Получи документы

«Летние приключения». Конспект НОД с детьми старшей группы по теме «Закрепление модели повествовательного рассказа»

Елена Вьюнышева
«Летние приключения». Конспект НОД с детьми старшей группы по теме «Закрепление модели повествовательного рассказа»

Цель: формирование обобщенных представлений о структуре повествовательного высказывания.

Задачи:

1. Образовательные:

Словарь: активизация употребления в речи слов, передающих личные впечатления и события из личного опыта;

Грамматика: упражнять в использовании предложений различных типов: простые и сложные;

Звуковая культура речи: продолжать развивать артикуляционную моторику; создавать условия для полноценной сенсомоторной реализации высказывания;

Публикация «„Летние приключения“, Конспект НОД с детьми старшей группы по теме „Закрепление модели повествовательного рассказа“» размещена в разделах

Связная речь: формировать обобщенные представления о структуре повествовательного высказывания : экспозиция, завязка действия, развитие действия, развязка действия; продолжать развивать умения составления высказываний из личного опыта.

2. Развивающие: создавать условия для развития элементарной осознанной речевой активности; развивать умения выделять характерные и существенные связи в построении связных высказываний на основе деятельности моделирования.

3. Воспитательные: продолжать воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая, высказываться по очереди.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций и фотографий на тему летнего отдыха; беседа с детьми на тему «Как я провел лето».

Оборудование: магнитофонная запись «Летние приключения»; детские фотографии на тему летнего отдыха; ватман и фломастеры; магнитофон и чистая магнитофонная кассета.

Индивидуальная работа: упражнять в использовании предложений различных типов: дети с высоким уровнем развития – сложные (Лиза, Маша., дети со средним уровнем развития – простые (Илья, Насибахон.)

сидеть на перевернутом стуле Х – ноги (Кира, Аня)

Ход НОД

1часть. Создание речеактивизирующей ситуации.

Восп-ль вносит в группу магнитофонную кассету с записью дидактических рассказов в исполнении детей. Загадывает загадку:

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

Но стоит ручку повертеть,

Он будет говорить и петь.

(Радио)

Дети отгадывают загадку. В случае затруднения восп-ль задает вопросы: 1) О чем говорится в загадке? 2) Что может «делать» сундучок? 3) Что нужно сделать, чтобы он «заговорил» и «запел»? 4) Что в доме, если включить, будет «говорить» и «петь»?

Восп-ль: Для чего нужно радио?

Дети: слушать музыку, сказки, петь вместе с ним, слушать новости и т. д.

Восп-ль: Правильно. Радио рассказывает обо всем, что делается на свете. Ребята из другого садика тоже решили сделать свою радиопередачу и записали ее на магнитофон, чтобы все могли послушать. Хотите послушать?

Восп-ль включает магнитофонную запись с дидактическими рассказами.

Запись:

Ребенок 1: Внимание! Внимание! Говорит детская радиостудия «Маячок». Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня наша передача будет про лето, про то, как мы отдыхали. Свои истории расскажут вам мои друзья.

Ребенок 2: Здравствуйте, меня зовут Оля. Я расскажу вам о том, как мы ездили в деревню. Летом мама и папа повезли меня в деревню. Мы ехали на машине долго, долго и приехали только вечером. В деревне нас встретила моя подруга Таня. Она очень веселая и добрая. Мы вместе с ней играли. Когда было жарко, мы ходили купаться на речку. Вечером к нам приходили гости, и мы пили чай с вареньем. Когда отпуск закончился, мама и папа приехали и забрали меня домой.

Ребенок 3: Здравствуйте, меня зовут Андрей, я расскажу вам о том, как мы отдыхали в парке. Однажды в воскресенье, когда мама и папа были дома, мы пошли гулять в парк. Парк находится далеко от нашего дома, поэтому мы ехали туда на автобусе. Когда мы пришли в парк, я увидел столько качелей и каруселей! Там были лодочки, машинки, большое колесо обозрения.

