тонкое тактильное восприятие, требует анализа и гибкости мышления, развивает воображение и раскрывает творческий потенциал. Это занятие придётся по душе абсолютно всем, и маленьким и взрослым.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является– сюжетно-ролевая игра, а ведущая потребность– потребность в общении и творческая активность.

Песочная терапия позволяет раскрыть потенциал ребенка в естественной и безопасной среде путем создания различных сюжетных линий песочных картин.

Построив мир на песке, ребенок начинает обыгрывать его, переставляя фигурки, меняя ландшафты, картина его внутреннего мира оживает. На песке появляется то, что нужно ему в данный момент, то, что ему не хватает и помогает. Выстраивая свой мир, он уже рассуждает, дает объяснения, с помощью психолога анализирует ситуацию, ищет различные способы выхода и развития, приобретает новые качества и опыт. Развитие воображения в этом возрасте дает возможность ребенку рассказывать оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории при условии регулярных занятий по активации воображения. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится договариваться, принимать взгляды других участников, следовать игровым правилам. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением сопоставлять и сравнивать себя с другими и это служит основой адекватной самооценки. На песочном пространстве, находясь в доверительной групповой атмосфере, с помощью сюжетов и различных ролей ребенок повышает уверенность в себе и гармонизирует самооценку. Занятия в песочнице стимулируют инициативу, самостоятельность и творческий процесс у ребенка.

В своей работе с детьми мы большое внимание уделяли именно обучающим и познавательным играм.

Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком, нас в Песочной стране встречает или Песочный человек, или Песочная черепашка, потом начинается «игра» (подбор инструментария для занятий)

Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Родители подходят к песочнице с сухим песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Тактильная разминка

Ручки, как жучки летают.

И в песок они ныряют.

Песочек лапками перебирают

Горку строят и ровняют

А ещё пересыпают

Через сито пропускают

Между ладошками потрут и на место уберут.

В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Упражнение «Песочный ветер».

В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок. Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда (трава)

А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, вы (родители) должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…

Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?

Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?

Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?

Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие познавательной активности. Наступило лето, и мы переносим свои песочные игры на улицу.

Итог собрания

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (нет, нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней). Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители, воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести важное правило: Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

Спасибо за внимание!

Приложение

Как сделать песочницу дома

Классическая песочница, используемая в песочной терапии, имеет размеры 50 см х 70 см х 8 см. Дно изнутри окрашено краской голубого цвета, символизирующей воду:

Для домашнего использования не обязательно точно воспроизводить классический вариант песочницы, можно просто взять любую подходящую по размеру коробку или ящик (только не бумажную, т. к. в игре также используется вода).

Световой стол

Для изготовления ящика Вам понадобится:

1. Доски

2. Фанера

3. Акриловое оргстекло

4. Колоды из дерева

Изначально возьмите доски и фанеру, и соорудите вот такой ящик, который показан на рисунке. Он должен быть глубоким (7-10 см, чтобы песок не высыпался наружу, но при этом можно было легко рисовать.

Далее с двух краёв отступите, одинаковое количество сантиметров и прибейте планки. У Вас получилось место для хранения необходимых атрибутов. Здесь Вы можете хранить крупы, камешки, которые возможно Вам понадобятся для того, чтобы Ваш ребёнок развивался. Следующим шагом Вам нужно сделать прорезь на дне ящика — это нужно для того, чтобы в дальнейшем вставить оргстекло — место для освещения лампой. Размер можно сделать по желанию, например формат бумаги А3 – А2.

Чтобы световой стол был устойчивым, Вам нужно в качестве ножек взять колоды из массива дерева. Также Вы можете их покрасить по Вашему желанию, например в синий и красный – так забавней.

Теперь в прорезь на дне ящика Вам нужно уложить акриловое оргстекло. Необходимо его сделать матовым, для этого положите на стекло лист формата А1 и по всем краям закрепите скотчем или изолентой.

Если Вы всё делали правильно, то у Вас должен получиться стол, как показано на фото ниже. Ничего сложного, а плацдарм для творчества почти готов.

Теперь положите под стол лампу, включите и собственно всё. Вы создали своими руками световой стол для рисования песком!

Вот уже и можно приступать к творческим занятиям. Осталось только купить песок в магазине стройматериалов или же взять прямо с песочницы, просеять его через сито, промыть и прокалить его в духовке. Ещё можно Вам посоветовать творить на световом столе не только песком, а и различными крупами (манкой, например).

Публикации по теме:

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок»«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок» «Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок». «Пальчиковый поход» Цель: развитие мелкой.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Цель: Повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Предварительная работа: Расставить стулья полукругом,.

Конспект родительского собрания в форме КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому.

Конспект родительского собрания в группе среднего дошкольного возраста «Какими мы стали за этот год»Конспект родительского собрания в группе среднего дошкольного возраста «Какими мы стали за этот год» Конспект родительского собрания в группе среднего дошкольного возраста «Лукоморье» Тема: «Какими мы стали за этот год». Подготовили: воспитатели.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников» «Роль семьи в развитии словотворчества старших дошкольников» Составила: Полухина Светлана Анатольевна, воспитатель в. категории Цель: создание.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Адаптация детей в младшей группе. Знакомство с родителями» Родительское собрание «Ваш ребенок пришел в детский сад» Цель: Познакомить родителей воспитанников с содержанием, особенностями и условиями.

Открытое занятие с родителями «Песочная терапия». «Проблемы и перспективы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи». Здравствуйте родители,уважаемые гости. Сегодня мы собрались на очередное заседание"Клуба молодой семьи".Тема семинара-практикума:"Песочная.

План-конспект родительского собрания во второй младшей группе ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ во 2 младшей группе Тема: Развитие речи в семье и детском саду. Задачи: 1. Выступление воспитателя.

Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Проведём мы нашу встречу не совсем обычно,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Тело, организм, эмоции
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект родительского собрания в младшей группе «Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 октября 2016 в 18:45
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе
Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животных Дидактические игры: Игра «Кто у кого? » Цель: употребление родительного падежа...
Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность»
Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» 17-18 января в нашем городе проходили Рождественские...
Фотоотчет о развлечении Пришла Коляда — отворяй ворота!
На Руси торжественно и радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки. Одной...
Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В....
Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа ( возраст детей) : старшая группа ( 5-6...
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...