Надежда Андреева
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Готовность ребенка к школьному обучению»
1. Цель: Ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.
2. Ход собрания:
Публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему „Готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшняя встреча посвящена волнующей всех нас теме: подготовке наших детей к школе. Время пролетело незаметно! Вчерашние малыши вот - вот перешагнут порог школы. Этот переход - значительное событие как для них, так и для нас, родителей. Мы переживаем, надеемся, волнуемся и стремимся дать своим детям все необходимое для успешного начала школьной жизни. Наше сегодняшнее собрание призвано помочь нам в этом непростом деле. А начнем мы с небольшой игры.
Игровое упражнение "Раскрась цветок"
Перед каждым из вас лежит одинаковый по форме и размеру цветок и набор цветных карандашей. Пожалуйста, раскрасьте свой цветок. (Родителям предоставляется время на выполнение задания).
А теперь сравните свой рисунок с работами соседей. Обратите внимание: хотя исходный материал был идентичным - цветы одинаковы, карандаши тоже - получились ли абсолютно одинаковые рисунки? (ответ: нет). Эта простая игра иллюстрирует важнейший принцип: дети, даже находясь в одинаковых условиях, развиваются по-разному. Они обладают уникальными способностями, темпами развития, характерами и предпочтениями. Поэтому никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Нет "лучших" или "худших" детей. Есть разные дети, каждый со своими достоинствами и особенностями. Запомните это. Это основной момент в воспитании и подготовке к школе. Не гонитесь за идеальным образом "готового к школе" ребенка. Сфокусируйтесь на развитии потенциала именно вашего ребенка.
А теперь перейдем к другому упражнению.
Игровое упражнение "Портрет будущего первоклассника".
Давайте по кругу будем передавать мяч и называть по одному качеству, которое, во вашему мнению, важно для успешной адаптации ребенка к школе. (Родителям предлагается выполнить задание). Замечательно! Мы услышали много важных качеств: любознательность, усидчивость, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, желание учиться и многое другое.


А теперь поговорим с вами об основных критериях готовности ребенка к школе.
Критерии готовности ребенка к школьному обучению можно разделить на несколько ключевых аспектов: психологическую, познавательную, физическую, интеллектуальную, социальную и мотивационную.
Эти критерии играют важную роль в подготовке детей к началу учебного процесса и обеспечивают успешное освоение школьной программы.
Психологическая готовность к обучению в школе подразумевает наличие у ребенка необходимого уровня психического развития, который позволит ему успешно адаптироваться к новым условиям, таким как обучение в коллективе. Школьные психологи подчеркивают, что подготовка к школе должна включать в себя формирование определенных умений и навыков, соответствующих требованиям, которые предъявляют педагоги. Ребенок должен научиться действовать по образцу, внимательно слушать и выполнять инструкции, а также уметь оценивать свою работу. Важным аспектом психологической готовности является способность следовать установленным правилам и прислушиваться к требованиям взрослых.
В структуре психологической готовности выделяются несколько компонентов. Один из них — личностная готовность. Она проявляется в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. В этом контексте важнейшую роль играет мотивация. Дети, готовые к школе, не просто привлекаются внешними атрибутами, такими как красивые портфели, новые фломастеры или тетрадки, а стремятся к получению новых знаний и умений. Будущему первокласснику необходимо уметь управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что подразумевает наличие развитой учебной мотивации. Волевая готовность является еще одним важным аспектом к обучению. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы волевых действий. Это означает, что он уже способен проявлять внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок должен уметь ставить перед собой цели и разрабатывать планы действий для их достижения. Это включает в себя умение сосредотачиваться на задачах, преодолевать трудности и не сдаваться при возникновении сложностей.
Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: «», «», «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Физическая готовность также является важным критерием. Она включает в себя развитие моторики, координации движений и общей физической активности ребенка. Школа предъявляет определенные требования к физическому состоянию учащихся, и дети должны быть в состоянии справляться с нагрузками, связанными с обучением. Это подразумевает не только хорошую физическую форму, но и здоровье, которое позволяет ребенку активно участвовать в учебном процессе.
Интеллектуальная готовность охватывает уровень развития мыслительных процессов, таких как внимание, память, логическое мышление и воображение. Дети должны обладать определенными знаниями и умениями, которые помогут им успешно усваивать школьную программу. Это включает в себя базовые навыки чтения, письма и счета, а также умение работать с информацией и применять полученные знания на практике.
Социальная готовность подразумевает способность ребенка взаимодействовать с окружающими, работать в группе, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы ребенок умел находить общий язык с другими, проявлял эмпатию и уважение к чужим мнениям. Умение строить социальные связи и адаптироваться к новым условиям является важным аспектом успешной учебы в школе.
Мотивационная готовность включает в себя внутренние побуждения ребенка к обучению. Это может проявляться в интересе к учебным предметам, желании узнавать новое и стремлении к самосовершенствованию. Мотивация может быть как внешней, так и внутренней. Внешняя мотивация связана с поощрениями и наградами, которые ребенок может получать за свои достижения, в то время как внутренняя мотивация возникает из желания самого ребенка учиться и развиваться.
3. Заключение
Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению — это многогранный процесс, который включает в себя различные аспекты. Каждый из этих критериев важен для успешной адаптации ребенка к новым условиям и для его дальнейшего развития. Подготовка к школе должна быть комплексной и учитывать все эти аспекты, чтобы обеспечить ребенку максимально комфортный и продуктивный переход в мир школьного обучения.
Рекомендации для родителей.
* Помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
* Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке.
* Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
* Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
* Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
* Приучайте ребенка к самостоятельности.
* Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
* Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Свое выступление я хочу закончить таким стихотворением:
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
А. Лопатина
Спасибо за внимание! До новых встреч!