Я катался на всех качелях, но больше всего мне понравились «горки». Потом мы с мамой и папой ели мороженное. Вечером мы приехали домой.

Восп-ль: Понравилось вам слушать ребят? Интересно они рассказывают? А вам хотелось бы сделать свою радиопередачу и записать ее на магнитофон?

Дети высказывают свое мнение.

2 часть. Развитие действий внутреннего программирования.

Восп-ль: Как вы думаете, почему так интересно было слушать этих ребят?

Дети: они хорошо рассказывают, у них было много всего интересного и т. д.

Восп-ль: Что нужно сделать, чтобы ваш рассказ получился интересным?

Дети: говорить громко, правильно, выразительно и т. д.

Восп-ль: Хотите научиться рассказывать красиво и правильно, чтобы другим интересно было слушать вашу радиопередачу? Тогда давайте послушаем, как и о чем рассказывают наши друзья, а чтобы нам не забыть, как они рассказывают, мы будем зарисовывать значками, о чем надо говорить.

Восп-ль приготавливает лист ватмана и фломастеры для зарисовки модели повествовательного рассказа.

Восп-ль: Послушайте внимательно, с чего начинают свой рассказ дети, о чем они говорят?

Зачитываются начала повествований :

1. Летом мама и папа повезли меня в деревню.

2. Однажды в воскресенье, когда мама и папа были дома, мы пошли гулять в парк.

Вопросы к детям: 1) О чем рассказывают дети в начале? 2) Что они сообщают? 3) Чем похожи начала рассказов у ребят?

Дети подводятся к выводу, что в начале рассказа, всегда говорится где, когда происходили события и кто главные герои. Вводятся условные обозначения модели этих частей рассказа.

- в каком месте, где, в какое время происходили события, приключения

- кто главный герой или герои, какой он

Восп-ль просит еще раз вспомнить, с чего надо начинать рассказ, указывая на блоки модели, затем зачитывает то, о чем надо говорить дальше:

1. Мы ехали на машине долго, долго и приехали только вечером. В деревне нас встретила моя подруга Таня. Она очень веселая и добрая.

2. Парк находится далеко от нашего дома, поэтому мы ехали туда на автобусе. Когда мы пришли в парк, я увидел столько качелей и каруселей!

Детям задаются вопросы для анализа общих особенностей содержания этой части повествования : 1) О чем рассказывают дети дальше? 2) Что они сообщают? 3) Чем похожи продолжения рассказов? Делается вывод, что дальше рассказывается о том, с чего начались приключения, события.

Восп-ль: Чтобы понятнее изобразить на нашей записи, я предлагаю нарисовать змею. У нее есть начало? Это ее голова. Теперь, если мы посмотрим на запись, сразу станет понятно, знак вопроса стоит у головы змеи, а это значит, что надо рассказать о том, с чего же начались приключения, события.

- с чего начались приключения, события

Зачитываются в сравнении третья часть рассказов :

1. В деревне нас встретила моя подруга Таня. Она очень веселая и добрая. Мы вместе с ней играли. Когда было жарко, мы ходили купаться на речку. Вечером к нам приходили гости, и мы пили чай с вареньем.

2. Там были лодочки, машинки, большое колесо обозрения. Я катался на всех качелях, но больше всего мне понравились «горки». Потом мы с мамой и папой ели мороженное.

Детям задаются аналогичные вопросы для анализа содержания данной части повествования. Делается вывод, что далее в рассказе сообщается о том, что делали герои, с кем встречались, что происходило. Вводятся условные обозначения части повествования в модели.

- что происходило, с кем встречался и что делал герой

Зачитывается последняя часть рассказа :

1. Вечером мы приехали домой.

2. Когда отпуск закончился, мама и папа приехали и забрали меня домой.

С помощью вопросов для анализа уточняется, о чем говорится в конце рассказа. Дети подводятся к выводу, что в завершении сообщается о том, чем все закончилось. Вводятся условные обозначения модели повествования.

- чем все закончилось

Затем восп-ль уточняет всю последовательность повествования по нарисованной модели :

3 часть. Создание условий для сенсомоторного уровня речи.

Восп-ль: Летом весело был отдыхать, гулять, вот и сейчас я предлагаю вам немножко прогуляться.

Физкультминутка:

Солнце светит яркое,

Солнце светит жаркое, (ходьба по кругу)

Землю всю обойдет,

Нам тепло принесет.

Рады солнцу все жучки, (изображаем пальцами рук «ползающих жучков»)

Веселятся бабочки, (изображаем кистями рук «летающих бабочек»)

Хор лягушек поет, (поочередное выполнение упражнений артикул-ой

Ночью спать не дает. гимнастики «Трубочка» и «Улыбка»)

Радость дарит мальчикам (мальчики поднимают руки вверх)

Радость дарит девочкам (девочки поднимают руки вверх)

Солнышко игривое, (ходьба по кругу)

Золотое, милое.

4 часть. Активизация языкового оформления высказывания.

Восп-ль предлагает детям начать работу радиостанции, которой придумывается название, например «Светлячок».

Дети придумывают свои рассказы, восп-ль направляет их внимание на модель, напоминая, что «подсказка» помогает составить правильный и интересный рас-сказ.

Затем рассказы детей записываются на магнитофон через микрофон. Важно сде-лать полный анализ первого рассказа с точки зрения его соответствия струк-туре повествования, отраженной в модели. Рассказ второго ребенка анализируется совместно с детьми.

Модель повествования остается в предметно-развивающей среде группы.

Публикации по теме:

Физкультурно-театрализованный праздник «Лесные летние олимпийские игры» с детьми первой младшей группыФизкультурно-театрализованный праздник «Лесные летние олимпийские игры» с детьми первой младшей группы Физкультурно-театрализованный праздник «Крепышок» в ясельной подгруппе «Лесные летние олимпийские игры» Составили: инструктор по физической.

Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы «Наведем порядок в государстве Царицы Математики» Цель: Закрепить с детьми: порядковый, прямой и обратный счёт в пределах 10. Закрепить знания о геометрических фигурах и геометрических телах.

Конспект образовательной ситуации в Старшей группе Тема: «Составление рассказа по набору игрушек»Конспект образовательной ситуации в Старшей группе Тема: «Составление рассказа по набору игрушек» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1. ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ». 2. Тема ОС «Составление рассказа по набору игрушек.» (метод. лит – ра О. С. Ушакова).

Конструирование по теме «Городской транспорт» с детьми старшей группы (фотоотчет)Конструирование по теме «Городской транспорт» с детьми старшей группы (фотоотчет) Дети на занятии по конструированию учились планировать и строить из конструктора проезжую часть и различные машины. Каждый ребенок придумывал.

Сценарий развлечения «Летние приключения» Ход развлечения: Звучит фонограмма песни «Герои спорта». Дети под музыку входят в зал, делая круг по залу, и садятся на стульчики. Ведущий:.

«Летние приключения новых друзей» — фотоотчет«Летние приключения новых друзей» — фотоотчет Лето пора отпусков. Поэтому, из – за небольшой посещаемости, приходится объединять детей из разных групп в одну. Ни для кого не секрет,.

НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Путешествие по весенним островам» Программное содержание: Обучающие задачи: Уточнить время года, название весенних месяцев, характерные признаки весны, умение образовывать.

План-конспект НОД по предметному рисованию с детьми старшей группы «Радуга-дуга» Цель: 1. Развитие чувства цвета. 2. Воспитание эстетического отношения к природе НОД. Задачи: 1. Продолжить учить детей самостоятельности,.

Сценарий летнего праздника для детей 6–7 лет «Летние приключения» Ход мероприятия: Под веселую музыку дети заходят на площадку и выстраиваются буквой П. На площадку забегает Клоун (в руках шарики) Клоун.

Тема самообразования: «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшей группы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Летние приключения». Конспект НОД с детьми старшей группы по теме «Закрепление модели повествовательного рассказа»
Опубликовано: 15 января 2016 в 04:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД